Правовые основы здравоохранения




В современных условиях развития человеческого общества здравоохранение имеет исключительно важное социальное значение.

В свою очередь научно-технический прогресс, вся совокупность современных общественных отношений предъявляют все более высокие профессиональные, морально-этические и правовые требования к специалистам сферы здравоохранения.

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и Медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь недавно стало предусматриваться в законодательстве раз личных стран.

В 1948г. право было заявлено во Всеобщей декларации прав человека в международном масштабе. Проблема правовой регламентации медицинской деятельности, защиты прав и законных интересов граждан России в области охраны здоровья, имеющей исключительное политическое и социальное значение, является сегодня одной из наиболее актуальных проблем. Общие права граждан, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья.

Никакие ограничения прав пациентов не должны нарушать права человека и каждое ограничение должно иметь под собой правовую базу в виде законодательства той или иной страны. Осуществление прав должно происходить не в ущерб здоровью других членов общества и не нарушать их человеческих прав. Поэтому правовое обучение является обязательной составной частью общей подготовки медицинских работников, когда правовые знание помогут на должном уровне выполнить им свои профессиональные обязанности.

Страхование профессиональной ответственности — необходимый инструмент экономических отношений в современной экономике, направленный на защиту профессиональных лиц и их клиентов (пациентов) в случае совершения профессиональных ошибок первыми.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ

ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫВ СФЕРЕ ОХРАНЫ

ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

В числе важнейших охраняемых государством социальных благ на звано здоровье, как непреходящая ценность личности и общества.

К ОСНОВНЫМ функциям государственного управления социальной сферой относятся:

• создание благоприятных условий для воспроизводства населения страны;

• сохранение здоровья и работоспособности населения;

• организация профессиональной подготовки кадров;

• укрепление семьи и забота о подрастающем поколении;

• сохранение и приумножение культурного достояния;

• организация отдыха и досуга населения;

• создание благоприятных условий для занятия наукой, туризмом и спортом и т.д.

 

Для осуществления государственного управления сферой охраны здоровья используются правовые, административные, экономические, социально-психологические методы.

Правовые методы являются основными, другие основываются на них и неотделимы от них.

 

Правовые методы государственного управления — это важнейшая функция государства, выполняемая правовыми нормами по регулированию отношений в сфере охраны здоровья и созданию юридических гарантий нормального функйионирования каждого субъекта социальных отношений.

Это создание государственными органами в пределах их компетенции чётко сформулированных правовых актов по регулированию сферы охраны здоровья.

 

Ключевой аспект этого процесса — принятие законодательства, позволяющего регулировать важнейшие направления охраны здоровья и создавать необходимые управленческие структуры с определением сферы и уровня их правовой ответственности за реализацию принятых законов.

Правовое регулирование подразумевает построение чёткой правовой вертикали с формированием в сфере охраны здоровья системы нормативно-правовых актов, базирующихся на их юридической силе.

Иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты образуют систему.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридичсская сила по сравнению с другими актами. Все другие нормативные правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти должны основываться на нормах Конституции и федерального законодательства.

 

Согласно Конституции РФ здравоохранение относится к совместному ведению Российской федерации и субъектов российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 76 Конституции РФ на федеральном уровне по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответ с которыми субъектами Федерации принимаются закокы и иные нормативно-правовые акты, например, органов исполнительной власти. Последние должны соответстовать не только федеральному в, но и региональному законодательству.

Правовое регулирование вопросов охраны здоровья населения значительно сложнее. Нормативные акты федеральных органов исполнитель ной власти основываются на нормах Конституции РФ и федерального законодательства и не обязаны ориентироваться на законодательные акты субъектов Федерации. Это означает, что часть вопросов предмета совместного ведения определяется как компетенция РФ, а другая часть — как компетенция субъектов РФ.

 

Конституционные гарантии государства по охране здоровья граждан.

 

Охрана здоровья граждан является одной из важнейих обязанностей государства, а право на здоровье и жизнь является важнейшим не отчуждаемым правом гражданина (ст. 17,20 КонституциЯ РФ).

Среди основных прав человека и гражданина государство признает право на охрану здоровья (ст. 41):

1. Каждый имеет право ка охрану здоровья и медицияскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальнЫиХ учреждениах здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соот ветствующего бюджета, страховых вэносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения; принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; по ощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развкгиiо физической культуры и спорта, экологическому и саяитарно эпидемиологическому благополУчЯю.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, соз дающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответствен ность в соответсТвии с федеральными законами.

 

Дополнительно, отдельными статьями в конституция РФ отмечено:

 

• «Каждому гаРантируется социальн’ обеспечецве по возрас’ в случае болезни, ИнвалидНости, потери кормильца, для воСпитанИя детей н в иных случаях У новленнь Законом...» (ст.39);

• «Материнство и детство, семья НахОдятся Под защитоЙ государст ва,,.» (ст.З8);

• «Каждый имеет право на благоприятную Окружающую среду, досто верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, при чиНенНог его Здоровью или имуществу Экологическим правонару шением>) (ст.42);

• «Каждый имеет право на труд в Условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...» (ст.37);

• «В Российской Федерации Охраидется труд и Здоровье людей.. (ст.7).

 

Федеральные конституционнье законы, Конституция РФ гарантирует защиту нарушенных прав гражданина, в том числе, судебную (ст.46) на Охрану здоровья и сани арно-эгiидемиологическое благополучие; ответст венность должностных лиц за сокрьттие факторов и обстоятельств, соз дающих угрозу жизни и здоровью людей. Правовые нормы, регулирующие эти Вопросы, отражены также в Федеральных Конституционных законах, в частности, Кодексе административного права (К0АП - ст.42, 43, 45; гл. 7) и в УГОЛОВНОМ Кодексе РФ (УК - ст.237, 246-262).

Конституция РФ гарантирует, что <(Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, иравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц...» (ст.55).

Социальные блага в сфере охраны здоровья характеризуется нагiичи ем бесплатных для человека благ и возможностью беспрепятственного доступа к дополнительным, хотя и не бесплатным для человека благам.

Право на охрану здоровья и жизнь обеспечивается оказанием бес гтлатной медицинской помощью в соответствии с программами ОМС, что регулируется ещё одним Федеральным конституционным законом — Гра жданским Кодексом РФ (ГК - п.2 ст.927, п. 1 ст.935).

В Российской Федерации в качестве гарантии права на свободное развитие в сфере охраны здоровья государство и муниципальное образова ние обязаны предоставить своим учреященкям здравоохранения возмож ность оказывать услуги (платнМе) сверх гарантированных (бесплатных). Например, право вьтчета суммы оплаты лечения (налоговая льгота, соци альный налоговьтй вычет) из налогооблагаемой базы, и предоставляется налогоплательщяку, если лечение производится в медицинских учрежде ниях. Это закреплено в Федеральном конституционном законе - Налого вом Кодексе РФ (ст. 219 ч. 2.).

Федеральные законы. Государство обязуется принимать меры по развитию государственных муниципальных, частных систем здравоохра нения. Исполнительные органы Власти разрабатывают, утверждают и фи нансируют комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, ока занию медицинской помощи и медицинского образования Населения.

Важнейшим условием реализации социальной политики являются гарантии государства на обеспечение в случае болезни и инвалидности. Они включают в себя целый комплекс мер, Которые устанавливаются Пра вительством России в зависимости от социально-экономического развития государства, поэтому перечень этих мер не Является исчерпывающим.

Социальное обеспе чение осуществляется за счет системы социаль ного страхования и социального обеспечения. Фонд социального страхо вания (ФСС) образуются за счет отчислений работодателей и дотаций го сударства. Обязательному социальному страхованию подлежат все работники, за счет чего выгiлачивается пособие по временной нетрудоспособно сти, по беременности, родам и уходу за детьми, по инвалидностя, при по тере кормильца. Социальное обеспечение может представляться в денеж ной (пособия) и в натуральной (социальное обслуживание) формах, регла ментируется правовыми нормами федеральных законов.

Охрана материлства, детства и семьи со стороны государства в ре шающей степени обеспечивает состояние общества и перспективу его про грессивного развития, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Эта защита направляется государственной семейной политикой, которая является со ставной частью социальной политики Россия и представляет собой целый комплекс оценок и мер организационного, экономического, правового, на учного, медицинского, информационного и кадрового характера, направ ленных на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития.

В частности, защита государст вом материнства, детства, семьи предполагает:

1) определение общего правового статуса этих институтов, соот ветствующим международным и национальным ценностхм который дол жен обеспечить условиях их свободной и полной реализации в обществен ной и частной жизни;

2) установление определенного социального правового статуса для детей, родителей и семьи в целом, находящихся в трудных экономических условиях;

3) разработку и осуществление социально-экономических и соци ально-психологических мероприятий, их нормативной, организационной ресурсной, кадровой и Информационной баз, необходимых и достаточных для осуществления правового статуса материнства, детства и семьи;

4) спеЦиальную разработку и осуществление социальных мер по мощи и поддержки, охраны материнства и детства, семьи, правовой статус которых указывает на попадание в неблагоприятные жизненные ситуации.

 

Защита реализуется также в трудовом законодательстве РФ, а права несовершеннолетних - рядом статей ГК РФ, УК РФ. Для реализации права на охрану материнства и детства действуют федеральные программы < ти России», «Профилактика безнадзорности детей», «Безопасное материн ство».

В ст. 42 Конституция закреплены З самостоятельных правомочия граящан: право на благоприятную среду, на получение достоверной ин формация об ее состоянии и на возмещение вреда, причняенного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам человека, и закрепляются трудовым за конодательством и в федеральных законах.

 

КОнституционнь Нормы на Охрану здоровья граждан конкретчзиро ваны в федеральных законах

1.1.1. Распределение ПОдНОi в Области здравоохранения Вопросы охраны Здоровья граждан В РОССИЙСКОЙ Федерации

шаются на Различных уровнях власти. Важная часть Правового регу лирования в области охраны Здоровья граждан - распределение пол номочий в этой сфере по уровням (федеральный уровень, уровень субъек тов Российской Федерации и уровень органов Местного самоуправлении)

На основании Конституции Проблемы Здравоохранения относят к со вместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Феде рации. Совместная компетенция означает, что бУквальная норма Консти туции предполагает совместное ведение Лишь в части Координации вопро сов здРавоохраненюi (Конституции РФ, ст. 74), а установление основ фе деральной ПОЛИТИКИ В области социального, развитюi (ЗдРавоохранения) ОТНОСИТСЯ К веденшо РОССИЙСКОЙ Федераций (Конституция Рф, ст. 71).

Регулирование Именно на федеральном уровне весьма Обоснованно по Следующим пряiiивам Граждаю не может Получить все необходимые виды медицинской помощи на МУНяцю (ОСНОВНОМ) уровне - боль шая часть СпециалиЗпроканнь видов помощи ПредОСтавля на регио нальном и федеральном уровнях. Здравоохранение базируется на меди цинской науке, положении которой униВерСальны для всех субъектов Фе дерации. В целях обеспечения консти уционньЫь гарантий принидпьт ока зания Медицинской помощи гражданам должны быть едины на всей терри тории Российской Федерация.

В России исторически действует прющiщ преемственно в ока зании медвщшской помощи, которая последовательно оказывается и на уровне Субъектов Российской Федерации, и на федеральном уровне - в за висимости от мощности и возможмо лечебных учрежденмй вне связи с делением и государственным устрой ством Страны.

Целый ряд заболеваний человека не знает административных границ (инфекциоiщые болезни, экологиче бедствии, Массовые отравленяя, последствия чрезвычайных ситуаций и т. д.), (<Суверенитет)) в деле здоровья

и Жизни человека абсурден.

Особенность Здравоохранения такова, что его финансирование имеет Принцициальное отличие от финансирования других отраслей экономшш. Значительная часть государственн средств (средства ОМС) направляет

на окаэа медицинской помощи на федеральный уровень, субъектам Российской Федерации и муницИц образованиям. деньги следуют по горизоН и непосредственно из федерального центра в муници пальньте Образовани Эффективность ИсполЬзовании этих средств на оказание медицинской помощи должна стать заботой федерального законода теля.

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан выде лены специальные разделы, связанные с разграничением полномочий.

Полномочия федеральных органов государсатвешюй власти Рф. Фе деральные органы государствеккой власти обязаны, прежде всего, опреде лять единую государственную политику в области здравоохранения и обеспечивать ее проведение, осуществлять законодательное регулирование (на федеральном уровне осуществляется принятие и изменение федераль ных законов) и контроль за исполнением законодательства в области охра ны здоровья граждан России.

На федеральном уровне формируются Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помолщ, феде ральные целевые программы в области здравоохранении и федеральные целевые программы обеспечении саяитарно-эпидемиологического благо получия населения. Федеральный центр устанавливает тарифы страховых вэносов на обязательное медицинское страхование граждан в РФ.

На федеральном уровне обеспечиваются государственный санитар но-эпкдемиологический надзор на территория РФ, санитарная охрана тер ритории государства от завоза и распространения няфекционкых заболе ваний. Федеральный центр утверждает стандарты в области здравоохра нении, осуществляет контроль за их соблюдением, определяет порядок ли цензироваяия отдельных видов деятельности в области здравоохранения, организует государственное статистическое наблюдение в области здраво охранения, осуществляет государственный контроль производства, изго товления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинских изделий, а также контроль в сфере оборота наркотических средств и психотролньтх веществ.

За федеральным уровнем также закреплена координация деятель ности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъек тов государственной, мунищвтальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

К полномочиям федеральных органов государственной власти от носятся развитие и совершенствование системы обязательного меди цинского Страховавяя, охрана семьи, материнства, отцОвства и детства, реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здо ровья при чрезвычайных ситуациях.

Реализация конституционных прав граждан России возлагается на исполнительную власть — Правительство РФ.

К подзаконньтм правовым актам федеральных органов исполнитель ной власти относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановле ния и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств. Наибольшей юридической силой обладают указы Президента. НПА других федераль НЫХ органов исполнительной власти не могут противоречить указам Пре зидента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, постанов ления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств не могут противоречять постановлениям Правительства РФ.

Важнейшим из педзаконных ИЛА — Программа государственных га рантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегощю корректируемая Правительством РФ.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации призваны зани маться реализацией государственной политики и обеспечивать исполнение федерального законодательства в области здравооХранения, в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

На уровне субъектов Российской Федерации утверждаются терри ториальные программы государственных гарантий оказания граждакам бесплатной медицинской помощи, территориальные программы обяза тельного медицинского страхования, региональные целевые программы в области здравоохранения.

Субъекты РФ устанавливают структуру, порядок организации и дея тельности органов управления государственной системы здравоохраНения субъектов РФ, развивают сеть организаций здравоохранения субъекта РФ, их материально-техническое обеспечение и контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи в этих организациях. На уровне субъекта Федерации осуществляется координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, мукиципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан, охраны семьи, мате ринства, отиовства и детства.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должаьи обеспечивать санитарно-эпядемиологическое благополучие насе ления на соответствующих территориях.

Субъекты РФ уполномочены утверждать нормативы финансирова ния; определять долю расходов на здравоохранение при формировании бюджетов субъектов РФ; устанавливать меры социальной поддержки для граждан на оказание медицинской помощи и на лекарственное обеспече ние, а также дополнительные виды и нормы доплат для работников здра воохранения; устанавливать порядок распределения лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемьтх за счет бюджетов субъектов.

В соответствии с Федеральным законом от 04.07.03 } 95-ФЗ <О вне сении изменений и дополнений в Федеральный закон хОб общих принци пах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесены: фор мирование расходов бюджетов субъектов РФ в части оказания специали зированной медицинской помощи в ожио туберкулез ных, наркологических, онкологических диспаясерах и других спецяализи ровакных медицинских учреждениях в соответствии с номенклатУрой ме дицинских учреждений; ОМС неработаюшего населеюiя оказания спе циализированной санитарно скорой медшзинской помоiдК.

 

Субъекты РФ обеспечивают оказание медицинской помощи гражда нам при чрезвычайных ситуациях, эпидемкях, в ликвидации их последст-

вий.

Полномочия органов местного самоуправления самоуправлен1 Ор ганы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализадии государственной политики в области здравоохракеняя обеспе чивают исполнение федерального законодатеЛьства и законодаГ субъектов РФ в области здравоохранения на соответствующих территори ях, принимают муницялальные программы.

На муниципальном уровне обеспечивается оказание гражданам ме дицинской помощи в объеме программ государственных гарантий оказа ния гражданам бесплатной медицинской помощи, территориальной про граммы обязательного медятЖiшского страхованяя, других федеральных целевых и региональных целевых программ в области здравоохранения. Местное самоуправление организует доступность медицинской помощи, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицин ского назначения на территории муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию> к компетенции органов местного самоуправления отнесена организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно поликликяческих и болы*iчНЫх учреждениях, медицинской помощи жен щинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицин ской помощи (за исключением санитарно

 

На муниципальном уровне формируются органы местного само управления и уполномоченные ими органы управления муниципальной СИСТеМЫздравоохранения; развивается сеть МуНИцилалЬнь Организаций здравоохранения. Коордиииру деятельность организаций Здравоохра нения; определяется порядок оказания Медицинской помощи Гражданам

Соответствующих М образованиях• приниМа необходи мые меры по УкОмоЛ Медицинскими и фармацевтичес ра ботнИкаМи МуНИцИпалЬнЬу организаций здравоохранения

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают оказание Медицинской помощи гражданам при чрезвьт чайных Ситуациях, эпИдемиах и ликвидации их последствий на Соот ветствующих территориях

 

В задачи местного самоуправления входят также информирование граждан о факторах, влияющих на состояние их Здоровья, организащiя их гигиенического обучения и Воспитания, пропаганда здорового образа Жиз ни, обеспечение участия граждан (общественнь организаций граждан)

контроле за деятельностью мующипальнь организаций Здравоохранения

В СВЯЗИ с тем, что координация вопросов здравоохранения относится к предметам совместного Ведения федерального центра и регионов, одной из важнейших задач правового обеспечения регионального здравоохране ния яВляется детальное разграничекие полномочий между РФ и ее субъек тами в сфере охраны здоровья и медiщинской деятельности. Прежде всего:

 

- в чьей компетенции находится разработка струкгуры и механиЗмов функционирования регионального Здравоохранения, кто обязан финанси ровать его деятельность, кто несет ответственность за недостаточнь уро вень медИцИнско обеспечения населения на территории тех или иных субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по вопросам, отнесенным к компетенции РФ, принимаются федеральные Законы, имеющие прямое действие на всей Территории РФ, что означает безусловный приоритет фе дерального законодатез над региональВЬ Более того, на региональ ном уровне не могут приниматься нормы права по вопросу, отнесенному к компетенции РФ. По вопросам, отнесенным к Компетенции региональной власти, в случае противоречия между федеральным законом и норматив.. Ным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации (ч. б ст. 76 Конституции РФ),

Взаимоотношения норМатиВно.правовьтх актов федеральной и ре гиональной власти урегулированы далеко не до конца. Это связано с тем, что в РФ отсутствует Федеральный закон <(О нормативных правовых актах РФ». Пока такого федерального закона нет, регулирование Вопросов раз граничения полномочий в отдельных областях Происходит в отраслевом законодательстве

 

1.1.2. Этапы становления законодательства об охране здоровья граждан России

Закон РФ «о санитарно-эпидемиологи ческом благополучии населе Ния);’ от 19.04.91 Х 1034-1 - первый законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан, принятый Верховным Советом Российской Федерации. В законе была реализована идея разделения служб практического здраво охранения и сакитарно-эпидемиологического надзора.

Закон РФ Ю медицинском страховании граждан в Российской Фе деращал; ’? от 28.06,91 } 1499-1. В соответствии с указанным законом ме дицинское страхование устанавливалось для всех граждан РФ. При этом пациент получал право на выбор медицинского учреждения и врача. В пе риод кардинальных социальных и экономических реформ закон закрепил за системой здравоохранения один из наиболее устойчивых источников финансирования - средства ОМС.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граэсдан при ее ОказаниИ;’? от 02.07.92 3’бi 3185-1. Впервые в истории России закон определил права лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе право на помощь адвоката или законного представителя пациевте. Запрещалось ограничение их прав и свобод только на основании психиат рического диагноза, фактов нахождения под диспанеерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении. Специальные разделы закона посвящены контролю и прокурорскому над зору за деятельностью по оказанию психиатрической помощи. Установле на ответственность, в том числе уголовная, за нарушение указанного зако

на.

Закон РФ «О транспзантации органов и (аяи) тканей человеказ 22.12.92 4180-1. В РФ допускается изъятие органов и (или) тканей чело века после его смерти для траисклантадии. Порядок осуществления транс цлантации органов и (или) тканей человека нашёл отражение в указанном законе. В нём также устайовлено, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Одновре менно запрещено привуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансгшаятаi.щи. Лица, участвующие в указанных коммерческих сдел ках, купле и продаже органов и (или) тканей человека, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Закон закрепил приоритет интересов человека над интересами общества или науки. Со гласно закону, трансалаитапня может осуществляться только при отсутст вии альтернативных методов лечения и отсутствии трупного материала. Эти дополнения ограждают Россию от использования ее лечебных учреж дений в качестве базы для научных исследований, ставят заслон необосно ванному, а в некоторых случаях и незаконному забору органов и (или) тка ней у живых доноров.

 

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентовз от 09.06.93.Ы5142-1 определил основные принципы Организации донорства крови и ее компонентов; права и обязанности доноров; порядок деятельности органи заций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хране ние донорской крови и ее компонентов; порядок осуществления контроля за качеством крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, кон сервирующих растворов. В соответствии с законом донором крови и ее компонентов может быть дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший медицинское обследование. Закон закрепил право почет ных доноров на бесплатный проезд городским транспортом общего поль зования.

Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граж даю от 22.07.93 } 5487-1 базовый закон в области охраны здоровья. Он дал мощный импульс развитию законодательства в сфере здравоохране ния, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации. В Основах впервые в законодательной практике проблема здоровья населения рас сматривается как проблема общегосударственного значения, правовые нормы охватывают широкий круг общественных отношений, а не только системы ддравоохралеiiия. Введено понятие «Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медiщввской помощи» и за креплена ответственность органов исполнительной власти всех уровней за обеспечение конституционного права граждан на такую медицинскую по мощь (от 12.12.00 1й 139-ФЗ).

 

Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровт местностях и курорвiахз от 14.03.95 } 3З-ФЗ. В соот ветствии с этим законом природные лечебные ресурсы, лечебно оздороввтельные месгкости, а также курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Природные лечеб ные ресурсы объявлены законом государственной собственностью, кото рая может принадлежать РФ (федеральная собственность) либо ее субъек там - республикам, краям, областям, городам федерального подчинения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). В законе установлен порядок признания территории лечебно оздоронктедьной местностью или курортом, разграничены полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и орга нов местного самоуправления в этой сфере.

 

Закон РФ О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефiщiала человека (ВЯЧ ции) от 30.03.95 38-ФЗ. В законе от имени государства гарантируются: регуляр ное информирование населения о доступных мерах профилактики ВИЧ инфекции; эпкдемиологический надзор за ее распространением на терри тории России; бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированньгм. УстановленЫгарантии соблюдения прав и свобод ц предусмотрен порядок медицинскоГО освидетельствования граждан, кото рое проводится в основном добровольно, за исключением предусмотрен ных законом случаев. ОбязательномУ медицинскомУ освидетельствованию в Российской Федераiхии поддежат доноры крови, биологических жидко стей, органов и тканей. Детально проработаны положения о социальнОй защите лиц, подвергшихся риску заражения вирусом иммунодефинита че ловека при исполнении своих служебных обязанностей, гаравтированьи льготы работникам государственных и муниiзипаЛьньЫь предприят уч реждений и организаций системы здравоохранения осуШествлЯюIЮiм ди агностику и лечение вич а также лицам, работа кото рых связана с материалаМи, содержащими вирус иммунодеф челове ка.

 

Закон РФ «О наркотических средствах и псиХОтролнЫх веществах от 08.01.98 Н 3-ФЗ) определил государственную политику в сфере оборота наркотических средств, психотрог веществ и меры противодействия их незаконномУ обороту:

- государственная монополия на основные види деятедЬност>I, свя занной с оборотом наркотических средств, психотроляЫХ веществ;,

- лиценэкровакие всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотичесКю(средств, психотропнмл веществ;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерахщи, органов местного самоуправления;

- приорктетвоСть мер по профилактике наркомании и правона рулiений, связанных с оборотом наркотических средств, пеихотрОпнЫХ веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотиче скую протiагаидУ

- государственная пощжержка научных исследований в области раз работки новых методов лечения наркоМаВ

- привлечение негосударствеиных организаний и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитие сети учреждений медико социальной реабилитапии больных наркоманией,

- развитие международного сотрудничества в области противо действия незаконному обороту наркотических средств, психотропньх ве ществ на многосторонней и двусторонней основе.

впервые в нашей стране законом определен порядок составления Тiеречня и списков наркотических средств и психотропньЫх вещестВ, под лежащих контролю в Российской Федерадии. В законе предусмотрены Ме РЫпо противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропньх веществ, запрещена их пропаганда. Регламентирован общий порядок оказания наркологической помощи больным наркоманией. При I-Iятие закона стало началом государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая вытекает из на циональных интересов России, и принятых ею международных обяза тельств.

 

Закон РФ <Ю лекарственных средствахи от 2106.98 3Ч 86-ФЗ регу лирует всю совокупность отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств. Закон устанавливает государственный контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств, по рядок возмещения ущерба, нанесенного здоровью пациента в результате применения лекарственных средств.

 

Закон РФ Юб иммунопрофилактихе инфекционных болезнейи от 17.09.98 У 157-фЗ определил государственную политику, проводимую с целью снижения и ликвидации опасных инфекционных заболеваний (ту беркулез, полиомиелит, дифтерия, коювош, столбняк, корь, гепатит В, эпидемический паротит, краснуха).

Законом введен в практику Национальный календарь профилак тических прививок, определен порядок угверждения самого перечкя при вивок, включающего профилактические прививки против гепаткга В, диф терии, коюiюаза, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита. Указаккые профилактические прививки прово дятся всем гражданам Российской Федерации в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: