СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
В концепции технологии самосбережения здоровья
По материалам методического пособия Д.Б. Юматовой
"Интерес. Движение. Игра"
СПРАВКА. Основные положения ТЕХНОЛОГИИ САМОСБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ опираются на идею единства трех составляющих здоровья: физической, психической и духовно-нравственной.
ФИЗИЧЕСКАЯ составляющая реализуется за счет двигательной активности ребенка, где интерес, радость, удовольствие от выполняемых движений способствуют естественной потребности детей в движении.
ПСИХИЧЕСКАЯ - реализуется посредством целенаправленности и саморегуляции двигательных действий, в том числе по снятию мышечного и эмоционального напряжения.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ - через волевые усилия (состояние ума). Ребенку интересно выполнять упражнения не потому, что это «полезно», а потому, что это ему нравится и хочется, благодаря чему в его сознании формируются личностно-значимые ценностные ориентации ЗОЖ.
Как реализуется технология самосбережения здоровья при проведении физкультурных занятий? Разумное чередование активного движения с играми и упражнениями по снятию мышечного и эмоционального напряжения позволяют сберегать здоровье воспитанников, закрепляют познавательные, двигательные навыки, что формирует у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой и способствует гармоничному физическому развитию.
Цели:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
- развитие физических качеств детей;
|
- формирование интереса и ценностного отношения дошкольников к занятиям физической культурой
Задачи:
Физическое здоровье Развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, двигательной активности | ü введение дошкольников в зону ближайшего развития собственных двигательных возможностей посредством совершенствования физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); | ü включение двигательных умений и навыков в более широкий и содержательный контекст детского развития |
Психическое здоровье Целенаправленность и саморегуляция двигательных действий (способность к волевым усилиям) | v создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния в различных видах деятельности; | v формирование творческого воображения и осмысленной моторики как основы развития выразительных движений; |
Духовно-нравственное здоровье Ценностные ориентации ЗОЖ | формирование способности к позитивному коммуникативному взаимодействию; | формирование интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями. |
Становление универсальных культурных умений
• Совершенствование позитивных показателей физической подготовленности ребёнка, обеспеченных его двигательной активностью.
• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
• Позитивное социальное взаимодействие, приобретение и обогащение опыта в разных видах деятельности:
- двигательной (овладение основными движениями),
- игровой (овладение подвижными играми с правилами),
|
- коммуникативной (опыт группового взаимодействия в команде);
- познавательно-исследовательской (формирование представлений о некоторых видах спорта, об устройстве человеческого тела, его функциях) и других формах активности (далее – позитивное социальное взаимодействие).
- изобразительной и музыкальной (познание и реализация двигательного опыта в продуктивной деятельности)и других практик, как сквозных механизмах развития ребёнка
- самообслуживании.
• Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, как одной из ценностей здорового образа жизни.
Содержание деятельности ОО "Физическое развитие"
Года
Физическое здоровье | Совершенствование физических качеств · Освоение и закрепление основных видов движений. Воспитатель содействует правильному выполнению движений в соответствии с образцом взрослого. · Обогащение индивидуального опыта в разнообразных видах движений | Включение двигательных умений и навыков в содержательный контекст детского развития · Обогащение индивидуального опыта в разнообразных видах движений · Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. |
Психическое здоровье | Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния в различных видах деятельности · При знакомстве и выполнении упражнений учитывать следующие особенности: - слабость тормозных процессов, -склонность к возбуждению, - лёгкая физическая и психическая ранимость, - быстрая утомляемость · «Профилактика радостью» (по Павлову): доброжелательность, улыбка, хорошее настроение – главный фон каждого занятия. | Формирование творческого воображения и осмысленной моторики · Развитие мелкой моторики · Одушевление (одухотворение) движений. Движение должно стать ощущаемым. · Привлечение внимания к красоте ритмичных движений, передача музыкального образа в движении. · Освоение простейших навыков психогимнастической релаксации (тепло-холод). |
Духовно-нравственное здоровье | Формирование способности к позитивному коммуникативному взаимодействию · Побуждение к активности в играх и упражнениях, развитие умения действовать сообща. Приемы: Воспитатель привлекает детей к коллективным формам организации двигательной активности. | Формирование интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями · Побуждение к самостоятельной двигательной деятельности (под наблюдением и при участии воспитателя) |
Лет
|
Физическое здоровье | Совершенствование физических качеств · Обогащение двигательного опыта за счет усвоения основных видов движений общеразвивающего воздействия. · Образование у детей двигательных навыков посредством словесных заданий Использование приёмов, направленных на смену физиологической позы, увеличение двигательной активности | Включение двигательных умений и навыков в содержательный контекст детского развития · Развитие способности изменять движения в соответствии с музыкальным ритмом. · Творческое освоение эталонов движения в различных ситуациях. Приемы: Гибкое сочетание упражнений (обучающих и игровых) с подвижными играми. |
Психическое здоровье | Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния в различных видах деятельности · «Профилактика радостью» (по Павлову): Любое занятие должно протекать в форме эмоционально-насыщеной, привлекательной для ребёнка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. · Закрепление простейших навыков психогимнастической релаксации; Приемы: Проявление сдержанности в обстановке эмоционального возбуждения | Формирование творческого воображения и осмысленной моторики · Формирование произвольной моторики посредством «умения входить в образ», способности эмоционально переживать игровое «событие» · Детское рисование как средство развития мелкой моторики рук, воображения и саморефлексии. Побуждать ребенка к созданию с помощью воспитателя образов предметов, а затем воспроизводить в игре, действии, рисунке. |
Духовно-нравственное здоровье | Формирование способности к позитивному коммуникативному взаимодействию · Воспитание у детей в сюжетно-ролевых, подвижных играх чувства ответственности за порученное дело. | Формирование интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями · Развитие самостоятельности и творчества детей в двигательной деятельности (на занятиях, в группе, на прогулке) |
Лет
Физическое здоровье | Совершенствование физических качеств · Совершенствование координации движений, ловкости, быстроты, силы, гибкости, общей выносливости Внимание на особенности самого движения, которое выделяется детьми из действия. · Развитие символической функции движения, освоение языка движений. Имитация движений животных, птиц и людей в зависимости от внутреннего состояния (печаль-радость и др.) · Формирование умения улавливать передаваемые мелодией образы (настроения, состояния) и выражать их через движение Произвольная ходьба под различную музыку. | Включение двигательных умений и навыков в содержательный контекст детского развития · Формирование произвольности в подвижных, спортивных играх, силовых упражнениях Воспроизвести заданное движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи с которым оно формировалось. · «Пропевание» собственных движений, их выражение через произвольную вокализацию (в т.ч. фонопедические упражнения). |
Психическое здоровье | Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния в различных видах деятельности · Овладение основными навыками психофизической тренировки · Развитие способности к двигательной импровизации · Разумное чередование подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом | Формирование творческого воображения и осмысленной моторики · Развитие выразительности детских движений через обучение навыкам визуализации. Выполнение кратковременного действия с предметом, телом и констатация их состояния |
Духовно-нравственное здоровье | Формирование способности к позитивному коммуникативному взаимодействию · Воспитание двигательной находчивости. Развитие у детей умения координировать действия при совместном решении творческих двигательных задач · Воспитание положительных черт характера, нравственные и волевые качества: настойчивость, самостоятельность, честность, взаимопомощь, трудолюбие · Совершенствование навыков коллективной игровой деятельности: | Формирование интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями · Побуждать детей к возникновению отчётливо выраженного интереса к собственным двигательным возможностям и стремления к их проявлению · Поддержание интереса к различным видам спорта, физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм; · Формирование умения детей организовывать самостоятельную деятельность; |
Лет