Тема: Учитель-информатор, учитель-собеседник, учитель-комментатор.




ОБ-РЛ-12 Мендияковой Дианы Речевые практики

13.05.20. Занятие рассчитано на 3 занятия. Задание и ответы присылать после третьего занятия.

Тема: Учитель-информатор, учитель-собеседник, учитель-комментатор.

Задание 1:

Тема: Воздействие своеобразного мастерства С.Т Аксакова.

Основная мысль: Показать читателю какими способами С.Т. Аксаков «заставляет» читателя прочувствовать образы созданные им. Помочь учащимся выяснить: благодаря каким языковым средствам C.Т Аксаков добивается точности и краткости в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий;

Роль 1 предложения в тексте: Первое предложение содержит в себе мысль, которую будут доказывать на протяжении всего текста: Аксаков использует такие речевые средства, что его образы кажутся «почти действительнее действительности». А затем в тексте будут показаны языковые средства, которые Аксаков умело использует в своём произведении «Детские годы Багрова – внука».

Задание 2:

При чтении первого отрывка у меня возникает образ ребенка,который очень любознателен. Образ мальчика, который впервые сталкивается с каким-либо описанием предмета, явления.

Писатель сумел показать незримую психологическую работу,которая происходит в тайне от внешних наблюдателей. Аксаков считал что дети беспомощны в этом мире и именно поэтому зависимы от взрослых. Именно отсюда доверие ребенка к тому, кто его опекает.

Другая важная особенность произведений С. Т. Аксакова заключается в этнографической достоверности повествования. Знакомство героя с неизвестными ему сторонами деревенской жизни отражено в использовании диалектных слов, создающих местный колорит, вносит в повествование особую экспрессию, ощущение свежести и яркости изображаемого. Для повествования употребление диалектизмов — и память о детстве, которую он бережно и благородно хранит, и свидетельство искренней, преданной, горячей любви к родной природе, родным местам, народному языку, это и возможность передать «свежим» словом суть предмета, запомнившегося навсегда.

Писатель создает поэтический мир семьи, показывает ребенка в окружении матери, сестры, отца на фоне российской природы. Рождаются образы Матери-природы, Человека-сына. И вот она сама природа!  … Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки; стадо уток плавало посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что «уточки далеко и что никакое ружье до них не достанет». Лукавит отец, как-то непонятно ведут себя взрослые.

А в природе все может случиться: то много бликов и отражений, то может прошуметь ливень с грозой и окончиться солнечной улыбкой; может наплыть облако и обернуться радугой… В «Детских годах Багрова-внука» две различные стихии: ручьи слез и воды — чем-то родственны друг другу. Вот и образ отца, который «очень любил всякие воды, особенно ключевые».

Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком…

С. Т. Аксаков использует языковые средства говоров, которые расширяют кругозор как героя, так и читателя. Яровые хлеба: овсы, полбы и пшеницы… (полба — южн. злак. растение между ячменем и пшеницей). Диалектизмы выделяются кавычками, курсивом, имеются сноски. Прежнее русло Демы называлось старицей. Лексическим диалектизмам отведена строго определенная цель: они являются косвенным указанием на место действия, служат реалистическому описанию (знакомят с бытом: нары, светец, куделя, лучина, обычаями местных жителей: водосвятие, сорочины).

Особую роль играют этнографические диалектизмы — слова, называющие вещи, предметы, явления, характерные для быта, хозяйства и не имеющие параллелей в литературном языке: колода, ларь, позумент и др. Ряд таких слов имеет близкие параллели в литературном языке, однако полная замена диалектизмов нежелательна, поскольку теряется экспрессивность речи.

Под региональной лексикой следует понимать лексику, характеризующую территориальные страты XIX века — диалект и просторечие. Это особенно важно для изучения особенностей русского языка XIX века Оренбургской губернии, как территории говоров позднего заселения. Не случайно русские народные говоры являются источником фольклора и фольклорной лексики, глубоко поэтичной по своей природе. Под воздействием литературного языка на базе диалектов возникают другие промежуточные образования (городские, региональные и областные, обиходно-разговорные формы языка). Границы между этими образованиями весьма зыбки, текучи и неустойчивы.

Таким образом, жизнь и быт крестьян, их профес­сионально-промысловая деятельность, описание быта и образа жизни героев произведений С. Т. Аксакова переданы живым народным языком, отражающим определенный уровень культуры, поскольку язык — воплощение культуры.

Задание 3:

При чтении у меня возникает образ умиротворённой природы, образ жизни и быта крестьян благодаря тому, что С.Т. Аксаков использует характерные для этой местности диалектные слова и описания природы

План

1) В чем заключается особенность произведений С.Т. Аксакова?

2) Какой мир создает Аксаков?

3) Какие образы рождаются в произведениях С.Т. Аксакова?

4) Какую роль играют этнографические диалектизмы?

5) Каким языком передано описание быта и образ жизни героев?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: