Тема 5. Патопсихолингвистика




Тематика рефератов и контрольных работ

Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности

  1. Психолингвистика как особая область науки и общественной практики.
  2. Психолингвистика как психологическая наука.
  3. Основные положения психолингвистической теории.
  4. Методы экспериментального исследования в психолингвис­тике.
  5. Лингвистический эксперимент и его использование в приклад­ной психолингвистике и специальной педагогике.
  6. Метод ассоциативного эксперимента. Возможности его исполь­зования в специально-педагогическом и психолого-педагогическом исследованиях.
  7. Метод завершения (восстановления) речевого высказывания и его использование в практике коррекционной логопедической ра­боты.
  8. Методика восстановления деформированного текста и ее ис­пользование в логопедической практике.
  9. Метод определения грамматической правильности предло­жения и его использование в практике коррекционной педагогиче­ской работы.
  10. Экспериментальные методы компьютерной психолингвистики.

Тема 2. История возникновения и развития психолингвистики

  1. Значение научных трудов В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, А.В. Щербы и других выдающихся лингвистов Х1Х-ХХ века.
  2. Роль отечественной психологической школы в становлении и развитии психолингвистики (А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Л. Ру­бинштейн и др.).
  3. Значение исследований Л.С. Выготского в возникновении и развитии психолингвистики.

Тема 3. Теория речевой деятельности

  1. Речевая деятельность как особый специфический вид деятель­ности.
  2. Основные виды речевой деятельности и их характеристика.
  3. Психологические механизмы речевой деятельности.
  4. Мозговая организация речевой деятельности.
  5. Функции языка и речив речевой деятельности.
  6. Психолингвистическая характеристика речевой деятельности говорение.
  7. Характеристика речевой деятельности слушание.
  8. Высказывание как продукт деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.
  9. Механизм порождения речевых высказываний (этапы и состав­ляющие их операции).
  10. Характеристика процесса порождения речи. (Обзор психолинг­вистических теорий.)
  11. Процессы порождения речевых высказываний в концепции оте­чественной психолипгвистической школы (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя).
  12. Мозговая организация процесса порождения речевых высказы­ваний.
  13. Восприятие и понимание речи. (Характеристика речевой де­ятельности слушания.)
  14. Психолингвистические концепции процессов восприятия речи.
  15. Вероятностное прогнозирование при восприятии речи.
  16. Мозговая организация процессов восприятия и понимания речи.
  17. Психологическая характеристика связной монологической речи.
  18. Письменная речь как специфическая форма речевой деятель­ности.
  19. Письмо как вид речевой деятельности.
  20. Психолингвистическая характеристика чтения.
  21. Внутренняя речь как вид речевой деятельности.
  22. Взаимосвязь речи с другими психическими процессами. Про­блема взаимосвязи в развитии мышления и речи.
  23. Перевод как вид речевой деятельности

Тема 4. Онтогенез речи

  1. Язык как средство осуществления речевой деятельности.
  2. Язык человека и «язык» животных. Речь человека и процессы коммуникации у животных.
  3. Психолингвистика развития как раздел психолингвистики, изу­чающий закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе.
  4. Сенсомоторная и концептуальная логика в онтогенезе.
  5. Основные закономерности формирования значения слова вхо­де речевого онтогенеза.
  6. Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического разви­тия ребенка.
  7. Этапы формирования речи в онтогенезе.
  8. Критические периоды в освоении речи ребенком.
  9. Формирование фонетической стороны речи в онтогенезе.
  10. Формирование лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности.
  11. Закономерности формирования грамматического строя речи в ходе онтогенеза.
  12. Детское словотворчество в период овладения системой родного языка.
  13. Типичные грамматические ошибки в речи детей как проявление специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе.
  14. Теоретические концепции формирования языковой способнос­ти (языковой компетенции) в ходе онтогенеза.
  15. Речь взрослых как важнейший фактор формирования речи ребенка.
  16. Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе.

Тема 5. Патопсихолингвистика

  1. Физиологические центры речи.
  2. Нарушения и дефекты речи.
  3. Моторная афазия и сенсорная афазия.
  4. Речь в состоянии эмоционального напряжения.
  5. Язык глухонемых.
  6. Идентификация личности по речи.
  7. Языковые средства описания эмоций и психических состояний.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: