Вопросы и задания для осмысления текста рассказа
I. Анализ идейного содержания рассказа
Задание:
Прочитайте рассказ и попытайтесь ответить на три важные вопроса:
- Какова тема рассказа (предмет изображения)?
- Какие проблемы поставлены в рассказе?
- Какова идея чеховского рассказа, его главная мысль?
- О чем этот рассказ?
II. Анализ фабулы рассказа
Задание:
1.Попытайтесь реконструировать ф а б у л у рассказа. Для этого необходимо составить письменный план фабулы, перечислив в фабульной последовательности основные события, о которых повествуется в рассказе.
2. После составления плана фабулы задумайтесь над вопросами:
- Каков характер взятой Чеховым фабулы?
- Если в судьбе героев драматические повороты, резкие столкновения, потрясающие события?
III. Анализ сюжета в рассказе
Задание:
1.Выявите два сюжетных плана, имеющихся в рассказе: внешний, явный, и внутренний, скрытый.
2.Проанализируйте построение внешнего и внутреннего сюжета:
выявите фрагменты, составляющие
экспозицию,
развитие действия,
кульминацию
развязку
в каждой сюжетной линии (внешней и внутренней).
Задумайтесь над вопросами:
1. Есть ли развязка у внешнего и внутреннего сюжета рассказа?
2. В какой момент жизни героя расстается с ним автор?
3. Совпадают ли внешний и внутренний сюжеты в начале рассказа?
4. Как относится Гуров к Анне Сергеевне вначале?
5. Отличаются ли его мысли чем-то от обычных его мыслей о женщинах?
6. Каким Гуров предвидит финал своей связи с Анной Сергеевной? Отличается ли он в его сознании от обычных финалов его любовных связей?
(сделайте выписки из текста)
7. С какого момента "скрытый" сюжет начинает существовать самостоятельно, отдельно от явного?
(Найдите в тексте рассказа фрагмент, где говорится о качественных изменениях в духовном бытии главного героя - о том, что внешняя обычная жизнь потеряла для него смысл и превратилась в бездуховное механическое существование)
8. В чем состоит движение скрытого сюжета?
- Как подготавливается кульминация "скрытого" сюжета: как постепенно осознает герой необычность, исключительность своей новой любви?
- Какие моменты, выделяющие Анну Сергеевну среди других женщин, рисующие ее особую привлекательность, фиксирует Чехов в сознании героя?
(Сделать выписки из текста)
- Какую сюжетную функцию в развитии скрытого сюжета выполняет такая своеобразная деталь повествования как собачка Анны Сергеевны?
(Какова роль собачки в начале рассказа? В какой части композиции сюжета она появляется? Как изменяется сюжетная функция собачки в дальнейшем ходе повествования?
IV. Анализ композиции рассказа
Задание:
1. Вычлените из текста рассказа эпизоды, в композиционном отношении представляющие собой отдельные сцены.
2. Дайте им наименование по их содержанию (например: "любовная сцена в ялтинской гостинице).
3. Обозначьте буквой " К " те эпизоды, которые даются, как в кино, крупным планом, на которых фиксируется внимание читателя.
4. Обозначьте буквой " О " эпизоды, рисующие события без деталей, как бы издалека, " общим планом".
Задумайтесь над вопросами:
1. Какими глаголами (какого вида - совершенного или несовершенного) оформляются эпизоды "общего" и "крупного" планов?
2. Как сочетаются между собой эпизоды крупного и общего плана: Идут ли они вперемежку или вначале идут фрагменты одного плана, потом - другого?
3. Как влияет на течение художественного времени в рассказе быстрая смена эпизодов крупного и общего планов: убыстряют или замедляют течение сюжетного времени эпизоды крупного и общего планов?
Попытайтесь определить, каков основной принцип композиции в рассказе Чехова, ответив на вопросы:
1. Есть ли в рассказе непрерывное повествование о последовательно сменяющих друг друга событиях?
2. Как членится текст рассказа?
3. Как связаны между собой составные части?
Выделите в тексте рассказа "парные сцены", в которых композиционно выражена картина "двоемирия".
Сделать это и осмыслить значение этих сцен вам поможет размышление над следующими вопросами:
1. Как описываются в рассказе два любовных свидания героев: в ялтинской гостинице (начало рассказа) и в Москве, в "Славянском базаре" (конец рассказа)?
2. Как описывается Чеховым природа до и после любовного свидания героев в Ялте?
3. Как описывается (в каких сценах) поведение героев когда их окружает толпа? Чем отличается поведение героев в этих сценах в начале и конце рассказа?
4. Какие две "гастрономические" сюжетные детали включаются в рассказ и в каких эпизодах? В чем их сюжетная функция в том и другом случае?
5. Как Гуров воспринимает встречу с Анной Сергеевной в I, II главах рассказа и в III главе? В чем разница восприятия в этих главах?
6. Как описывается расставание героев в начале и конце рассказа? Как это воспринимают герои в том и другом случае?
Попробуйте сделать вывод о том, что нам дает сопоставление "парных сцен" в рассказе для понимания его сюжета и художественного замысла Чехова.
Литература для теоретической подготовки:
Лекции о сюжете и композиции; соответствующие разделы учебников и справочных изданий:
Введение в литературоведение/ Под ред. Г.Н. Поспелова. Изд. 2-е., доп. М.,1983. С.117-125.
Абрамович Л.И. Введение в литературоведение. М.,1975.С.114-136.
Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М., 1974,
Литературный энциклопедический словарь. М.,1987
2. Научная литература:
Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1968.С.187-208.
Источник разработки: Невердинова В.Н. Материал к урокам по литературному чтению: "А.П.Чехов. "Дама с собачкой" //Преподавание литературного чтения в эстонской школе. Таллин,1993.С.50-61.