ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПО ДАННЫМ НАБЛЮДЕНИЯ




Педметом наблюдения в этом задании яв­ляется поведение взрослого человека в естественных жизненных условиях. Однако-данных наблюдения только за поведением оказывает­ся недостаточно для психологического анализа поведения и понима­ния смысла последнего (М.Я.Басов, 1975). Ведь поведение человека невозможно отделить от контекста той ситуации, в которой оно раз­ворачивается. А это означает, что в рамках полевого наблюдения само наблюдение осуществляется одновременно по двум линиям как за поведением человека, так и за ситуацией, в которой последнее имеет место.

Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоятельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны полученные им результаты.

Сложность предмета наблюдения, задачи охвата с помощью полевого наблюдения различных аспектов поведения взрослого чело­века в его многообразных формах заставляют отказаться от заранее установленной четкой системы категорий и единиц наблюдения, свой­ственной систематизированному наблюдению. Она может оказаться недостаточно гибкой для адекватного описания наблюдаемого инди­видуального поведения человека. Нестандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим планом наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и языка описания, представляется более пригодным в данном случае.

В качестве такого общего плана нестандартизованного на­блюдения предлагаются основные параметры "поведенческого портрета".

K ним относятся:

- 0тдальные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике "быть таким, как все" или выделяться, привлекать к себе внимание; рав­нодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

- Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

- Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразитель­ность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживлен­ной, в каких - скованной); (Как известно, общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека и нередко включается в качестве невербального средства в коммуни­кативные процессы. Причем значимость такого средства в общении очень велика).

- Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, много­словие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культу­ра речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

- Поведение по отношению к другим людям - положение в коллек­тиве иотношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эго­центризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собесед­ника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминант­ности); наличие противоречий в поведении - демонстрация различ­ных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?).

- Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам),

-.поведение в психологически значимых ситуациях (при выпол­нения задания, в ситуации конфликта).

- Поведение в основной деятельности, (учеба).

- Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

Таким образом, решение задачи, поставленной в данном задания, предполагает использование нестандартного по форме скрытого включенного полевого наблюдения. Приведемв качестве иллюстрации пример поведенческого портрета, включающего параметры, аналогичные изложенным.

"Витя К. отличается от других учеников класса крайней ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отно­шениях. Влюбом разговоре, в споре, особенно в ссорах и конфлик­тах, он помногу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно очень нетрудно (...). За всеми шатаниями и внешней изменчивость» у Вити четко проходит одна линия, одно желание: быть среди сильных, принадлежать к той группе, с которой считаются, завоевать уважение и внимание силь­ных. Поэтому в любом споре Витю никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спо­ра или конфликта начинает побеждать другой, Витя переходит на его сторону, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз переметнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне сильного против слабого. По этой же причине Витя старается быть возле учителей, взрослых, старается обратить на себя внима­ние, не остановится и перед тем, чтобы соврать о себе что-либо возвышающее его.

Однажды в классе была очень трудная контрольная по арифметике, почти никто не решил ее, а Витя, который специально сел сзади Володи Л., списал у Володи все от первой до последней строчки. На перемене все очень огорченно обсуждали задачи, Витя же ходил именинником, и, совершенно не стесняясь, ликуя, хвалился, что он все решил, что задачи были ерунда, что все дело в том, что "надо соображать", Он подошел со своей радостью и к учительнице арифме­тики. На вопрос, сам ли он решил, без всякого смущения ответил, что сам. Когда ему сказали, что видели, как он списывал у Володи, Витя не обиделся, но очень горячо стал доказывать, что он решил все сам, знал, как решать, а заглядывал к Володе, чтобы только посмотреть, правильно ли Володя (!) решает, ну и заодно, чтобы проверить себя.

(...) и в школе, и дома Витя рассказывает, как его все боятся, какой он непобедимый. В действительности же Витя ведет себя иногда даже заискивающе, особенно в группе Валерия Б., где он больше всего стремится показать себя, всегда подхихикивает и пытается что-то вставить о своих победах. Но когда Юра К. организовал ребят против Валерия и его компании и когда мальчики прорабатывали Валерия, Витя тоже выступил против него очень за­пальчиво и резко, а на следующий день опять заискивал перед ним. (...) ребята на него не надеются и ничего ему не поручают, но сам он постоянно проявляет какую-то активность, всегда при ком-то действует и хотя больше говорит, чем делает, но все-таки что-то делает. Пристраивается, как правило, к тому, кто делает наиболее видную работу, заметную, и при этом сам обязательно старается быть на виду. Нередко Витя приписывает себе чужую рабо­ту. Например, Юра К. ходил в совет дружины и к вожатой, а потом к директору улаживать вопрос о переписке с кубинскими пионерами и о посылке им книг. Витя ходил с ним, ждал его возле кабинета директора, а когда все было улажено, прибежал в класс раньше Юры и сказал: "Все в порядке, мы все сделали". "Кто?" - "Ну, я... иЮрка, он тоже ходил со мной"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: