При постановке экономико-математической задачи по моделированию программы развития продуктовых подкомплексов необходимо учитывать следующие особенности.




Моделирование программы развития продуктовых подкомплексов

План занятия.

1. Необходимость постановки и решения ЭМЗ.

2. ЭМЗ моделирования развития молочного подкомплекса.

3. Пример экономических задач.

Методические указания по подготовке к теме

Преодоление кризисных явлений в АПК в немалой степени зависит от согласования деятельности всех предприятий, взаимодействующих в производстве конечных продуктов и товаров для населения. Сфера агробизнеса требует установления оптимальных пропорций между всеми звеньями технологического процесса (от производства до прилавка).

С точки зрения функционально-отраслевой структуры АПК, решение данной проблемы возможно путем обоснования модельной программы развития районных и областных аграрно-промышленных комплексов. В рамках сложившегося административно-территориального деления республики данные формирования представляют собой сложные системы, состоящие из десятков организаций и предприятий, объединенных единством цели, территории и технологических связей.

Вместе с тем технология производства различных видов сельскохозяйственной продукции, а также движение по звеньям непрерывной цепи (получение сельхозсырья, транспортировка, хранение, переработка и сбыт) существенно отличаются в зависимости от выпускаемых продуктов. Следовательно, установление сбалансированности на различных этапах перемещения продукции, учитывая специфику и отдельные особенности, можно осуществлять в разрезе конкретных производственно-продуктовых комплексов.

С точки зрения продуктовой структуры, это обусловлено необходимостью четкой целевой ориентации производства на конечные продукты. Под продуктовым подкомплексом понимается совокупность технологически и экономически взаимосвязанных предприятий (промышленных, аграрных, торговых) для производства, переработки и реализации определенной конечной продукции АПК. Можно выделить следующие продовольственные подкомплексы: зерновой, молочный, мясной, картофелепродуктовый, льноводческий, свеклосахарный, овощной и др.

Важнейшими характеристиками, которые позволяют выделить подкомплекс в качестве самостоятельного объекта модельных разработок, являются:

1) видовая однородность конечной продукции на основе единого сельскохозяйственного сырья;

2) последовательное технологическое соподчинение процессов на всех стадиях получения продуктов;

3) экономическое, а в отдельных случаях, и организационное единство. Речь идет о создании интеграционных объединений субъектов хозяйствования, где в центре продуктовой цепи находится, например, крупный животноводческий комплекс или перерабатывающее предприятие. Имеются организационные схемы деятельности продуктовых объединений и товариществ по производству и сбыту мясной, молочной, плодоовощной, паточно-крахмальной продукции.

Конкретным выражением таких единых рыночных структур с участием финансового капитала является образование аграрной финансово-промышленной группы (АФПГ). Данное продуктовое формирование может включать субъекты различной собственности, являющиеся компонентами производственной цепи от производства сырья до реализации конечной продукции, например, мясокомбинат, Белагропромбанк, сельскохозяйственные товаропроизводители мясного сырья и др. Оптимизация производственно-отраслевой структуры аналогичных объединений по продуктовому признаку позволит решить многие проблемы, основные из которых:

а) обеспечение тесной координации предприятий в рамках технологически взаимоувязанного агропромышленного производства с установлением рациональных коммерческих взаимосвязей и сбалансированных пропорций между отдельными стадиями;

б) формирование финансовых средств на целенаправленное решение задач по совершенствованию технологических аспектов развития растениеводства и животноводства; по реконструкции линий переработки и внедрению современных эффективных технологий для выпуска новых видов продукции; по реализации совместных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности изделий.

При постановке экономико-математической задачи по моделированию программы развития продуктовых подкомплексов необходимо учитывать следующие особенности.

Во-первых, продовольственные подкомплексы ориентированы на удовлетворение конкретных потребностей населения в определенных видах продукции. Поэтому оптимизация развития производства должна сочетаться с изучением динамики и структуры потребностей, платежеспособного спроса и потребления конечных продуктов. Сопоставление уровня фактического потребления и рациональных норм с целью их сближения составляет важнейшую часть оптимизационных расчетов и придает им четкую целевую ориентацию.

Во-вторых, все продуктовые подкомплексы относятся к числу сложных многоотраслевых формирований. Поэтому на основе выявленных взаимосвязей и потоков между предприятиями различных сфер предстоит сформировать оптимальные соотношения отраслей и производств. Для этого необходимо определить количество и типы товаропроизводителей подкомплекса: коллективные предприятия, унитарные сельхозобъекты, фермерско-долевые и крестьянские хозяйства, население и т.д. В ходе оптимизационных расчетов целесообразно использовать показатели, характеризующие аграрную часть подкомплекса, в разрезе категорий. Иногда в целях сокращения размерности ЭМЗ применяют агрегированные параметры.

Важная роль в производственно-экономической системе подкомплекса принадлежит перерабатывающим заводам и комбинатам. К настоящему времени на большинстве из них устарела материальная база. Поэтому в задаче необходимо предусмотреть возможность модернизации перерабатывающего предприятия на основе технического и технологического переоснащения. Глубокая переработка сырья позволит снизить себестоимость и увеличить выход товарной продукции, успешно конкурировать с импортной сельхозпродукцией внутри республики, а также выйти на внешние рынки.

В-третьих, при разработке ЭММ необходимо принимать во внимание особенности развития каждого конкретного подкомплекса. Так, модельная программа зернового подкомплекса должна учитывать перечень каждого вида возделываемых культур (рожь, пшеница, ячмень, овес, горох и др.) с уточнением конкретного направления их использования (на продовольственные, фуражные, пивоваренные цели и т.д.). Специфика моделирования льноводческого подкомплекса состоит в том, что здесь вводятся две неизвестные переменные по площади льна: площадь посева данной культуры для получения льносоломки и для получения льнотресты. Это связано с тем, что льноволокно можно получать из стланцевой льнотресты сельхозпредприятий, а также при поставке льносоломки на завод, где вначале в промышленных условиях (в цехе мочки) получают моченцевую льнотресту, и после этого льнозавод вырабатывает конечный продукт. Модельная программа мясного подкомплекса предполагает подробное описание таких отраслей, как откорм крупного рогатого скота (говядина), откорм свиней (свинина), птицеводство (мясо птицы), овцеводство (баранина). В ЭМЗ молочного подкомплекса можно детализировать поголовье коров по продуктивным группам: до 30 ц молока на 1 корову в год, от 30 до 40 ц и свыше 40 ц.

Любая модель продуктового подкомплекса может иметь блочно-диагональную структуру. Количество основных блоков определяется числом выделенных типов или категорий товаропроизводителей. Ограничения каждого основного блока являются типичными с учетом использования земельных, трудовых, кормовых, финансовых и других материальных ресурсов. Условия связующего блока рассмотрим на примере молочного подкомплекса районного АПК.

1. По общему объему поступающего сырья –

а) ,

где соответственно удой на 1 корову (ц) в год и поголовье коров в унитарных, коллективных и фермерских хозяйствах (за вычетом молока на выпойку животным и для собственного потребления);

количество молока, закупаемого в централизованном порядке от населения, ц;

дополнительное поступление молока от сельхозтоваропроизводителей близлежащих районов, ц;

количество сырья, поступившего на молочный комбинат;

б) ; в) ,

где 71600 и 18000 – объем молока от ЛПХ и из-за пределов района, ц.

2. По способам использования сырья –

а) ,

где молоко для переработки, ц;

молоко для реализации по прямым связям, ц;

б) ,

где 0,02 – коэффициент поставок молока по данному направлению (2% от общего объема);

3. По распределению перерабатываемого молока –

,

где количество молока для получения масла, сыра и ЦМП, ц.

Если рассмотреть более подробно технологический процесс, то на первом этапе переработки молока можно получить такие основные виды конечного продукта, как масло, сыр, ЦМП, мороженое. Группа цельномолочной продукции подразделяется на:

а) молоко пастеризованное;

б) диетические продукты (кефир, ряженка, йогурт, простокваша, ацидофилин и т.д.);

в) сметана и сливки;

г) творог и сырково-творожные изделия.

В случае глубокой переработки продукции отходы первого этапа (обрат и сыворотка) могут стать сырьем для получения других видов продуктов. Так, например, на следующей стадии из обрата можно получить нежирную молочную продукцию (сырки и сырковая масса, некоторые виды творога и кисломолочной продукции), сыр нежирный, сухое обезжиренное молоко, заменитель цельного молока (ЗЦМ) и казеин. Из молочной сыворотки можно предусмотреть получение жидкого ЗЦМ, сгущенной и обогащенной сыворотки, молочного жира и сахара-сырца.

4. По использованию сырья для получения конечных продуктов –

,

где 21,9; 8,4; 0,97 – расход молока на производство 1 ц каждого вида продукта, ц;

выпуск масла, сыра, ЦМП, ц.

5. По расходу сырья на производство молочных продуктов –

а) ; ;

б) ; ;

в) ; ,

где 0,2 и 0,38; 0,24 и 0,4; 0,15 и 0,45 – соответственно минимальная и максимальная доля сырья для производства каждого вида конечного продукта.

6. По балансу перерабатывающих мощностей:

для производства масла –

,

где 15 – мощность линий для переработки молока в масло, ц в смену;

2 и 365 – число смен и дней работы в году;

прирост мощностей, ц в смену.

Аналогично записываются ограничения для других конечных продуктов.

7. По распределению произведенной и полученной извне продукции по каналам потребления:

а) по распределению масла –

,

где объем масла для продажи в районе, для вывоза в другую область и на экспорт, ц;

б) ; в) ,

 

где 640 и 930 – вывоз масла по данным каналам, ц.

Аналогично записываем условия по распределению сыра и ЦМП.

8. По удовлетворению потребностей населения района в собственных молочных продуктах:

по потребности населения в масле –

, ,

где число жителей района, потребляющих молочные продукты;

0,062 – норма потребления масла на человека, ц.

Аналогично записываются ограничения по потребности в других продуктах.

9. По внешним поставкам продуктов:

по ввозу мороженого –

.

10. По использованию и формированию мощностей для сбыта молочных продуктов через систему торговли:

для торговли маслом –

,

где 4000 – исходные среднегодовые торговые мощности, ц;

1,5 и 365 – число смен и дней работы магазина;

прирост мощностей торговли, ц в смену.

В качестве ограничений финансового блока могут выступать условия по формированию прибыли с распределением ее на приобретение новых технологий, для выплаты дивидендов и другие цели.

Целью решения ЭМЗ может быть максимум стоимости выпускаемой конечной продукции подкомплекса. При постановке модели развития мясного подкомплекса в качестве критерия оптимальности можно взять максимизацию прироста структурных векторов потребления конечных продуктов АПК. В этом случае удается установить рациональную структуру производства мяса по видам (говядина, свинина, птица и баранина) с учетом рекомендуемых норм потребления мясных продуктов на душу населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: