Игра: «Большой – маленький»




Авторский речевой материал (чистоговорки, стихи, речевые игры)

Для автоматизации звука ЛЬ и дифференциации звуков ЛЬ-Й.

 

Сформированность звуковой и смысловой сторон речи ребёнка является не только залогом его гармоничного развития как личности, но и необходимым условием и основой успешного обучения в школе.

Задача развития речи наиболее актуальна при работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения. В последнее время всё чаще появляется необходимость коррекции в речи детей-логопатов [Л’], ранее считавшимся «лёгким». Но и после постановки звука, дети долгое время не вводят его в речь, а материала для автоматизации данного звука недостаточно.

Вниманию учителей-логопедов и воспитателей речевых групп предлагается авторский практический речевой материал, позволяющий при автоматизации [Л’], и дифференциации [Л’-Й], расширять и активизировать словарь детей; развивать слуховое и речевое внимание, произвольную память; формировать навыки словоизменения и словообразования, а также расширять представления об окружающем (или закреплять ранее полученные знания).

Важно! Лексический материал не содержит звуков Л, Р, РЬ, что значительно облегчает автоматизацию [Л’]. При подборе материала для обучения детей словообразованию использовался принцип аналогии, который позволяет дошкольникам с тяжёлыми речевыми нарушениями довольно быстро усваивать сложные грамматические категории и пользоваться ими.

 

Автоматизация звука ЛЬ

Звук ЛЬ в чистоговорках:

Я люблю Лебеди

Лю-лю-лю, я мамулю люблю. Лит-лит-лит, лебедь летит.

Лю-лю-лю, я папулю люблю. Лята-лята, у лебедя лебедята.

Лю-лю-лю, я бабулю люблю. Лят-лят-лят, лебеди летят.

Лю-лю-лю, и дедулю люблю.

Самолёт Малина

Лёте-лёте, лётчик в самолёте. Лина-лина, в малиннике малина.

Лёте-лёте, самолёт в полёте. Ли-ли-ли, малину мы нашли.

Лёт-лёт-лёт, над лесами самолёт. Ли-ли-ли, до дома донесли.

Лёт-лёт-лёт, над полями самолёт. Ле-ле-ле, малина на столе.

Лит-лит-лит, над долинами летит. Лина-лина, в блюде малина.

Лёт-лёт, далеко летит самолёт. Лю-лю-лю, малину я люблю.

Кто у кого?

Лёнок-лёнок, у лисы – лисёнок. Лята-лята, у лисы – лисята.

Лёнок-лёнок, у козы – козлёнок. Лята-лята, у козы – козлята.

Лёнок-лёнок, у быка – телёнок. Лята-лята, у быка – телята.

Лёнок-лёнок, у ослика ослёнок. Лята-лята, у ослика ослята.

Лёнок-лёнок, у оленя – оленёнок. Лята-лята, у оленя – оленята.

Лёнок-лёнок, у тюленя – тюленёнок. Лята-лята, у тюленя – тюленята.

Лёнок-лёнок, у соболя – соболёнок. Лята-лята, у соболя – соболята.

Лёнок-лёнок, у льва – львёнок. Лята-лята, у льва – львята.

Лёнок-лёнок, у бельчихи – бельчонок. Лята-лята, у бельчихи – бельчата.

Лёнок-лёнок, у петуха – цыплёнок. Лята-лята, у петуха – цыплята.

Лёнок-лёнок, у лебедя – лебедёнок. Лята-лята, у лебедя – лебедята.

Лёнок-лёнок, у клеста – клестёнок. Лята-лята, у клеста – клестята.

 

 

Словоизменение и словообразование:

Употребление глаголов во множественном числе.

Взрослый: Я пил (пила) и ты пил (пила). Мы с тобой, что делали?

Ребёнок: Мы пили.

бил – били одел – одели катал – катали

был – были упал – упали копал – копали

дул – дули умел – умели кинул – кинули

мял – мяли надел – надели купил – купили

мыл – мыли думал – думали тянул – тянули

ныл – ныли гонял – гоняли топал – топали

пил – пили гудел – гудели хотел – хотели

Слова со свистящими звуками:

сел – сели устал – устали знал – знали

спал – спали успел – успели забыл – забыли

снял – сняли уснул – уснули писал – писали

сыпал – сыпали искал – искали носил – носили

Слова с шипящими звуками:

шил – шили жил – жили учил – учили

шипел –шипели бежал – бежали качал – качали

шумел – шумели жевал – жевали читал – читали

Слова с двумя звуками ЛЬ:

лил – лили белил – белили пилил – пилили

лепил – лепили любил – любили полил – полили

летал – летали лечил – лечили лежал – лежали

 

Образование существительных с помощью суффиксовОК, ЁК.

Игра: «Большой – маленький»

Лёд большой, а маленький – ледок.

куль – кулёк уголь – уголёк китель – кителёк

блин – блинок табель – табелёк фитиль – фитилёк

хмель – хмелёк тополь – тополёк мотыль – мотылёк

флигель – флигелёк стебель – стебелёк след – следок

 

Образование существительных с помощью суффикса – К.

Игра: «Большой – маленький »

Липа большая, а маленькая – липка.

пуля – пулька поляна – полянка плита – плитка

доля – долька неделя – неделька клеть – клетка

долина – долинка педаль – педалька модель – моделька

калина – калинка панель – панелька деталь – деталька

колено – коленка метель – метелька гантель – гантелька

Слова со свистящими звуками:

соль – солька слива – сливка фасоль – фасолька

слеза – слёзка сабля – сабелька постель – постелька

 

Образование существительных с помощью суффикса – К.

Формы слов с чередованием согласных К/Ч, оканчивающиеся на – ОЧКА.

Игра: «Назови ласково»

полянка – поляночка коленка – коленочка клёпка – клёпочка

малютка – малюточка плёнка – плёночка таблетка – таблеточка

пелёнка – пелёночка калитка – калиточка коляска – колясочка

 

Образование существительных с помощью суффикса – ЕК.

Формы слов с чередованием согласных К/ Ч:

Игра: «Назови ласково»

кулёк – кулёчек львёнок – львёночек

уголёк – уголёчек оленёнок – оленёночек

телёнок – телёночек бельчонок – бельчоночек

мотылёк – мотылёчек тюленёнок – тюленёночек

флигелёк – флигелёчек будильник – будильничек

 

Слова со свистящими звуками:

слиток – слиточек ослёнок – ослёночек

слепок – слепочек козлёнок – козлёночек

листок – листочек цыплёнок – цыплёночек

василёк – василёчек соколёнок – соколёночек

лепесток – лепесточексоболёнок – соболёночек

 

Дифференциация звуков ЛЬ-Й

Звуки ЛЬ-Й в чистоговорках:

Тополиный пух Селёдка

Ля-ля-ля, в поле тополя. Оль-оль-оль, мы купили соль.

Ух-ух-ух, тополиный пух. Оль-оль-оль, солёная соль.

Лит-лит-лит, пух летит. Лили-лили, селёдку солили.

Ле-ле-ле, пух на земле. Лётка-лётка, солёная селёдка.

Лёд Цыплёнок

Ли-ли-ли, мы по улице шли. Ленок-лёнок, маленький цыплёнок.

Лёт-лёт-лёт, на улице лёд. Люф-люф-люф, у цыплёнка клюв.

Лёт-лёт-лёт, очень скользкий лёд! Лёт-лёт-лёт, цыплёнок лютик клюёт.

Лят-лят-лят, валенки скользят.

Метель Кто, где живёт

Тель-тель-тель, на улице метель. Ли-ли-ли, коня в конюшню отвели.

Лёт-лёт-лёт, метель сильно метёт. Ле-ле-ле, бельчонок спит в дупле.

Эль-эль-эль, в лесу стоит ель. Лёй-лёй-лёй, мышонок под землёй.

Эль-эль-эль, зелёная ель. Лёнок-лёнок, в телятнике телёнок.

