№ п/п | Наименование поставщика | Приходный документ, №, дата | Договор, №, дата, срок действия | Письмо-заявка, №, дата | Счет-фактура, №, дата |
ООО «Хлебконцерн» | ТН б/н от 26.11.01 | 29/1-ХК 20.10.00, до декабря 2001г. | - | 779 от 26.11.01 | |
ООО «Гильдия» | ТН б/н от 19.11.01 | ГЛ/011 12.02.01 до декабря 2001г. | - | 1182 от 19.11.01 1181 от 19.11.01 | |
ООО «Ростпродукт» | ТН 4898 от 15.11.01 | 07/345 29.02.00 до декабря 2001г. | - | 4898 от 15.11.01 |
Данные такой таблицы позволяют аудитору оценить: состояние учета поступления товарно-материальных ценностей, оприходования выполненных работ, оказанных услуг; качество заключаемых договоров (нет ли среди договоров просроченных); добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным ценностям, по которым нет счетов-фактур.
Важным моментом является проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Если аудитор выявил отсутствие счетов-фактур на полученные товарно-материальные ценности, необходимо установить посредством устного опроса: были ли затребованы счета-фактуры от поставщиков или нет. Если запросы были, аудитор должен просмотреть ответы на них. При отсутствии запросов аудитор может сам провести сверку с таким поставщиком. Данные, полученные в ходе опроса, проведения сверок и прослеживания произведенных клиентом запросов, заносятся в таблицу № 2.4.
Таблица № 2.4
Неотфактурованные поставки
№ п/п | Наименование поставщика | Дата и номер приходного документа, по которому нет счета-фактуры | Причины отсутствия счетов-фактур |
- | - | - | - |
- | - | - | - |
Состояние учета поступления и оприходования товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг в ООО «Провиант – Опт» аудитор оценил наличие договоров на поставку ТМЦ, качество заключаемых договоров. Были выявлены незначительные нарушения по неправильному оформлению документов (в приходных накладных незаполнены все необходимые реквизиты, использованы лишние или не надлежащие реквизиты). Были зафиксированы случаи присутствия копий приходных накладных, также не ведется журнал регистрации счетов – фактур от поставщиков и покупателей. Неотфактурованные поставки в ООО «Провиант – Опт» не обнаружены.
Процедура 2. «Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товарно-материальных ценностей и по качеству выполненных работ и оказанных услуг».
При оприходовании товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг могут быть выявлены расхождения по качеству и количеству с характеристиками и количеством, указанными в документах поставщика. В таких случаях составляют акт о выявленной недостаче. На сумму недостачи продукции предприятие-получатель предъявляет отправителю (поставщику) претензию.
Источники информации:
• сопроводительные документы или сличительные ведомости фактического наличия продукции с данными, указанными в документах поставщика;
• акт о выявленной недостаче продукции;
• другие документы, свидетельствующие о причинах возникновения недостачи (анализ на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, коммерческие акты и проч.).
Методы сбора аудиторских доказательств:
• метод получения письменных подтверждений;
• проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
• проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
• наблюдение за выполнением хозяйственных операций.
Техника исполнения заключается в следующем.
Аудитор последовательно просматривает акты о выявленной недостаче. При проведении детальной проверки аудитор принимает решение об участии в приемке каких-либо ТМЦ, а также дает указания о выборочном сопоставлении данных приходных документов поставщика и данных приемных актов склада, сверяя их со сроками предъявления претензий. При обнаружении каких-либо несоответствий данные сводятся в таблицу № 2.5.
Таблица № 2.5
Предъявляемые претензии
№ п/п | Значится по документам поставщика | Значится по данным склада | Коммерческий акт, №, дата | Дата предъявления претензий |
- | - | - | - | - |
- | - | - | - | - |
Если претензия не была предъявлена, аудитор в гр. 5 таблицы ставит прочерк. Кроме этого, аудитор выясняет, нет ли случаев предъявления претензий с истечением срока исковой давности. На основании копий документов, приложенных к исковым заявлениям, аудитор определяет, доказательными ли являются предъявляемые поставщикам претензии.
Претензии ООО «Провиант – Опт» поставщику не были предъявлены т.к. по акту приема – передачи ТМЦ (приложение № 14) расхождений нет и ООО «Провиант-Опт» не имеет склада.
Процедура 3. «Проверка правильности определения поставщиком НДС».
Источники информации:
· счета-фактуры поставщиков (приложение № 11)
· инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.
Методы сбора аудиторских доказательств:
• проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
• проверка арифметических расчетов.
Техника исполнения включает проверку правильности определения поставщиками НДС. Выборке необходимо подвергнуть максимальное число счетов (приложение № 11,8,7,5) по разным поставщикам, сделать пересчет сумм налога на добавленную стоимость. При расхождении данные заносятся в таблицу № 2.6.
Таблица № 2.6