Тематика рефератов и контрольных работ
Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности
- Психолингвистика как особая область науки и общественной практики.
- Психолингвистика как психологическая наука.
- Основные положения психолингвистической теории.
- Методы экспериментального исследования в психолингвистике.
- Лингвистический эксперимент и его использование в прикладной психолингвистике и специальной педагогике.
- Метод ассоциативного эксперимента. Возможности его использования в специально-педагогическом и психолого-педагогическом исследованиях.
- Метод завершения (восстановления) речевого высказывания и его использование в практике коррекционной логопедической работы.
- Методика восстановления деформированного текста и ее использование в логопедической практике.
- Метод определения грамматической правильности предложения и его использование в практике коррекционной педагогической работы.
- Экспериментальные методы компьютерной психолингвистики.
Тема 2. История возникновения и развития психолингвистики
- Значение научных трудов В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, А.В. Щербы и других выдающихся лингвистов Х1Х-ХХ века.
- Роль отечественной психологической школы в становлении и развитии психолингвистики (А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
- Значение исследований Л.С. Выготского в возникновении и развитии психолингвистики.
Тема 3. Теория речевой деятельности
- Речевая деятельность как особый специфический вид деятельности.
- Основные виды речевой деятельности и их характеристика.
- Психологические механизмы речевой деятельности.
- Мозговая организация речевой деятельности.
- Функции языка и речив речевой деятельности.
- Психолингвистическая характеристика речевой деятельности говорение.
- Характеристика речевой деятельности слушание.
- Высказывание как продукт деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.
- Механизм порождения речевых высказываний (этапы и составляющие их операции).
- Характеристика процесса порождения речи. (Обзор психолингвистических теорий.)
- Процессы порождения речевых высказываний в концепции отечественной психолипгвистической школы (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя).
- Мозговая организация процесса порождения речевых высказываний.
- Восприятие и понимание речи. (Характеристика речевой деятельности слушания.)
- Психолингвистические концепции процессов восприятия речи.
- Вероятностное прогнозирование при восприятии речи.
- Мозговая организация процессов восприятия и понимания речи.
- Психологическая характеристика связной монологической речи.
- Письменная речь как специфическая форма речевой деятельности.
- Письмо как вид речевой деятельности.
- Психолингвистическая характеристика чтения.
- Внутренняя речь как вид речевой деятельности.
- Взаимосвязь речи с другими психическими процессами. Проблема взаимосвязи в развитии мышления и речи.
- Перевод как вид речевой деятельности
Тема 4. Онтогенез речи
- Язык как средство осуществления речевой деятельности.
- Язык человека и «язык» животных. Речь человека и процессы коммуникации у животных.
- Психолингвистика развития как раздел психолингвистики, изучающий закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе.
- Сенсомоторная и концептуальная логика в онтогенезе.
- Основные закономерности формирования значения слова входе речевого онтогенеза.
- Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребенка.
- Этапы формирования речи в онтогенезе.
- Критические периоды в освоении речи ребенком.
- Формирование фонетической стороны речи в онтогенезе.
- Формирование лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности.
- Закономерности формирования грамматического строя речи в ходе онтогенеза.
- Детское словотворчество в период овладения системой родного языка.
- Типичные грамматические ошибки в речи детей как проявление специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе.
- Теоретические концепции формирования языковой способности (языковой компетенции) в ходе онтогенеза.
- Речь взрослых как важнейший фактор формирования речи ребенка.
- Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе.
Тема 5. Патопсихолингвистика
- Физиологические центры речи.
- Нарушения и дефекты речи.
- Моторная афазия и сенсорная афазия.
- Речь в состоянии эмоционального напряжения.
- Язык глухонемых.
- Идентификация личности по речи.
- Языковые средства описания эмоций и психических состояний.