Этап изучения нового материала




Этап проверки домашнего задания

· Фронтальный опрос по теме «Многообразие пресноводных и морских водорослей»

Выполнение теста по водорослям

Тест

1. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

А. улотрикс

В. Спирогира

С. хламидомонада

2. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

А. улотрикс

В. носток

С. хламидомонада

3. Водоросли относят к низшим растениям потому что у них нет:

А. корней

В. стеблей

С. всего перечисленного

4. Хроматофор в виде пояска у:

А. улотрикс

В. Спирогира

С. хламидомонада

5. Водоросль которая вызывает цветение воды в прудах:

А. улотрикс

В. Спирогира

С. хламидомонада

. К сине-зеленым водорослям относится:

А. хлорелла

В. хламидомонада

С. носток

7. Водоросли имеющие панцирь из кремнезема:

А. сине-зеленые

В. зеленые

С. диатомовые

8. Какой признак является видовым

А. форма хроматофора

В. наличие жгутиков

С. место обитание

9. Водоросль которую можно найти в обыкновенной луже:

А. носток

В. вольвокс

С. хлорелла

10. Колониальная одноклеточная водоросль:

А. носток

В. вольвокс

С. Хлорелла

Перекрестная проверка теста Ответ:

3. Этап постановки темы и цели урока

· Фронтальный опрос

Чем отличаются высшие растения от низших растений?

Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы (корень, стебель, лист, цветок).

Кто из высших растений является самым примитивным в своем строении?

Самым примитивным растением из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.

Так какая у нас сегодня тема урока?

Тема нашего сегодняшнего урока Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений. .Слайд №1

Какую цель мы сегодня будем преследовать?

Цель нашей работы дать общую характеристику мхов как высших споровых растений, изучение видового состава мхов.Слайд №2

Этап изучения нового материала

· Интерес к новому материалу вызы­ваю несколько необычным для уча­щихся вступлением — чтением стихот­ворения В. Рождественского «Мох» (иногда это делает заранее подготов­ленный ученик).

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь — растет.

Он снизу — беловатый,

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Прочитав стихотворение, я сообщаю ребятам, что в нем говорилось о тор­фяном мхе — сфагнуме, знакомлю с изображением этого растения Слайд №4,5. Рассказываю о том, что мох обладает многими интересными свой­ствами, в чем они сами смогут убе­диться, если проведут небольшую практическую работу. Раздаю кусочки высохшего мха, предлагаю вниматель­но рассмотреть их, а потом положить в чашки с водой. После того как уча­щиеся заложили опыт, предлагаю им посмотреть на классную доску, на ко­торой заранее было написано стихот­ворение. Перед школьниками вновь возникают уже знакомые строчки, но в каждом четверостишии они видят подчеркнутые словосочетания. Присту­пая к разбору содержания стихотво­рения, задаю вопрос: «Как вы счита­ете: выражения — «без ножки», «сни­зу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют би­ологический смысл и научное объяс­нение?»

Как правило, учащиеся не могут ответить на этот вопрос: им не хвата­ет знаний. Возникает проблемная си­туация, способствующая активизации мыслительной деятельности ребят. Для решения проблемы предлагаю послу­шать мой рассказ, попытаться найти в нем ответы для объяснения смысла подчеркнутых слов.

Рассказываю учащимся о строении сфагнума, обязательно подчеркиваю, что у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент — хлорофилл — в них разру­шен («снизу — беловатый»), чего нель­зя сказать о верхних молодых ли­стьях («повыше — зеленей»).

После объяснения этой части учеб­ного материала предлагаю шестикласс­никам рассмотреть положенный в во­ду мох и сделать выводы. Учащиеся на основании результатов проделан­ной работы отмечают, что сухой мох, опущенный в воду, быстро впитывает в себя большое количество влаги и зна­чительно увеличивается в весе. В це­лях закрепления учебного материала, изученного на этой части урока, учи­тель заключает, что мох обладает вы­сокой степенью гигроскопичности («коль нужно будет ваты, нарви его скорей»).

Общая характеристика мхов (рассказ с элементами беседы, необходимая информация записывается в виде краткого конспекта).

Подцарство: Высшие (споровые) растения.

Отдел: Моховидные (20 000-25 000 видов).

Представители: Мхи. Слайд №3.

· Рассказ учителя о количестве видов мхов произрастающих в Краснодарском крае.

· Фронтальная работа по гербарию мхов (сфагнум, кукушкин лён).

· Выполнение Лабораторной работа №14. «Изучение внешнего строения моховидных»

Выданные 2 первых гербария вам знакомы. Давайте назовем их и перечислим основные отличительные признаки каждого.

Сфагнум – прямостоячий, мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями. Относиться к белым мхам. Произрастает густыми плотными скоплениями, образуя ковры на болотах. Слайд №10.

Кукушкин лён – стебель густо покрыт темно зелеными листьями пластиночками. На поверхности гаметофита образуются спороносные колоски. Относится к зеленым мхам. Произрастает крупными подушкообразными дернинами. Слайд №11,7,8,9.

Озвучивание выводов проделанной работы.

  • Индивидуальная работа по определению видов мхов.

«Зелёный мох – кукушкин лен», прошу обратить внимание на особенности строения мха, важнейшие жизненные свойства.

Для закрепления изученного материала детям даются вопросы.

1.На слайде «Зелёный мох кукушкин – лён» найти главные части мха.

2. Рассмотрите верхушки растений, найдите женские и мужские растения (спорофит, гаметофит).

3. Рассмотрите коробочку со спорами, вспомните ещё раз термин «спора» и каково значение спор в жизни растений? Слайд №11

4. Цикл развития зеленого мха записываем в виде краткого конспекта.

Слайд №12,13.

· Фронтальное составление таблицы

· Показ учащимся видов мхов Занесенных в Красную книгу.

· Групповая работа по заполнению таблицы положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека.

Слайд №14,15.

Положительное значение Отрицательное значение
n Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии. n Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий. n Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага). n Мхи (сфагнум) используются в строительстве n Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание. n Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

 

Этап обобщения знаний

Индивидуальное прогнозирование оценки знаний

Спрогнозируйте, на какую отметку вы усвоили материал урока.

(прогнозируют отметку «3», «4», «5»)

Диалог вопрос – ответ

1. Сколько видов мхов занесено в Красную книгу? (56 видов)

2. Самые распространенные мхи в Краснодарском крае? (сфагнум, кукушкин лён).

3. Какое положительное значение имеют мхи?

Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

Мхи (сфагнум) используются в строительстве

4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен?Леса - зеленомошники

5. Почему мхи относятся к высшим растениям?У них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.

Какие отметки вы поставили бы себе за изученный материал?(дети отвечают, аргументируя почему)

6. Этап обобщения знаний. Обсуждение проблемных вопросов урока.

Подведение итогов. (выставление оценок)

Этап домашнего задания

Записи в тетради.

§38(с.139-142),

отв. на в: с. 143.

Приготовить дополнительный материал по теме

«Мох – сфагнум» в виде презентации. Слайд №16

8. Этап рефлексии Слайд №17.

Ответы на вопросы:

Понравился ли вам урок?

Что вы узнали нового?

Чем на уроке вам было интересно заниматься?

Какие виды работ вы хотели бы проводить на последующих уроках?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Энциклопедия растения М. «Дрофа», 2005

Красная книга РФ, М. «Промиздат»,1994

www/ briofita.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: