Задание по психологии для 4 курса на педагогическую практику
Для исследования личности учащегося используйте следующие методики: «Беседа», «Исследование темперамента методом наблюдения», «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн» в модификации А. М. Прихожан. Методики приведенные ниже.
На основе проведенных исследований составьте психологический портрет конкретного ученика. Постарайтесь, чтобы в вашем психологическом портрете не было противоречий. Если вы обнаруживаете противоречия в ответах вашего испытуемого, постарайтесь разобраться, чем они вызваны.
МЕТОДИКА 1. Беседа
Методические указания к выполнению задания
I. Выполнение задания необходимо начать со сбора общих данных об учащихся, учебно-познавательные интересы которых будут изучаться. С этой целью следует провести беседы об особенностях изучаемых учащихся с классным руководителем, учителями школы, а также с самими учащимися.
В процессе беседы необходимо выявить круг чтения изучаемых школьников, их участие (без принуждения) в различных видах и формах внеклассной работы, отношение к учебным предметам, успеваемость,
Данные, полученные с помощью метода беседы, дополняются и уточняются в процессе изучения различной документации: библиотечных формуляров, классного журнала, дневников и т.д.
1. Нравится ли тебе в школе? Что именно? (если ответ не связан с учебой, можно задать вопрос - Любишь ли ты учиться? )
2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным? Почему?
3. Какой предмет тебе кажется самым трудным? В чем именно заключается трудность?
4. Хотел бы ты учиться только на «4» и «5». Почему? (если нет) Для чего? (если да)
|
5. Какие учебные предметы, по твоему мнению, можно было бы не изучать и почему?
6. Какие еще учебные предметы, на твой взгляд, можно было бы включить в обучение и почему?
7. Чем ты обычно любишь заниматься после уроков и почему?
Анализ содержания ответов позволяет установить отношение ученика к учению, чем вызвано такое отношение, характер учебно-познавательных мотивов ученика и наличие у него определенных интересов.
Если ученику нравиться учиться, нравится узнавать новое, он хочет учится на «4» и «5», в свободное время читает дополнительную литературу, посещает дополнительные занятия и кружки, то можно констатировать познавательную мотивацию и глубокий, устойчивый интерес к учению. Шестой вопрос раскрывает область ученических интересов, то есть, что конкретно называет ученик.
Если же ученик в своих ответах отмечает лишь внешнюю сторону учения (общение с друзьями, игры, отдых), не может назвать своих предпочтений в выборе предметов, в свободное время занять лишь отдыхом и развлечениями, то можно констатировать отсутствие познавательной мотивации и учебных интересов.
Далее нужно сопоставить данные беседы с успеваемостью ученика и сделать выводы о том, соответствуют ли его ответы его успехам в учебной деятельности. Например: в беседе ученик сообщает, что интересуется биологией, читает дополнительную литературу по этому предмету, хочет учиться на 4 и 5. Реальные же успехи по биологии посредственные, в дневнике присутствуют записи учителя о невыполнении домашних заданий по биологии.
МЕТОДИКА 2. Наблюдение
Изучение темперамента школьника методом наблюдения ( методика предложена Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике "Задачи и упражнения по детской психологии").
|
Понаблюдайте за поведением ученика в учебных и внеучебных ситуациях, и обобщите свои наблюдения, отвечая на приведенные ниже вопросы. Ответы заносите в таблицу № 1.
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо действовать быстро:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сдана, но выясняется, что в ней допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
|
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) спокойно
г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
ФИО Класс
Вариант реакции | Номера вопросов | ||||||
а) | |||||||
б) | |||||||
в) | |||||||
г) |
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом; если "б" - с холерическим; если "в" - с флегматическим; если "г" - с меланхолическим типом темперамента.
Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
МЕТОДИКА 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||
низкий | средний | высокий | Очень высокий | |
Уровень притязаний | Менее 60 | 60-74 | 75-89 | 90-100 |
Уровень самооценки | Менее 45 | 45-59 | 60-74 | 75-100 |
Бланк для методики.
здоровье | ум | характер | авторитет в коллективе | Умелые руки | внешность | Уверенность в себе |