Эли-эли, шишки на ели. Лята-лята, в гнезде цыплята.

Лёт-лёт-лёт, всю ель заметёт.

Сливы Полевые цветы

Лю-лю-лю, сливы я куплю. Ля-ля-ля, зелёные поля.

Ле-ле-ле, сливы на столе. Лях-лях-лях, цветы в полях.

Ливы-ливы, фиолетовые сливы. Лёк-лёк-лёк, синеет василёк.

Лю-лю-лю, сливы я люблю. Лах-лях-лях, лютики в полях.

Лью-лью-лью, я цветы полью.

 

Мотылёк Олени

Лёк-лёк-лёк, лёгкий мотылёк. Лень-лень-лень, в лесу бегает олень.

Лёк-лёк-лёк, летит мотылёк. Лень-лень-лень, большой олень.

Ляной-ляной, летит над поляной. Лиха-лиха, с ним большая олениха.

Лёк-лёк-лёк, в полёте мотылёк. Онок-онок, где малютка-оленёнок?

 

Львы Лимоны

Леф-леф-леф, на поляне лев. Ле-ле-ле, лимоны на столе.

Лица-лица, и большая львица. Или-или, лимоны мы купили.

Ли-ли-ли, сильные львы. Лезны-лезны, лимоны полезны.

Лёнок-лёнок, и маленький львёнок. Моны-моны, кислющие лимоны.

Лята-лята, и пугливые львята. Лили-лили, мёдом их полили.

Еле-еле мы лимоны съели!

Улитка Чай

Литка-литка, маленькая улитка. Лю-лю-лю, в чашку чай налью.

Литка-литка, ленивая улитка. Лю-лю-лю, в блюдце чай налью.

Литке-литке, домик на улитке. Лю-лю-лю, чай из блюдца пью.

 

Звук ЛЬ в стихах:

Самолёт Тюлень

Я лечу на самолёте. Тюлень-лежебока

Лечу очень высоко. На льдине лежит,

Нелегко мне быть в полёте: Ленивый тюлень

Земля очень далеко. Никуда не бежит.

 

Осень Листопад

Ливни осенние землю одели, Листопад, листопад!

Листья кленовые с клёна летели. Листья медленно летят:

Падали листья и засыпали, Тополиный лист, кленовый,

Будто бы лета они не видали. Лист калиновый, ольховый…

Всё летят, летят, летят,

Нам под ноги стелются.

Веселит плясунья нас -

Осенняя метелица.

 

Звуки ЛЬ-Й в словосочетаниях:

Игра: «Повтори и запомни»

Задание 1: Повтори правильно и постарайся запомнить: длинный путь, длинная лента, длинная линия. Вспомни, что было длинным.

Длинный путь, длинная лента, длинная линия, длинная юбка, длинные колья.

Любимый лимонад, любимая еда, любимая юбка, любимые ягоды, любимые фильмы.

Маленький ягнёнок, маленький оленёнок, маленький тюленёнок, маленькая улитка, маленькая капелька, маленькая килька, маленькая льдинка.

Липкий леденец, липкая лента, липкие листья.

Сильный лев, сильный ливень, сильная метель.

Маленький ослёнок, маленький лисёнок, маленький цыплёнок, маленький клестёнок.

Полезный лимон, полезная калина, полезная малина, полезная фасоль.

Сухой лист, сухой ковыль, сухое бельё, сухие колья.

Медлительный ленивец, медлительная улитка.

Скользкий лёд, скользкая слякоть, скользкие сосульки.

Задание 2: Повтори правильно и постарайся запомнить:

летний зной, знойное лето, ягодныйкисель.

Вспомни, что было летним (знойным, ягодным)?

Как ты думаешь, почему эти предметы так назвали?

Садовая слива, сливовый сок, глиняное блюдо, стеклянная банка, клюквенный кисель, кленовый лист, цветочная пыльца, лебединая песня, льняной лепесток, музыкальное занятие, постельное бельё, длиннохвостая лиса, длинноногая цапля.

 

Словообразование:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: