Наталья Александровна Кривицкая
МВА: шаг в прошлое?
Молодые менеджеры. Бои без правил –
текст предоставлен издательством https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=167571
«МВА: шаг в прошлое?! / Наталия Кривицкая»: Вершина; Москва; 2006
ISBN 5‑9626‑0191‑2
Аннотация
Что представляет собой диплом MBA? Свидетельство о наличии у его обладателя неких супернавыков, позволяющих вылечивать бизнес от любых болезней? Пропуск в клан избранных? Или доро‑гущий «раритет», который превращается в безделушку, стоит только поскрести ногтем его внешнюю позолоту?
Эти вопросы волнуют прежде всего тех, кто тайно или явно надеется получить это образование. Данная книга написана как раз таким человеком. Молодым и амбициозным. Взвешивающим все «за» и «против», скрупулезно собравшим, обобщившим и проанализировавшим всю необходимую информацию для ответа на вопрос: «А нужен ли мне MBA?» Автор делится с читателями собранными сведениями и сделанными на их основе выводами.
Книга будет интересна и полезна всем, кто любит учиться и умеет думать, кто не склонен безоговорочно доверять «общепринятому мнению».
Наталия Кривицкая
MBA: шаг в прошлое?!
Введение
Эта книга о тех и для тех, кто отчаянно
ищет «точку опоры».
Давайте сделаем это! Давайте
«перевернем весь мир»!
– Как?! Ты решила написать книгу против MBA?[1] – возмущенно реагирует коллега по работе на мое сообщение о написании данной книги.
– Ну, да. А что?
– Ты знаешь, MBA – это очень даже важно…
И дальше она рассказывает что‑то там про ISO и про то, что крупные компании имеют право участвовать в международных тендерах только при условии, что уровень подготовки их персонала соответствует определенным стандартам и требованиям… Далее в пример приводится компания «Силовые машины»… и я понимаю, что спорить бесполезно, поскольку авторитет MBA, даже среди тех, кто его не имеет, непререкаем.
|
– А, ну раз уровень персонала, да еще и такие компании… Тогда, конечно.
Я делаю вид, что соглашаюсь, и возвращаюсь к своему твердому убеждению о том, что тема стоит того, чтобы про нее написать!
Конечно, ведь сколько еще таких менеджеров, млеющих перед брендами вроде «Силовые машины», решают пойти учиться на MBA. Они берут кредиты, бросают работу, учатся днями и ночами, надеются и верят, что уж на этот раз они точно станут обладателями того, чего заслуживают… И что они получают в итоге?
Я романтик. Я знаю, что могла бы получить от MBA: приятный и интересный опыт, нестандартный и новый взгляд на происходящее и просто отличное времяпрепровождение только лишь потому, что мне нравится учиться. Но, спустись я на землю, станет очевидно – работодатели упорно настроены на то, что диплом MBA не дает его обладателю никаких особенных преимуществ перед теми, кто такой документ не получал.
И опять же, если вас, к примеру, не отправили получать MBA сами «Силовые машины», то как после получения степени вы собираетесь пробиться в эту компанию??? Отправляя резюме в отдел кадров с выделенными жирным тремя буквами MBA? Не смешите меня, пожалуйста.
Тем не менее негативное отношение при найме выпускников MBA мало кого из претендентов на должности с высокими окладами способно остановить. И напротив, их легко мотивируют непонятно откуда взявшиеся отчеты и прогнозы, говорящие о том, что если сейчас в нашей стране на одного выпускника MBA приходится 0,75 предложений о работе, то к 2007 году таковых будет уже два.
|
* * *
Я попыталась абстрагироваться от знания о том, что MBA вообще существует, что это, собственно, такое, и задалась вопросом: а что вообще может заставить тридцатилетних деловых людей вдруг:
! всерьез взяться за учебники;
!! раз за разом терпеть поражения при сдаче экзаменов, но упорно повторять свои попытки;
!!! заниматься написанием и переписыванием эссе, а также изучать тактику самопрезентации;
!!!! трястись при прохождении собеседования, доказывая приемной комиссии свое право считаться достойным;
!!!!! наконец, оторваться на один‑два года от рабочего процесса;
!!!!!! и еще за все это удовольствие выложить кругленькую сумму денег?
И все это не вызвало бы у меня никакого удивления и даже не зацепило бы мое внимание, если бы речь в данном случае не шла о людях, средний возраст которых составляет около тридцати лет. О бизнесменах с определенно высоким уровнем благосостояния и высокой самооценкой, подкрепленной заслуживающими внимания достижениями в бизнесе. Ведь мы говорим не о получении, например, гранта на открытие частного бизнеса или о халявном финансировании и тому подобных вещах, а о чем‑то совершенно иного рода…
Если бы потом кто‑то мне сказал, что он знает, как называется это «что‑то», и обозначил бы его как «MBA», мне бы непременно захотелось узнать, а что же это, собственно, такое, это самое MBA, которое способно творить с бизнесменами такие чудеса. А если выразиться смелее, позволяет себе так легко играть с людьми, достигшими к моменту начала обучения уже достаточно высокого социального и материального статуса, заставляя их не только проделывать все вышеперечисленное по пунктам, но и безоговорочно верить, что если ничто другое им не помогло, то уж это‑то точно должно сработать.
|
Неужели этот самый MBA стоит того, чтобы встать в ряд тех вещей, которые, по мнению уже доказавших хоть какую‑то свою успешность людей, заслуживают их внимания, выраженного в деньгах, времени и предпринимательском интересе?
* * *
Все дороги открыты. Все реально, все достижимо, все возможно. И если раньше такие мысли возникали в головах лишь самых решительных и уже только поэтому потенциально успеш ных людей, которые просто не знали или не хотели знать, что в мире есть что‑то невозможное и недостижимое, а потому, не задумываясь, успеш но претворяли это самое «невозможное» в жизнь, то теперь эти мысли стали доступны и для всеобщего пользования. Если кто не знал, что все возможно, – знайте! MBA – вот он продукт VIP‑уровня, который отныне посредством кредитов и грантов может быть доступен в том числе и людям, которые ранее и посягнуть не смели на все те возможности, которые обещает им MBA. Причем реализовать их можно в самые кратчайшие сроки.
Несмотря на свою внешнюю доступность, этот продукт продолжает оставаться элитарным – то есть предметом определенно статусным и эксклюзивным.
Чтобы получить диплом MBA нужно приложить одинаковое количество усилий как человеку с высоким достатком, так и тому, кому придется изрядно финансово поднапрячься, чтобы оплатить свое обучение. И, по идее бизнес‑школ, заветный диплом MBA в конце концов должен уравнять в правах всех его получивших, невзирая на то, кем они были изначально. Если у тебя есть диплом MBA одной из ведущих бизнес‑школ, ты уже признан человеком определенного уровня и как бы являешься членом элитарного клуба.
Одним словом, к таким общеизвестным и гарантированно «работающим» фамилиям‑брендам, как Рокфеллер, Морган, Онассис… теперь добавилась еще одна: семейка обладателей MBA!
Этот элитарный продукт уникален еще и тем, что он не только призван закрепить высокий статус его обладателя, но воспринимается и как некий ключ к проникновению на новый уровень положения в обществе. Все уже давным‑давно знают, что, например, Mercedes – это атрибут определенного статуса, но если, купив автомобиль этой марки, ты не попадешь в элитарный круг автоматически, а лишь влезешь в долги, то получение степени MBA может стать для тебя таким пропуском.
Вот что говорят представители MBA и на что «покупаются» студенты.
• Из основных плюсов:
– повышение заработной платы;
– карьерный рост.
• Из второстепенных, способных обеспечить основные:
– качественное улучшение и расширение знаний;
– улучшение личностных менеджерских и лидерских качеств.
* * *
Я никогда не училась на MBA, но, наверное, не прошло ни одной недели, когда мои мысли не были бы направлены в сторону бизнес‑образования. На данный момент, глядя на масштабность и тот резонанс, который получило это явление во всем мире, я никак не могу избавиться от одного мучающего меня вопроса: «В чем же секрет столь сокрушительной победы MBA над великими и тщедушными мира сего?» Неужели наконец‑то открыли формулу успеха, которой, стоит только захотеть, отныне может воспользоваться каждый? И если ты действительно хочешь стать успешным – просто подставь в эту нехитрую формулу с одним неизве стным самого себя, прорешай это уравнение до конца и получи заведомо известный результат – успех.
Чтобы ответить на свой вопрос, я решила, дабы получить наиболее полную и объективную картину этого явления, собрать некую экспертную группу, в которую вошли:
1) обладатели диплома MBA;
2) деловые люди, рассматривающие для себя возможность поступления в бизнес‑школу;
3) а также целый ряд свободных источников: газеты, журналы, Интернет, – где я нашла ряд статей, отзывов и мнений на эту тему.
Во все вышеперечисленные группы, надо заметить, входили как поклонники, так и критики MBA, которые могли аргументировать свое мнение.
Собирательную точку зрения на столь популярное сегодня бизнес‑образование вы и найдете в этой книге.
Что же до моего собственного мнения, которое, безусловно, также здесь присутствует, то, как мне кажется, не всегда обязательно примерять на себя рубашку для того, чтобы понять, нужна она тебе или нет.
Что такое MBA?
В этой книге мне бы не хотелось писать то, что вы и так можете легко прочесть, например, в Интернете или в любой другой книге. Но, поскольку ни один анализ не должен обходиться без объяснения предмета своего исследования, я все же приведу информацию о том, что же такое MBA, но использую при этом лишь тот академический объем материалов и те факты, которые позволят лучше понять концепцию настоящей книги.
MBA (Master of Business Administration), или «Магистр бизнес / делового администрирования», – образовательная программа, нацеленная на приобретение специальных навыков и знаний в области менеджмента.
Надо признать, история MBA началась так, как, наверное, и должно начинаться все, что связано с образованием. В ХХ веке бизнес стал неотъемлемой частью общества и приобрел массовый и общественный характер. А поскольку все, что становится общественным и массовым, рано или поздно превращается в науку, возникла потребность превратить в науку и бизнес.
Людям, склонным к научной деятельности, было интересно проанализировать накопившийся к тому времени опыт делового администрирования, обобщить его и структурировать; практики же искали способы быстро и эффективно познать эти выявленные учеными закономерности, с тем чтобы начать активно пользоваться этими знаниями в деле. Предприниматели в сфере образования объединили желания тех и других и в 1902 году выпустили из стен Дартмутского коллед‑жа (Dartmouth College), расположенного на территории США, первых дипломированных бизнесменов.
С тех пор продолжая приобретать все большую и большую популярность, образовательная программа MBA в несколько измененном и расширенном виде дожила до наших дней. Сегодня степень MBA является наиболее популярной и известной магистерской степенью в сфере управления бизнесом.
На протяжении всей истории MBA бизнес‑школы сталкивались с постоянной дилеммой – на чем следует делать более явный акцент: на практике или на теории. Так, в 1959 году появились два доклада, называющих как студентов, так и их профессоров второсортными, а само американское бизнес‑образование поверхностным, сетью колледжей «для отдыха». С тех пор программы MBA подвергались постоянной критике: за неактуальность преподаваемых знаний (и сейчас мы видим, как активно школы продвигают информацию о том, что их выпускники владеют всеми новыми и прогрессивными навыками и методиками) и за их отвлеченность от реальной действительности. В то время как компаниям нужны были активные деятели, лидеры, бизнес‑школы, по мнению общественности, выпускали исключительно теоретиков и псевдоменеджеров с высокими амбициями, запросами и при этом принимающих ошибочные решения в реальной биз‑нес‑практике.
В настоящее время самые активные критики бизнес‑образования считают, что MBA как был чисто образовательным и далеким от практики курсом, так по сей день им и остается. А посему в большинстве случаев студентов MBA по‑прежнему не жалуют работодатели, которые уверены, что на практике человек мог бы научиться большему, нежели сидя за партой в классах бизнес‑школ. Точно по этой же причине работодатели предпочитают ни в коем случае не ставить дипломированных студентов MBA выше любых других сотрудников, не имеющих диплома MBA, считая карьерные и зарплатные ожидания выпускников бизнес‑школ необоснованно завышенными и не отражающими их реальных навыков, а лишь призванными компенсировать собственные денежные и временные затраты на получение образования.
Тем не менее бизнес‑школы все‑таки ввели в образовательный процесс практическую часть, которая заключается в популярных и столь известных в настоящий момент бизнес‑кейсах, представляющих собой взятые из реальной деловой практики бизнес‑ситуации, предлагаемые студентам для решения, разбора и анализа. На них студент должен тренировать и развивать свои знания и деловые навыки. Также в школы приглашаются преподаватели‑практики, которые делятся своим практическим опытом работы в той или иной сфере бизнеса и таким образом информируют студентов обо всех самых передовых веяниях, применяемых в реалиях современного бизнеса. И даже на это самые активные критики MBA говорят, что менеджменту можно научиться лишь в реальных условиях, на практике. Бизнес‑школы же своим статусом и имиджем внушают студентам ложное представление о том, что именно там они могут развить в себе отменные менеджерские качества и стать успешными управленцами.
Популярность же MBA, даже несмотря на все эти мнения и те проблемы, с которыми сталкиваются его студенты после окончания курса, не уменьшилась и по сей день. Как только в разные периоды времени экономика начинала расцветать, самые предприимчивые и мобильные люди пытались быстро адаптироваться к новым условиям и извлечь из них максимальную пользу. Предприниматели в моменты экономического подъема активно спешили делать деньги, но многие из них при этом не были уверены в своих силах и знаниях и потому стремились научиться тому, что они видели вокруг себя и что могло принести им определенную выгоду. В данном случае образование MBA, дающее экспресс‑экскурс в основы бизнеса, является незаменимым инструментом для адаптации к новым реалиям. Универсальность и правильность по строения (практические курсы из разных обла стей бизнеса, охватывающие как базо‑вые, так и продвинутые знания) бизнес‑обра‑зования позволяли быстро переквалифицироваться представителям любых профессий и научиться действовать в условиях рынка. То есть, по сути, разобраться в бизнес‑терминологиях и основных принципах функционирования бизнеса теми же методами, с помощью которых каждый студент разбирался в любой другой науке. При этом не важно, самостоятельно ли, в классах, или уже на практике.
В 90‑е годы MBA оказался незаменимым и своевременным и для России. В первую очередь потому, что многие модели бизнеса, которые в настоящий момент процветают в нашей стране, были удачно скопированы с Запада и повторены в условиях российского рынка. Порой не требовалось даже бизнес‑образования как такового. Достаточно было поехать учиться за рубеж и, поняв, что популярно и пользуется спросом там, просто переложить все это на российскую почву.
Популярность и слава бывших выпускников тянутся шлейфом в современную действительность и все еще служат примером для сегодняшних абитуриентов, которые не учитывают тот факт, что диплом MBA, равно как и любая другая вещь, связанная с карьерой и успехом, становится в разы эффективнее, если будет получена «в нужное время и в нужном месте». Я бы еще добавила «в нужные руки», но это было бы против моих же правил романтики и веры в то, что «невозможное – возможно».
MBA получил мировое признание еще и потому, что позволил находящемуся в любой точке Земли человеку с таким дипломом получить практически всемирно признаваемый статус, дающий ему право претендовать на работу в любой стране мира. Имя бизнес‑школы, которую вы закончили, будет автоматической гарантией вашей профессиональной квалификации. Кроме того, MBA дает многим из вас недоступные ранее возможности: обучит международным стандартам ведения бизнеса, отшлифует ваш иностранный язык (если вы не являетесь гражданином той страны, в которой обучаетесь), научит общаться и поможет наладить контакты с представителями разных стран и разных национальностей, а также позволит вам не понаслышке познакомиться с культурой той страны, в которой находится ваша школа, равно как и с теми странами, откуда прибыли ваши сокурсники.
Программы MBA можно разделить на full‑time (можно сравнить с нашим дневным образованием), part‑time (как аналог нашего вечернего образования), дистанционное обучение (название говорит само за себя) и executive program (EMBA). Последняя программа предназначена для топ‑менеджеров компаний, которые, поступив на EMBA, имеют возможность не оставлять работу и лишь время от времени должны посещать школу для участия в занятиях и сдачи экзаменов.
В настоящей книге, говоря об MBA, я буду главным образом иметь в виду форму full‑time MBA, ибо именно она в данный момент является наиболее массовой и ресурсоза тратной в денежном и временном выражении. Равно как и ставка на образование у обучающихся full‑time MBA гораздо выше, чем у всех остальных студентов бизнес‑школ.
Процесс поступления далеко не прост и, как правило, сами абитуриенты отводят на него как минимум полгода. А кому‑то и вообще удается поступить лишь со второго раза. Для поступления в международные бизнес‑школы требуется прохождение следующих этапов:
• сдать экзамены TOEFL (Test of English as Foreign Language) и GMAT (Graduate Management Admission Test). Первый, соответственно, проверяет ваше знание английского языка; второй – вашу способность к аналитическому мышлению, логику и т. п., то есть все те вещи, которые говорят о том, что вы способны учиться и обучаться;
• подготовить соответствующие документы: заверенную копию диплома о высшем образовании с выпиской из зачетной книжки, несколько рекомендаций от преподавателей и работодателей, эссе на заданную бизнес‑школой тему, а также заполненные формы документов, полученные от самой школы.
Самым непростым из двух экзаменов считается GMAT, для сдачи которого абитуриенты, как правило, посещают курсы, нацеленные на обучение именно тому, как этот экзамен сдавать. Также особое внимание стоит уделить получению рекомендаций, которые, как правило, должны быть отосланы самим же рекомендодателем, с тем, чтобы вы никоим образом не могли повлиять на то, что в них написано. Кроме того, по заверению самих абитуриентов, не простым считается и написание эссе, которое должно коротко и по сути отражать ваши цели и задачи, одновременно с этим раскрывая вашу индивидуальность, нестандартность мышления и потенциал, то есть в первую очередь характеризуя вас, как личность. От вас прежде всего ждут не только огромной работоспособности, но и доказательств того, что вы интересны сами по себе, как человек. Доходит и до того, что некоторые школы отдают предпочтение тем студентам, которые каким‑то образом участ вуют в общественной, некоммерческой жизнедеятельности своей страны. И тут уж вам без описания своей активной жизни вне работы (стандартными фразами, вроде того, что вы любите читать, путешествовать и заниматься спортом не отделаться) не обойтись. И чем менее ваше эссе будет стандартизировано и шаблонно, тем выше ваши шансы на поступление.
Традиционно степень магистра делового администрирования, в зависимости от того, какие цели и задачи вы перед собой ставите, можно получать в США или Европе. В последнее время бизнес‑школы начали появляться и в других частях мира. Это делается в том числе для тех, кому, например, не хочется оставлять работу, уезжать за рубеж, а также тех, кто не может себе позволить оплатить стоимость зарубежных программ и выбирает бизнес‑школы в России. Однако, безусловно, высоко котируются пока по‑прежнему только школы США и Европы, несмотря на то что они отличаются друг от друга по ряду показателей.
Отличие европейских бизнес‑школ от американских состоит, например в том, что в них:
• учатся более возрастные студенты, и требования к имеющемуся у них опыту работы гораздо выше;
• налажено более тесное сотрудничество с азиатскими и американскими школами, а также состав как преподавателей, так и студентов более интернационален;
• более индивидуальный подход к обучению по той причине, что количество человек в классах, как правило, значительно ниже, чем в американских школах; кроме того, есть возможность прохождения краткосрочных программ, рассчитанных менее чем на два года;
• бонусы у американских выпускников гораздо выше, что является минусом европейского образования по сравнению с американским.
Что касается трудоустройства, то после американской школы найти работу в США гораздо проще, чем после европейской школы в той же Европе. Лондон в последнем случае оказывается самым вероятным местом работы за рубежом.
Особняком от всего вышеперечисленного стоят российские бизнес‑школы. Здесь единственный плюс состоит, пожалуй, только в том, что стоимость обучения для граждан РФ будет в разы ниже, чем в бизнес‑школах других стран.
Но, как уверяют студенты, отучившиеся в российских бизнес‑школах, такая учеба все равно не проходит даром, ибо теоретическая подготовка позволяет структурировать существующие знания, а также не дает «взрослеющему» мозгу закостенеть.
Теоретические знания, это, безусловно, хорошо, но меня смущает в этом один‑единственный факт (при том, что с пользой любой учебы для мозгов я соглашусь), каким образом, например, российский MBA позволяет достигнуть основной цели, той, ради которой MBA и затевался: карьерного роста и повышения заработной платы? Мне видится лишь одна такая возможность: познакомиться во время обучения с теми, кто поможет тебе устро иться в дальнейшем. То есть приходится уповать на то, что в твоем классе окажется кто‑то помимо таких же, как и ты, бесполез‑ных искателей чужой помощи. Одним словом, с моей точки зрения, российский MBA сводится лишь к получению дополнительного образования. Это обучение аналогично тому, как если бы вы, решив заняться журналистикой, пошли бы на курсы или соответствующий факультет вуза. В данном случае вы решили лучше понять, как работает бухгалтерия, юридический, финансовый и тому подобные отделы, поэтому пошли туда (в данном случае на курсы MBA), где вам коротко и по сути все это растолкуют. Поэтому не стоит ждать от российского MBA чего‑то большего.
Меня, кстати, радует тот факт, что при таком обучении российские бизнес‑школы не говорят о том, что «с нами вы измените весь мир», как это делают их европейские и американские коллеги. Ибо непонятно, как неожиданно открывшиеся для вас знания о том, что происходит в соседних отделах вашей компании, позволят вам осуществить подобную революцию…
Противоречивость трех букв
Итак, решили получить степень MBA? Хорошая идея! Отрицать важность и пользу образования в любом его виде и проявлении было бы глупо и бессмысленно. Даже пойти на факультет журналистики, физики или психологии в то время, когда вы, к примеру, юрист, все равно не будет бесполезным занятием. Что‑то новое вы все равно для себя оттуда вынесете, да и взгляд на вещи под другим углом зрения неминуемо рождает новые идеи, подходы и методы. А любой «нестандарт» и уникальность – это уже, как известно, большой шаг на пути к успеху. И, возможно, этот самый взгляд со стороны и позволит вам увидеть более короткую дорожку и свернуть на нее, в то время как ваши конкуренты по карьере будут следовать по долгому, но проверенному пути.
Ну, а уж в случае, если у вас, грубо говоря, нет ни гроша за душой и руку карьерной помощи вам тоже никто, по всей видимости, не протянет, то любая возможность получить немного больше, чем то, что вы имеете, оказаться немного выше, чем вам позволяют обстоятельства, не важно, как бы она ни называлась, MBA или как‑то по‑другому, – это отличный шанс, который надо использовать не задумываясь. И пусть вас не пугает подпортившийся в последнее время имидж MBA, потому что до сих пор никто так и не может однозначно ответить: MBA – это так хорошо, как рекламируют бизнес‑школы, или так плохо, как показывает практика. А значит, пока что для большинства людей MBA, это: по крайней мере, интернациональные знания и опыт (а это уже новые возможности), новый коллектив (и дважды новые возможности), и еще одна бумажка (то есть трижды новая возможность, потому что такие штуки работодатели, хоть и одинаково безразлично, но все‑таки любят).
С этой конкретной ситуацией, которую можно условно назвать «лишним уж точно не будет», все предельно просто и понятно. Но! Не слишком ли просто? Ведь MBA в общепринятом понимании этого термина – это не просто возможность получить дополнительные знания, расширить кругозор, а нечто гораздо большее.
MBA – практически панацея от самых серьезных заболеваний делового мира. Именно так утверждают бизнес‑школы. «Не видишь пер спективы, решил кардинально сменить свой профиль или ликвидировать застой в карьере? – пойди поучись…» Так и хочется продолжить эту мысль – если до сих пор жизнь тебя так ничему не научила…
Но из‑за загадочности имиджа MBA, то есть предлагаемой возможности словить большой куш, всего‑то получив образование (уже одна эта мысль представляется удивительной. Ничего подобного не происходит ни в одной сфере деятельности человека, потому что образование, как правило, дает, догадайтесь что (?)… Правильно, теоретические знания, которые вовсе не являются полноценной заменой практической деятельности даже на начальных этапах), программа MBA становится еще более притягательной. Просто интересно сыграть в эту интеллектуальную лотерею. Поэтому…
Узнаю процедуру поступления. Жутчайшие экзамены, внушительный опыт работы, рекомендации от важных людей. То есть чтобы поступить на MBA, нужно уже быть человеком на «пять с плюсом». Но, если вы уже такой, то, спрашивается, зачем и почему вам нужен MBA? А, кроме того, чем он может помочь тем людям, которые имеют в своем арсенале первое, второе и третье (мозги, достойный опыт работы и хороший круг общения), то есть, как мне кажется, более чем достаточно для достижения успеха? При таких обстоятельствах они, по всей видимости, либо уже должны были достичь успе ха (ведь средний возраст студентов, по свидетельствам бизнес‑школ, тридцать лет), либо… вызывают сомнения в своих умственных способностях, хотя, надеюсь, это не относится к студентам MBA, иначе дальнейшие рассуждения теряют всякий смысл.
У меня из приведенного выше списка из трех блюд остаются незакрытыми две из трех перечисленных позиций! Поэтому мне‑то как раз MBA и нужен. Он вообще, по всей видимости, нужен именно таким, как я. А я, как говорится, выскочка, про которую потом когда‑нибудь скажут: из грязи, да в князи… Потому что мне посредством MBA нужно завязать полезные знакомства, обзавестись нужными связями и знаниями… вот, пожалуй, и все, что действительно может мне помочь в настоящий момент. Все остальное у меня уже есть: ум, упорство, способности.
Поэтому, чтобы задуматься и понять, кому, собственно, может пригодиться MBA, не требуется проводить в стенах бизнес‑школы один или два учебных года! Достаточно лишь иметь здравый смысл, который начинает срабатывать, как только наберешься храбрости задать себе один простой вопрос: «А насколько вообще реальны те сказочные возможности, которые нарисовали профессиональные пиарщики бизнес‑школ, и в которые так отчаянно хочется верить?»
Очевидно одно: MBA нужен тем, кто хочет попасть туда, где их явно не ждут. Он нужен всем тем, кто отчаянно кричит: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Но ничего похожего они не получают. Напротив, это от них требуют: либо деньги (и тогда тебе дадут MBA – хм, меня смущает выгодность такой сделки), либо что‑то, что поможет тебе всколыхнуть мир (как это сделало большинство людей, чьи имена сейчас у всех на слуху), но в последнем случае уже никого не будет волновать, есть ли у тебя MBA или нет.
И если большинство из года в год поступающих в бизнес‑школы студентов, как показывает практика, та к до конца и не способны полноценно ответить на вопрос, зачем они это делают, за них этот ответ дает рынок. И ответ этот выражается в кризисе современного MBA‑образования.
Так в том ли причина кризиса MBA, что этот курс предназначен не для тех, кому он действительно нужен? Да и тем, кто способен из ничего сделать что‑то, он мог бы помочь скорее теоретически, ибо история предпринимательства показывает, что успеха можно добиться, даже не имея никакого образования. Постойте, тогда кому же вообще нужен этот столь уникальный и спасительный продукт?
Кризис образования сейчас выражается следующим образом: тех, кого работодатели ожидают увидеть на выходе, нет даже на входе! От выпускников MBA ждут нестандартных и уникальных бизнес‑решений, а вместе с тем таким вещам, как показывает практика, невозможно научиться. А посему бизнес‑школам было бы куда приятнее видеть в числе своих студентов уже потенциальных предпринимателей, которым только дай возможность перейти к действию, и они, может быть и сами того не замечая, готовы будут со страшной силой всколыхнуть мир и своим ставшим знаменитым именем прославить и бизнес‑школу. Но, увы, не секрет, что предпринимателей днем с огнем не сыщешь в стенах бизнес‑школ.
Безусловно, как и везде, есть исключения. И, если «прошерстить» рынок, можно найти кого‑то, кому без MBA достигнутые успехи и не снились бы. Но! Эти исключения появились бы и в любых других условиях. Их не может остановить или сдвинуть с верного пути ничто, и доказательством тому – судьба великих людей, которые, изначально не имея даже обычного образования, сейчас являются основателями и владельцами ведущих компаний. А на другой стороне – пример тех изначально обеспеченных и хорошо образованных, кто так и не сделал за свою жизнь ничего особенно выдающегося.
Если изучить список самых успешных руководителей крупнейших компаний мира, можно заметить, что мало кто из них является обладателем MBA. Некоторые даже не закончи‑лил ли колледж, в то время как многие входящие лил в список получивших MBA далеки от высших степеней делового успеха.
Посему складывается ощущение, что ошибки, приведшие к кризису стандартного MBA, были заложены уже где‑то в самой сути этого проекта: в стоимости обучения ли, в методах отбора студентов, или в способах преподавания…