Цветовой тест отношений для детей и родителей




Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-диагностическим методом предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям. По мнению Л.Н. Собчик (1990), ЦТО отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.

Теоретической основой ЦТО являются:

¨ Концепция отношений В.Н. Мясищева;

¨ Идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня сложности;

¨ Представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

В соответствии с указанными теоретическими положениями, отношения личности, регулирующие сложные процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную природу.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедура которого были разработаны А.М. Эткиндом. Данный эксперимент базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым людям и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях (Л.Ф. Бурлачук, 1989, 1997).

Цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь давно используется в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера, Фрилинга, методики Н. Озерецкой и Шварц-Дорофеевой, профориентационные тесты). Однако в этих методах реакция человека на цветовые стимулы применялись как индикатор его общего эмоционального состояния (А.Г. Шмелев, М.К. Акимова, 1996). Ассоциативные реакции на цвет зависят от его сенсорных характеристик. Поэтому при разработке ЦТО был использован стандартный набор цветов из теста М. Люшера.

В восьмицветном наборе представлены основные эмоционально привлекательные цвета (1- синий, 2- зеленый, 3- красный, 4- желтый) и эмоционально-негативные оттенки (5- фиолетовый, 6- коричневый, 7- черный, 0- серый). Каждый цвет имеет устойчивое эмоциональное значение. По мнению Л.Ф. Бурлачук (1989, 1997), цветовые ассоциации не зависят от пола, возраста и социального положения испытуемого. Конкретные эмоционально-личностные значения цветов представлены в таблице.

Существенной особенностью ЦТО является его экономичность, проявляющаяся в малом объеме временных затрат при проведении и обработке. Особенно это важно при обследовании детей с отклонениями в развитии, у которых наблюдается быстрая истощаемость психической деятельности, низкая концентрация внимания и нарушения поведения. Время родителей, воспитывающих детей-инвалидов также ограничено, они заняты уходом за ребенком, постоянно посещают с ним врачей и дефектологов.

Проведение ЦТО включает несколько этапов.

1. Составление списка лиц, входящих в непосредственное окружение ребенка (мать, отец, брат или сестра, другие члены семьи) и родителя (больной ребенок, жена или муж, если есть, то здоровые дети, другие родственники). Если у ребенка не было братьев и сестер, его просили представить их наличие.

2. Составление списка понятий для подбора ассоциаций ребенком (моя семья, детский сад или школа) и родителем (тревога, работа, болезнь, материнство или отцовство).

3. Подбор двух подходящих и двух неподходящих цветов к себе, к членам семьи и понятиям. При этом набор цветов раскладывается на белом фоне альбомного листа в случайном порядке. Выбранные цвета не убирались, так как они могли повторяться в разных ассоциациях. Для удобства регистрации ответов испытуемого использовались специальные бланки для детей или родителей.

ЦТО имеет два варианта проведения, различающихся по способу подбора цветовых ассоциаций. В полном варианте все восемь цветов ранжируются в порядке соответствия понятию или человеку от «самого подходящего» до «самого неподходящего». Для экспересс-диагностики используется краткий вариант, когда к каждому понятию требуется подобрать один подходящий цвет. Особенности познавательной деятельности детей препятствовали использованию полного варианта методики. Нередко дети не знали названий цветов, и в этом случае допускался показ «подходящих» и «неподходящих» цветов. Для того чтобы подбор цветовых ассоциаций у детей не был случайным, периодически менялось расположение цветов и требовалось выбирать не один, а два подходящих и неподходящих цвета.

4. После завершения ассоциативной процедуры испытуемый ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого и приятного для глаз» и заканчивая «самым некрасивым и неприятным» цветом.

В результате ранжирования цветов получаются восемь позиций, которые в исследовании М. Люшера получили свою эмоцинально-значимую характеристику.

Первая и вторая позиции (+ +) – отражают явное эмоциональное предпочтение, значимые для испытуемого цели, стремления и потребности. Третья и четвертая позиции (´ ´) – отражают предпочтение цвета и характер восприятия испытуемым реальной ситуации. Пятая и шестая позиции (- -) – характеризуют безразличное, нейтральное отношение к цвету, испытуемый не связывает свое эмоциональное состояние, настроение, мотивы поведения с данными цветами. Седьмая и восьмая позиции (- -) – показывают негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, состояние, отражаемые данными цветами.

Для детей создавалась игровая ситуация – предлагалась роль волшебника с чудесными красками. Инструкция для детей: «Представь, что ты волшебник и тебя есть волшебные краски. Эти необычные краски помогут тебе разукрасить свою семью разными цветами. Подбери к каждому из членов своей семьи две подходящие краски. Цвета должны подходить к характеру людей, а не к их внешнему виду, одежде или цвету волос. Итак, какие две краски подходят к тебе (маме, папе, сестренке и т. д.)? Какими двумя цветами ты не станешь рисовать себя (маму, папу, бабушку и т. д.)?»

Обработка результатов включала проведение двух процедур.

1. Качественный анализ цветоассоциативных ответов состоит интерпретации эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации. На данном этапе экспериментатор получает представления о содержательных особенностях отношений испытуемого к предъявленным стимулам (человеку или понятию).

2. Формализованный анализ цветоассоциативных ответов предполагает сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными лицами или понятиями, с их местом (рангом) в раскладке цветов по предпочтению. Данный показатель рассчитывается как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ассоциативной раскладкой и ранжированию цветов по предпочтению по формуле:

К = 1 - 6S d2 (d – абсолютная величина разности рангов каждого цвета в двух

n (n2 - 1); раскладках).

Если понятие или человек ассоциируется с цветами, занимающими в индивидуальной раскладке первую и вторую позиции, то испытуемый демонстрирует к ним положительное отношение и эмоциональное принятие. Испытуемый эмоционально отвергает понятие или человека, если обозначает их цветами, занимающими в индивидуальной раскладке седьмую и восьмую позиции.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: