Аристотель о происхождении государства и формах государственного устройства




Идеальное государство Платона

Государство-выражение идеи справедливости

3 сословия:

-высшее(философы)-только мудрые могут нести заботу об образе жизни граждан

-стражи-на них забота о внутренней и внешней безопасности гос=ва (сословие воинов)

-сословие прочих граждан-(ремесленники,дельцы,крестьяне) их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев)

Правители совершенствуют свою особую одаренность, в их лице мудрость=власть. Введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети общие,а деторождение регулируется государством с целью выявления лучших.

Шкала типов государства:

-аристократия(справедливая власть меньшинства лучших)

-тимократия(несправедливая власть меньшинства-военных вождей)

-олигархия(несправедливая власть меньшинства-богачей)

-демократия(справедливая и несправедливая власть большинства)

-тирания(несправедливая власть одного)

Аристотель о происхождении государства и формах государственного устройства

Считал, что общность имущества,жен и детей приведет к уничтожению государства. Был защитником прав индивида,частной собственности и моногамной семьи,сторонник рабства.

Человек-политическое существо,т е социальное,он несет в себе тнстинктивное стремление к совместному сожительству

Первый результат соц жизни считал образование семьи. Государство создается не ради того,чтобы жить вообще, а жить,преимущественно, счастливо.

Три слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие

Наилучшее государство-достигается посредством среднего элемента

Наилучший строй-где средний элемент представлен в большем числе,имеет большее значение

Правильный строй: преследуется общее благо (монархия.аристократия,полития(лучшая,правит большинство в интересахобщей пользы.ср элемент доминирует))

Неправильный строй: преследуются частные интересы правителей (тирания,олигархия,демократия)

Цицерон. Государсво-дело,достояние народа. При этом народ-соединение многих людей,связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Основная причина происхождения не в слабости и страхе, а во врожденной постребности жить вместе.

3 формы правления: царская власть, власть оптиматов(аристократия), власть народа(демократия)

Свою концепцию лучшего смешанного государства считал реально осуществимой. Первое требование,чтобы никто никому не вредил. Чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей

Само государство-воплощение справедливости и права. Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формой правления.

он первый в римском государстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами.

6. Политические конфликты: сущность,виды,пути и методы урегулирования

ПК-это столкновение,противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за власть, ее перераспределением и изменением собственного политического статуса

Структура: источник конфликта(разногласие), повод (конкретное событие), стороны (субъекты политики), восприятие и позиция (цели,мотивы,отношения), средства, характер

Виды:

1) По зонам и масштабам: внутриполитические, внешнеполитические

2) По временным характеристикам: долговременные,кратковременные

3) По динамике развития: остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, развивабщиеся

4) По уровню конфликтных отношений: глубокие, неглубокие, с нулевой оценкой(поражение 1), с ненулевой оценкой(есть пути), с отрицательной оценкой(оба проиграли)

5) По уровню публичности: открытые(гласные), закрытые(тайные)

6) По положению: вертикальные(разные гласные структуры), горизонтальные(субъекты и носители власти)

7) По формам протекания: мирные, немирные

Урегулирование: институционализация –определение общих правил и принципов в разрешении, легитимация-готовность сторон соблюдать принятые нормы, структурирование групп-выявление носителей преследуемых в конфликте интересов и определение характеристик участников К, редукция- последовательное ослабление конфликта за счет перевода на другой уровень

 

7. Социальный конфликт: понятие, природа, классификация

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты — это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта (т. е. взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня:

конфликт между отдельными личностями (ролевые конфликты);

конфликт между личностью и обществом;

конфликт между социальными группами;

межнациональный и межгосударственный конфликты наиболее крупных социальных общностей, целых обществ. На этом уровне анализ конфликтов переходит из области социологии в сферу политологии.

8. Формы правления и формы государственного устройства

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть: абсолютная (всевластие главы государства); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией). Республика может быть: парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Формы государственного устройства. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные, Федеративные, Конфедерации

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

· существование одноуровневой системы законодательства;

· подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

· существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

· союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

· наличие двухуровневой системы государственных органов;

· двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

· по принципу формирования субъектов: административно-территориальные;

· национально-государственные;

· смешанные.

· по юридической основе: договорные;

· конституционные;

по равенству статусов: симметричные; ассиметричные.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

· межгосударственные союзы;

· содружества;

· сообщества государств.

9. Структура политики и ее функции

Политика имеет сложную структуру. Ее важнейшими элементами являются объекты политики, субъекты политики, политическая власть, политические процессы, политические идеи и концепции.

Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.

Субъекты политики – непосредственные участники политической деятельности. Это прежде всего индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт (политическую партию, государство, средства массовой информации и т. д.).

Политическая власть – способность тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

Политические процессы – взаимодействие различных политических сил, субъектов политики в решении политических проблем, воздействие их на объекты политики. Характер взаимодействия (например, согласие или конфронтация, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества.

Политические идеи и концепции – теоретическое осмысление политического развития общества. Политические теории объясняют мир политики во всех его проявлениях, включая функционирование политических институтов.

Концепциями именуют разного рода абстракции, создаваемые на основе обобщения отдельных наблюдений, совокупности отдельных фактов. Концепции служат базой для создания теорий.

Значение и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).

10. Политическая социализация: понятие, этапы, функции

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы.

Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

5) формирует способности к познанию окружающего мира;

6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.

1) этап политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

2) персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

3) этапе идеализаци - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

4) институциональный, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности.

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс социализации;

агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства/массовой информации и т.п.);

агенты социализации (социализаторы) или непосредственные “проводники” социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).

11. Понятие и структура политического процесса

Политический процесс- форма фунционирования политической системы общества,совокупность действий субъектов политики по осуществлению сових специфических функций в сфере власти

-это технология осуществления власти

Структура политического процесса включает:

субъект процесса (реальную власть или ее носителя, которому власть делегирована),

объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса,

средства, методы, ресурсы исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

Стадии:

1)формирование политических приоритетов

2)выдвижение политических приоритетов на авансцену ПП

3)формулирование политических проблем,требующих правительственных решений и их принятия

4)приведение в действие механизма реализации принятых решений

5)оценка результатов политических решений

12. Сущность и функции политической идеологии

политическая идеология — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

Идеология сформировалась как инструмент выражения и защиты интересов различных социальных групп и классов. Следует подчеркнуть, что идеология представляет собой естественное по происхождению и сложное по содержанию общественное явление.

непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью и интересами классов, наций, партий, государств и ориентирована на власть.

Основные назначения идеологии —

выражать в обобщенной форме идейно-ценностные основы общественного устройства,

давать соответствующие ориентиры социально-политического поведения и действия.

В любой политической идеологии обычно выделяют три уровня функционирования:

теоретико-концептуальный,

программно-политический

поведенческий.

На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, раскрывающие интересы и:: идеалы класса, социального слоя, нации, государства.

На программно-политическом уровне политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги, которые составляют идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политической деятельности людей.

На поведенческом уровне идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, реализуются также в обыденном общественном сознании.

Кроме теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Какой образ действительности будет представлен в идеологических системах, зависит прежде всего от ряда характеристик субъекта идеологии: от положения класса, социальной группы в системе определенных общественных отношений; от того, какие общественные тенденции выражают их классовый интерес; в каком отношении они находятся к основным задачам эпохи. Идеологии вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради ложного.

Таким образом, идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит.

Политическая идеология выполняет следующие основные функции:

• формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции;

• обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей;

• является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей;

• обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формирование и развитие политической культуры граждан.

13. Политическая власть: понятие, свойства, функции

Политическая влясть- специфическая форма общественных отношений между большими группами людей,реальная способность определенной соц группы,класса или личности проводить в жизнь свою волю,выраженную в политике,политических и правовых нормах

Черты:

-обязательность решения для всякой иной власти

-обращение ко всем гражданам

-наличие единого центра в принятии решений

-многообразие ресурсов.

Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:

в соответствии с традицией (монархия);

харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);

рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы. (легальная)

Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.

Функции: выработка стратегии управления общ-ом, разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества, оперативное управление и регулирование общественными процессами, контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности в развитии общества

14. Политическое сознание: понятие, структура, функции

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами. Это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, чувств,посредством которых происходит осознание сферы политики с соц субъектами (личность,группа.клан и тд)

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

Можно выделить следующие функции политического сознания: Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений. Познавательно-информационная функция. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Политическое сознание в этом плане признано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.

Оценочная функция. Именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды, убеждения, позиции.

Мобилизующая функция. Посредством этой функции политическое сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально- политических интересов. Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах.

В политическом сознании можно выделить следующие уровни:

Государственный: на данном уровне осуществляются выработка и обоснование официальной политики. “Государственное” сознание регулирует политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, конституций и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

Теоретический: данный уровень политического сознания представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер.

Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать ее важнейшие цели и задачи - как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

Эмпирический: этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

Обыденный: данный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.

Формами политического сознания выступают специализированное и массовое политическое сознание. Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентаций и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

15. Политическая культура: понятие, сущность, функции

Политическая культура – система исторически сложившихся,относительно устойчивых,воплощающих опыт предыдущих покалений, установок.убеждений.представлений и моделей поведения,проявляющихся в деятельности субъектов политических процессов и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности

-это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы.,субъективная сфера,лежащая в основе политических действий и придающая им значение

-познавательная ориентация(истинные или ложные знанияо политич объектах и идеях)

-эффективная ориентация(ощущение связи, вовлечения или противодействия по отношению к политическим объектам)

-оценочная(суждения и мнения о политических объектах)

Структура

Культура политического сознания: политические установки; полит представления и убеждения; политические традиции, обычаи, нормы.

Культура политического поведения: культура политического участия;

-культура политической деятельности.

Культура функционирования политических институтов: культура принятия и реализации политических решений; культура электорального процесса; культура восприятия и регулирования социально -политических конфликтов.

Функции

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти

16. Политическое лидерство: понятие, сущность, типология, функции

Лидер – авторитетный член организации,группы.общества в целом,личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях

Черты: наличие ясной программы,отвечающей интересам крупных общественных групп, популярность,умение нравиться, политическая воля,готовность брать на себя ответственность, острый ум и политическая интуиция, организаторские способности

Функции: интеграция,обединение народа, принятие оптимальных политических решений, соц арбитраж, защита населения от беззакония, поддержание порядка, коммуникации власти и масс, инициирование обновления,генерирование соц энергии, легитимация политического строя

Классификация лидерства:

Традиционное лидерство – основывается на вере в святость традиций передачи власти по наследству. Примером является власть старейшин, вождей, монархов.

Рационально-легальное лидерство – исходит из признания законности формальных правил избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Данный тип лидерства устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учет интересов выборщиков и лидера.

Харизматическое лидерство – связан с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

Лидер-знаменоносец. Его отличает собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, его темп и способы преобразований. М. К. Ганди, В. И. Ленин, М. Л. Кинг.

Лидер-служитель. Достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев, он действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их избиратели. Л. И. Брежнев, К. У. Черненко.

Лидер-торговец. Главная черта – способность убеждать. Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать вовлекает в осуществление своих планов и проектов собственных приверженцев. Г. Трумэн, Р. Рейган.

Лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

17. Политические режимы и их классификация

Полит режи́м — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Демократический режим — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

Авторитарный режим — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.Существует два определения авторитаризма: социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам; соц установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению.

Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;такие институты, как ар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: