Личностно-аномальный ППС




ПАТОПСИХОЛОГИЯ. Часть 2.

 

Виды нарушения мышления:

1. Нарушения операционной стороны мышления (процесса обобщения и отвлечения):

Ò Недостаточность (снижение) уровня обобщения,

Ò искажение процесса обобщения.

2. Нарушения динамики мыслительной деятельности (логического строя мышления):

Ò лабильность мышления («скачка идей»),

Ò инертность («вязкость») мышления,

Ò непоследовательность суждений.

3. Нарушения мотивационного компонента мышления:

Ò соскальзывания,

Ò разноплановость мышления,

Ò резонерство,

Ò нарушение целенаправленности мышления

Ò нарушения критичности мышления.

Психо патологические
(клинические) синдромы

• обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов

• Пользуются клинико-психологическим методом (описательным)

• Описывают сложившиеся нарушения психической деятельности

Пато психологические симптомокомплексы (синдромы)

• исследуем протекание (структуру) психических процессов, приводящих к проявлениям нарушения псих. процессов.

• Пользуемся как клинико-психологическим методом, так и экспериментально-психологическим

• Выявляем причинно-следственные связи нарушений

 

Шизофренический ППС

• Наиболее диагностически информативный

• Ядро – нарушение личностно-мотивационной сферы

Снижение заинтересованности в контакте, в обсуждении эмоционально-значимых тем, контакт чаще формальный, может быть затруднен. Незаинтересованность в результатах исследования, ослаблена реакция на критику. Не ищут оценки, одобрения, легко нарушают инструкции. Отказ от выполнения задания не является эмоционально-насыщенным. Истощаемость. Возможна фиксация внимания на на случайных, причудливо выхваченных из общего контекста деталях стимульного материала.

Внимание: сохранность непроизвольного и нарушение произвольного внимания, может проявляться неадекватная направленность внимания.

Память: Страдает мотивационный компонент памяти, может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестических функций. Более выраженные нарушения опосредованной памяти, по сравнению с непосредственной.

Мышление: нарушение мотивационного компонента мышления и искажение процесса обобщения по типу актуализации латентных или гиперабстрактных признаков, частая опора на второстепенные, поверхностные, личностно-значимые признаки. Ослабление категориального строя мышления.

Разноплановость, резонерство, соскальзывания. Снижение целенаправленности мыслительной деятельности. Нарушение критичности мышления.

Чаще встречается ускорение динамики мышления, чем его замедление.

Воображение: отличается высокой продуктивностью на ранних стадиях развития заболевания. Сверхоригинальность образов.

Речь: недостаточная эмоциональная окраска высказываний, монотонность

Эмоциональная сфера: обеднение эмоционального ответа, неадекватные по амплитуде и направленности реакции на стандартный стимул.

Мотивационная сфера: искажения регуляции деятельности, пародоксальность мотивов, ослабление побудительной функции мотивов.

 

Органический ППС

• Наиболее диагностически информативный

• Ядро – снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности

Могут быть выражены огрубленные черты лица, малодифференцированная мимика. Часто усиление моторной активности, пантомимики. Работоспособность низкая, истощаемость, снижение темпа психических процессов. Подсказки и помощь принимаются, но используются ограниченно в зависимости от степени интеллектуального снижения. Реакция на неудачу выражена, часто экстрапунитивна.

Восприятие: сужение внимания

Внимание: При ригидном варианте орг. ППС снижение объема, переключаемости, концентрации внимания, быстрая истощаемость. При лабильном варианте орг. ППС снижение устойчивости внимания и истощаемость.

Память: Нарушения памяти характерны для всех вариантов орг. ППС. Расстройства произвольного и непроизвольного внимания, сохранения и воспроизведения информации. Низкий объем запоминания, конфабуляции, воспроизведение стимулов из предшествующих заданий. Нарушения долговременной памяти. Механическая память иногда более сохранна по сравнению со смысловой. При мнестическом варианте нарушения памяти доминирует над нарушениями внимания и мышления

Мышление: замедление ассоциативного процесса, его подвижности, шаблонность ассоциаций. Снижение уровня обобщения. Нарушены операции абстрагирования, анализа и синтеза, особенно при взаимодействии с незнакомым материалом. Ригидный вариант: низкий темп, инертность мышления, склонность к персеверациям. Лабильный вариант: лабильность мышления, отсутствие оформленной стратегии решения заданий. Нарушения критичности, возможно снижение мотивационного компонента (разноплановость, снижение целенаправленности).

Воображение: выраженное снижение продуктивности, шаблонность творческой продукции.

Речь: нарушения грамматики, низкая смысловая насыщенность, ригидность. Компенсаторное резонерство.

 

Олигофренический ППС

• Ядро – сниженная способность к обучению, тотальный характер нарушений всех психических функций

 

Часто внешний облик отмечен дизонтогенетическими признаками. Ослабление мимической экспрессии, угловатость и несформированность тонких двигательных навыков. Речевые нарушения, затруднения при усвоении инструкций, понимания смысла заданий. Работоспособность низкая, выраженная истощаемость, снижение психомоторного темпа. Рабочий мотив не формируется, преобладает ведомость, заинтересованность в результатах мала. Низкая обучаемость в эксперименте.

Восприятие: сужение объема, недостаточная дифференцированность восприятия, плохо различаются сходные предметы. Восприятие инактивно.

Внимание: недоразвитие произвольного внимания, сужение объема, переключаемость, истощаемость внимания.

Память: Механическая память более развита, чем опосредованная. Запоминание замедленно, нарушено воспроизведение. Новый материал усваивается с трудом, быстро забывается. Логическая память наиболее страдает.

Мышление: снижение уровня обобщения, инертность, ослабление мотивационного компонента (слабость регулирующей роли мышления), нарушения критичности. Общие понятия усваиваются с трудом. Затруднено абстрагирование от конкретных признаков.

Воображение: выраженный дефект развития фантазии и воображения.

Речь: дефекты произношения, косноязычие, низкое развитие фонематического слуха. Словарный запас мал, аграмматизмы, фразы односложные.

Эмоциональная сфера: незрелость и недифференцированность эмоций, тонкие оттенки чувств недоступны. Высшие чувства слабо развиты. Осознавание эмоций ограничено.

Мотивационная сфера: низкий уровень мотивационной активности, слабость целеполагания, несформированность социально направленных мотивов, эгоцентризм, высокая внушаемость.

 

Эпилептический ППС
(как специфический вариант орг. ППС)

Замедленность в движениях, мимическая бедность. Низкий или невысокий темп работы в эксперименте. Мотив участия в эксперименте часто оформляется как стремление соответствовать ожиданиям экспериментатора. Работоспособность варьирует, истощаемость отсутствует. Помощь принимается, но применяется ограниченно, в зависимости от степени интеллектуального снижения. Аккуратность, педантичность, склонность к порядку.

Восприятие: детализирующий характер восприятия. Испытуемые детально описывают мельчайшие детали, затрудняясь в выделении целого, главного.

Внимание: сужение объема и низкая переключаемость внимания, истощаемость отсутствует.

Память: нарушение воспроизведения (концентрация внимания на удержании в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способности к произвольной репродукции). Смысловая память страдает в меньшей степени. Долговременная память нарушается мало.

Мышление: снижение темпа ассоциативного процесса, шаблонность ассоциаций. Снижение уровня обобщения, склонность актуализировать конкретно-ситуационные и личностно-значимые признаки. Эгоцентричность мышления. Выраженные нарушения динамики - инертность мышления, склонность к детализации, персеверации. Специфическое резонерство, имеющее характер морализирования, не сопровождается нарушением направленности мышления.

Воображение: использование клише.

Речь: использование в речи уменьшительно-ласкательных суфиксов, своеобразие речевой стилистики (патетический, официальный стиль).

Эмоциональная сфера: увеличение амплитуды и снижение подвижности эмоциональных реакций. Выражена склонность к кумуляции аффекта, сочетающаяся с нарушением волевого контроля над негативными эмоциями, что выражается в грубых периодических эмоциональных разрядках. Диссоциация между демонстрируемой доброжелательностью, угодливостью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах.

Мотивационная сфера: Демонстрация просоциальных тенденций, усилены агрессивные и сексуальные побуждения. ослабление спонтанной активности. Доминируют утилитарно-гедонистические мотивы, часто актуализация агрессивных реакций.

 

Личностно-аномальный ППС

• Более заметно нарушаются психические процессы у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким образовательным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.

• Ядро – аффективная обусловленность поведения.

Заострение свойств личности выявляется в беседе, при изучении анамнеза, проективных методиках, личностных опросниках, повышенная конфликтность в ситуации эксперимента, завышенная самооценка и уровень притязаний. Нарушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интенсивности и длительности реакции, трудности их переключения. Импульсивность в работе. Часто формирование оппозиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперименте.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают.

Мышление: сохранность категориального строя мышления и динамики мышления. Возможны колебания продуктивности (импульсивность, внезапные отказы), ошибки по типу актуализации личностно-значимых признаков, нарушение критичности. Выраженная аффектированность мышления.

Речь: хорошо интонированная, часто сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.

Эмоциональная сфера: Увеличение амплитуды и подвижности эмоциональных реакций. Снижение порога возникновения эмоционального ответа. Нестабильность аффективного фона, нарушение или ослабления волевого контроля над эмоциями.

Мотивационная сфера: доминирование примитивных (агрессивных, утилитарно-гедонистических) мотивов, слабость социальных мотивов. Завышение уровня притязаний, неадекватное повышение и неустойчивость самооценки.

 

Психогенно-невротический ППС:

Ядро - реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Легкость дезорганизации психических функций под влиянием эмоций.

• Органический фон (или органический ППС гиперстенический вариант)

• Сохранность мышления (снижение уровня обощения у истерии, аффектированность мышления, легкость дезорганизации)

• Эгоцентризм суждений

• Повышенная тревожность (в поведении и объективно)

• Неустойчивая или нарушенная самооценка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: