ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»
ОБЗОР
на тему:
«Д еятельность и методология Департамента паритета покупательной способности Организации экономического сотрудничества и развития »
Выполнили:
Студенты М3-2
Петрова Нина
Якунина Мария
Ерокин Алексей
Шумовский Геннадий
Малышева Ксения
Иванова Ксения
Научный руководитель:
Оглоблина Е.В.
Москва 2012
Обзор о деятельности и методологии Департамента паритета покупательной способности Организации экономического сотрудничества и развития
В 1961 году ОЕЭС была преобразована в ОЭСР, цель, которой состояла в создании сильной экономики в странах-членах ОЭСР, повышении эффективности рыночных систем, расширении свободной торговли и повсеместной поддержке экономики как развитых, так и развивающихся стран. Сейчас акцент делается на всестороннем анализе взаимодействия различных политических сфер разных стран друг с другом и даже еще шире - с охватом многих государств, не входящих в ОЭСР.
ОЭСР выпускает регулярные аналитические и статистические публикации по широкому спектру экономических, политических и социальных вопросов: от макроэкономики до торговли, образования, науки и инноваций.
Для повышения достоверности результатов международных сопоставлений Статистический Отдел ООН в сотрудничестве с другими международными организациями (в частности, со Всемирным банком), национальными статистическими службами и исследовательскими организациями (в частности, Группой международных сопоставлений Университета Пенсильвании) разработали в конце 1960-х годов Проект международных сопоставлений (ПМС ООН; с 1989 г. Программа международных сопоставлений). Этот проект был основан на расчете паритетов покупательной способности (ППС) национальных валют.
|
Программа началась в 1980-х годах для сравнения цен и объемов уровней ВВП государств-членов ЕС и стран-членов ОЭСР. Его охват был расширен, чтобы включить страны, которые не являются ни членами ЕС, ни страны-члены ОЭСР. В первую очередь для сравнения необходимо выразить ВВП в единой валюте и в едином уровне цен. Чтобы сделать это, Евростат и ОЭСР используют паритеты покупательной способности (ППС).
Среди наиболее важных целей использования ППС можно назвать следующие: оценка уровней общеэкономического развития стран, благосостояния наций, выявление и сравнение эффективности национальных экономик, сравнение экономического и военного потенциалов, анализ финансовых возможностей стран (возможные взносы в бюджеты международных организаций и т.п.), разработка политики и объемов помощи развитых стран развивающимся странам, оценка уровней бедности, анализ конъюнктуры рынков (ёмкость рынков), международные сравнения уровней цен, изучение международной экономической интеграции, разработка экономических теорий (моделей развития и т.п.).
Евростат-ОЭСР сравнивает ВВП по расходам. Такое сравнение не будет предоставлять сравнение объемов приобретаемых товаров и услуг в страны, если различия в уровнях цен не были удалены. Различия в уровнях цен между странами могут быть удалены: прямым наблюдением за объемами; косвенно, посредством уровня цен. Евростат-ОЭСР оценивают объемы косвенно. Международные сопоставления объема ВВП зависят от четырех условий, а именно: • определение ВВП по одной методике; • измерения ВВП не меняются; • денежная единица одинаковая; • уровень цен равный. Для удовлетворения последних двух условий необходимо иметь коэффициент конверсии, переводящие измерения одну валюту и равный уровень цен. Для этого используется «паритет покупательной способности». Евростат и ОЭСР сравнения производятся с использованием ППС.
|
В своей простейшей форме ППС является не более, чем ценовым соотношением, показывающим соотношение цен в национальной валюте одного и того же товара или услуги в разных странах. В сопоставлениях ОЭСР - Евростата ППС традиционно выражаются в долларах, в Европейском союзе - в стандарте покупательной силы (СПС), эквивалентно понятию евро. ППС рассчитывается в три этапа: 1) на уровне продукта, где соотношение рассчитывается для отдельных товаров и услуг; 2) На уровне группы продуктов, где соотношение рассчитывается на продукцию в группе и усредняется для получения невзвешенных ППС. 3) На уровне агрегации, где ППС рассчитывается для групп продуктов, охватываемых уровнем агрегации, и является взвешенным и усредненным. Агрегированные ППС используются для переоценки показателей в сравнимую валюту на едином уровне цен:
Реальный объем = Номинальный объем / ППС
В связи с методологией расчета ППС, можно выделить в ВВП три группы товаров:1) Первичные товарные группы – совокупности однородных товаров; 2) Аналитические группы – совокупности первичных товарных групп, представляющие аналитический интерес (например, продукты питания); 3) Основные агрегаты / компоненты ВВП – Расходы домашних хозяйств на конечное потребление, расходы органов государственного управления на конечное потребление, валовое накопление основного капитала и т.д. При движении вверх по уровням агрегирования соотношение цен относится к более сложному ассортименту товаров и услуг. Это не означает, что корзина товаров и услуг, приобретаемая в обеих странах будет одинаковой. Состав корзины варьируется между странами, отражая их экономические, социальные и культурные различия, но обе корзины, в принципе, обеспечивают эквивалентный уровень полезности.
|
ППС представляет собой статистическую величину. Погрешности ППС зависят от точности объема расходов и данных о ценах, а также степени, в которой цены на конкретные товары и услуги, выбранные страной-участницей, на самом деле представляют собой уровни цен в каждой стране.
Разработка списка товаров – представителей для потребительских и инвестиционных товаров.
Методология основана на двух фундаментальных принципах:
- Идентичность / сопоставимость: каждый отбираемый товар должен быть в максимально возможной степени сопоставим с аналогом в других странах Это гарантирует, что все страны будут представлять цены на идентичные или сопоставимые товары.
- Типичность (характерность): каждый отбираемый товар должен быть репрезентативен для товарной группы и для структуры национального потребления (типичен на внутреннем рынке), т.е. он должен быть характерен для потребления (использования), легко и широко доступен в торговых точках и занимать значительный удельный вес в представляемой им товарной группе.
Наблюдение за ценами. Принцип типичности товаров требует от стран-участниц сбора национальной ежегодной рыночной цены. Помимо того, цены стран-участниц должны быть для товаров, являющихся представительными для ее ВВП по расходам и сопоставимыми между собой. В идеале, все технические характеристики изделия должны иметь конкретную марку и модель, чтобы получить цены на продукцию одинакового качества в разных странах. Источниками информации для сбора данных о ценах репрезентантов могут быть следующие: - данные из национальных индексов потребительских цен (ИПЦ), индекса оптовых цен и т.д; - специальные обследования цен; - каталоги, прейскуранты, Интернет.
Для расчета корректной средней цены на данный товар, должны быть приняты во внимание два важных аспекта:
А) Необходимое число ценовых наблюдений
Б) Выбор торговых точек (отбор проводится в соответствии со структурой потребления из различных типов заведений торговой сети для конкретных товарных групп).
Таким образом, с одной стороны потребительские корзины в разных странах могут быть разными, но с другой сопоставимые продукты не всегда могут быть одинаково представлены в разных странах.
Нерыночные услуги
Методологические проблемы решены далеко не полностью и в ряде случаев можно сказать, что достигнута скорее некоторая конвенция между участниками, чем найдено теоретическое решение вопроса. В особой мере это касается сферы нерыночных услуг, в которой исчисление ППС традиционным методом невозможно, поскольку услуги предоставляются бесплатно или почти бесплатно и, следовательно, информация о реальных ценах отсутствует.
Евростат-ОЭСР уже внедрили для агрегата „Образование“ метод прямого расчёта объема услуг с использованием физических индикаторов. Показатель числа учеников (ученически лет), скорректированный на качество по результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA = Programme for International Student Assessment), считается при данном подходе аналогом показателя выпуска продукции в образовании.
Публикация результатов.
Евростат и ОЭСР публикуют результаты совместно. Это потребовало принятия стандартного набора таблиц, охватывающих те же конечные расходы, те же страны и те же группы стран. Однако полная равномерность не может быть достигнута. Результаты Евростата представлены в средних ценах по еврозоне. А результаты ОЭСР представлены в средних ценах по своей территории, где за основную валюту берут доллар. В итоге было решено публиковать результаты подсчета в двух частях. Всего 11 стандартных таблиц. Национальные конечные расходы и ППС, номинальные конечные расходы и соответсвующие индексы цен, реальные конечные расходы и соотвествующие индексы физического объема и индексы уровня цен.