Арабская и еврейская схоластика (общий обзор)




 

Эту лекцию вообще могут пропустить те, кто имеет хоть какое-то представление об этих двух традициях, потому что целью данного разговора не может быть даже поверхностное знакомство с ними, речь идет лишь о перечислении некоторых самых громких имен и самых «отличительных» особенностей, без упоминания которых нельзя обойтись в нашем курсе.

Еврейская средневековая философия, конечно же, уходит корнями в библейскую традицию и в эллинистический иудаизм. Средневековый иудаизм обычно изображается (в частности, таким классиком истории средневековой философии, как А.Штекль) распадающимся на три взаимодействующие и, соответственно, оказывающие друг на друга влияние составляющие: каббала, неоплатоническое направление и аристотелевская линия. Каббала – тайное учение, полученное по преданию, учащее видеть за буквой закона некий более глубокий смысл, раскрытый Богом Моисею. Главным еврейским неоплатоником считается Ибн Гебироль, которого в Европе называли Авицеброном и очень уважали, думая, что это араб. И наконец, самым знаменитым из еврейских философов является Моше бен Маймон (Моисей Маймонид, Рамбам), относимый к аристотеликам. Конечно, деление это достаточно условное и очень приблизительно характеризует еврейскую средневековую мысль и ее представителей.

Первым из еврейских философов обычно называют Исаака бен Соломона Израэли, жившего в Египте во второй пол. IX – первой половине X вв. Его сочинения по медицине переводил Константин Африканский. Философские произведения – «Книга определений» и «Книга элементов», «Книга субстанций» - переведены с арабского на латынь Герардом из Кремоны. Источники его концепции в основном неоплатонические, в частности, «Книга о причинах». У него европейская схоластика (среди прочих Фома Аквинский) позаимствовали определение истины как «соответствия ума и вещи». Но настоящим основателем еврейской схоластики был Саадия бен Иосиф Файюми (он родился в Египте, в Фаюме в конце X века, переселился в Вавилонию, умер в 942), представитель раввинского иудаизма. Саадиа перевел на арабский Ветхий завет, составил Комментарий в Талмуду. Главный труд, «Книга верований и мнений», написан по арабски ок. 932 г. В нем он говорит о творении мира из ничего, о неприменимости аристотелевских категорий к божеству.

Соломон Ибн Гебироль, испанский еврей, автор «Источника жизни», род. В Малаге ок. 1025 г., учился в Сарагосе, умер в 1069\70. Книга, написанная по арабски и переведенная Иоанном Испанским и Домиником Гундисальвом, была очень популярна на Западе. В ней отражены общеплатонические представления об иерархии уровней бытия, проистекающих из Единого.

Иегуда Галеви (ок. 1080- ок. 1141), еврейский поэт, уроженец Толедо, описал воображаемый спор христианина, мусульманина и раввина, предшествовавший обращению хазар в иудаизм (перв. пол. VIII века).

Моше бен Маймон род. в Кордове, в 1135г. Вынужденная покинуть Испанию из-за преследования евреев альмохадами, семья перебралась в Сев.Африку. Какое-то время Маймонид жил в Палестине, в конце концов, он обосновался близ Каира, где занимаясь торговлей драгоцеными камнями, одновременно лечил и учил весьма успешно, благодаря чему приобрел известность как врач и богослов. Состоял в должности придворного врача при Саладине. Возглавлял еврейскую общину Египта. Ум. в 1204 г., оставив потомкам множество трактатов по медицине и богословию. Кодифицировал и систематизировал иудаистическое право. Свое главное произведение «Наставник колеблющихся» («Путеводитель растерянных», «Путеводитель колеблющихся», неверный перевод - «заблудших») он адресует тем, кто находит в священных книгах нечто, по-видимости противоречащее разуму, и смутился, пребывает в сомнении, т. е. книга адресована не «заблудшим», а еще не сделавшим выбор. Тот, кто остановился в смущении, ничего плохого не совершил: грех Адама в том и заключался, что он пожелал получить знание сразу и даром, но надо пройти путь… Основное расхождение с арабскими философами, с Авиценной, в частности, касается вопроса о существовании мира. Аргументация Ибн Сины выглядела так: мир, до того, как он был создан, был возможен, всякая возможность подразумевает наличие материального субстрата, следовательно, раньше творения должна была существовать материя мира. Но не бывает материи без формы, стало быть, до творения существовали материя и форма мира, т. е. мир. Маймонид же утверждает, что тезис о вечности мира недоказуем и неопровержим по той простой причине, что мы не можем изнутри акуально существующего, завершенного и совершенного мира заключать что-то о его возникновении. Но невозможность изнутри мира мыслить его возникновение не означает невозможности самого творения. Творение возможно «теоретически», а коль скоро так написано в Торе, то оно и истинно.

Поскольку тезис о вечности мира будет одним из основных пунктов обвинения, выдвинутого против парижских аверроистов, то остановимся на нем чуть подробнее. Очевидно, что аргументация за или против не должна в данном случае рассматриваться сама по себе, т. к. речь идет все о том же – исходно противоречивом – совмещении двух логик в схоластике, будь то схоластика мусульманская, еврейская или христианская. Аристотель ничего не знал о «ничто», из которого Бог креационистской религии творит мир. Поэтому, прежде чем рассматривать аргументы той или иной стороны, надо вспомнить, как вообще «ничто» приходит в философию, где изначально – тезис Парменида – ему места не было. Платон (в чем и заключалось «отцеубийство») допустил небытие в метафизику в виде «бытия иным». Для Аристотеля и всей античной традиции быть – это быть чем-то. Вещь «уже» есть, и потому можно спросить, что она такое, осмыслить этот вопрос как вопрос о сущности вещи, распространив его на сущее «в целом». У неоплатоников Единое – выше бытия, оно есть и не есть вместе, ибо оно – никакое «что», ничто из сущего. Но никоим образом не то ничто, из которого сотворен мир, согласно креационистскому богословию. Значит, вся языческая античность очень удивилась бы лейбницевскому вопросу, который звучит для него (но не для нас) как само собой разумеющийся, понятный вопрос: почему вообще существует нечто, а не ничто, ведь гораздо естественнее было бы наоборот… Ничто пришло в метафизику не законным «метафизическим», а богословским путем, тем не менее, оно там надежно обосновалось, получило вид на жительство (Мейстер Экхарт) и постоянную прописку (Гегель).

Особенности арабской средневековой философии определяются особенностями формирования арабской культуры. Феномен этот удивительный. В арабском мире все начинается с года хиджры – переселения Мухаммада из Мекки в Йасриб (622г.), который стал потом называться Мадинат ан-наби – Город пророка или просто аль-Мадина (Медина) – Город. Экспансия арабов на Восток и Запад была стремительной. За два года (634-636) они завоевали Сирию, в 639 осадили Константинополь, к середине века завоевали Персию и Египет. К концу века – Карфаген, и в самом начале VIII века – Испанию (711-712), которая оставалась арабской (при том, что граница в ходе «отвоевания» – Реконкисты – постоянно отодвигалась на юг) восемь столетий (1492 год – год открытия Америки это и год окончания Реконкисты, - завоевания Гранады, последнего оплота мавров на Иберийском полуострове). Создавая свое теократическое [82] государство, вскоре расколовшееся, что привело к образованию двух центров власти (Багдада на Востоке, куда была перенесена столица из Дамаска, и Кордовы на Западе), осваивая огромные территории, арабы, поначалу (до усиления персидского влияния) вполне веротерпимые, особенно к «народам Книги» (христиане, иудеи и зороастрийцы), умели учиться у завоеванных народов. От сирийских христиан-несторианцев и от египетских христиан-монофиситов они узнали об античной науке, проявив особый интерес к медицине и философии. «Литература» их не интересовала, им было достаточно своей «словесности» - Корана, а вот в античной философии они увидели хорошее подспорье для рационалистической экзегезы Корана, которая облегчалась характером ислама – простого и строгого монотеизма.

Коран, аль-Куран, «чтение вслух», речи пророка, продиктованные Аллахом, - основа ислама. Разные записанные версии устного текста существовали уже при первом халифе («заместитителе» пророка) Абу Бакре (632-634), кодификация их была осуществлена при третьем халифе Османе (644-656).

Среди произведений, оказавших наибольшее влияние на исламскую мысль, помимо научных трудов Эвклида, Птолемея и Галена, диалогов Платона, особенно «Государства» и «Тимея», переводов из Аристотеля, сделанных с сирийских версий, распространявшихся на Ближнем Востоке со времен Юстиниана, и комментариев Александра Афродисийского, [83] также фигурирует приписываемая Аристотелю «Теология», представляющая собой компиляцию выдержек из плотиновских «Эннеад» и из «Книги о причинах» - переложения «Первоначал теологии» Прокла.

Первым крупным арабским философом, который среди мусульман, подобно Аристотелю в высокой и поздней схоластике, удостоился чести называться «Философом», был аль-Кинди (ум. в Багдаде в 873 г.). Он написал много трактатов по философии, математике, астрономии, музыке, медицине и политике, а также по поручению халифа переводил Аристотеля и других греческих авторов. Схоластиков в его комментарии прежде всего будет интересовать аристотелевское учение об уме, которое он излагает, следуя Александру Афродисийскому. Напомним, что для арабов первый ум из 7 главы 12 книги «Метафизики» – только первая действующая сила вселенной; как сказано в Коране: «Первая вещь, созданная Богом, - Разум». [84]

Энциклопедизмом в познаниях отличался также и аль-Фараби (Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки), «Второй (после Аристотеля) Учитель», родившийся в городе Фараб (позже Отрар) на Сырдарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г., проведший многие годы в Багдаде, покинувший его и переселившийся в Хорран, где жили ученые, - христиане-несториане, вытесненные ранее из Александрии, и умерший в северной Сирии в 950 г. в восьмидесятилетнем возрасте. Наиболее важные труды: «Рассуждение Второго учителя аль-Фараби о значениях [слова] интеллект», «Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля», «Слово о классификации наук», а также главное его сочинение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Ибн Сина (980- 1037), перс по происхождению, очень рано прославился как врач (ему случилось излечить правителя Бухары, осыпавшего его почестями), изучал философию и медицину в Багдаде, учил и лечил в Исфагани, главные произведения: «Канон медицины», «Книга исцеления» (аль-Шифа), представляющая собой что-то вроде философской экциклопедии в восемьнадцати томах, «Книга освобождения» в трех частях, резюме первой. Латинские переводы Авиценны являются выдержками из этих книг. В конце XII Герард из Кремоны перевел «Канон медицины», Доминик Гундисальв и Авендаут перевели «Логику», часть «Физики» и «Метафизику».

Аль-Газали (Альгазель, 1059-1111), самый известный из арабских богословов, родился в Тусе, Хорасан, преподавал в багдадском университете, потом в Дамаске, Иерусалиме и Александрии. Затем удалился в родной город, где вел созерцательную жизнь суфия и сочинял труды, в которых доказывал превосходство ислама над прочими религиями и над философией. Позже вернулся в Багдад, но под конец жизни снова удалился в Тус, основав там суфийский монастырь. В середине XII века Доминик Гундисальв перевел его «Опровержение философов».

Особое место в мусульманской философии занимает группа мыслителей из Испании. Это Ибн-Баджи (Авемпаций), род. В Сарагосе, ум. в 1138 г. Марокко; Ибн-Туфейль, родом из Гранады, ум. в 1185 г. в Марокко, советник и врач при дворе альмоадов, привлекавший ко двору знаменитых ученых своего времени, среди других, привлекший Аверроэса, и написавший дидактический роман-аллегорию об автодидаскале, и Абу-ль-Валид Мухаммад Ибн Ахмет Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198). Главный из них Аверроэс, прозванный схоластиками Комментатором. Второй после Аристотеля мыслитель для средневековых перипатетиков.

Ибн Рушд родился в Кордове, изучал медицину, математику и философию, но готовили его в правоведы. Был представлен Ибн Туфейлем халифу Юсуфу и выполнял его поручения, в связи с чем должен был много ездить по Испании и в Марокко. Наследовавший Юсуфу Альмансур также до поры до времени покровительствовал Аверроэсу, пока тот, из-за своего пристрастия к филосфии не был заподозрен в ереси. Сначала он был сослан под Кордову с запретом покидать дом, затем – в Марокко, и так более и не ступил на испранскую землю. Все его труды были уничтожены по приказу Альмансура и сохранились лишь благодаря еврейским переводам. Это прежде всего обширный комментарий к Аристотелю (большой, средний и т. н. «парафразы»), «Опровержение опровержения»), вопросы и рассуждения по поводу различных мест из аристотелевского Органона, небольшие трактаты по «Физике» и др.

В числе прочих обвинений против латинских аверроистов было выдвинуто обвинение в том, что они придерживаются теории «двойной истины». Аверроэс, полагавший, что небо послало нам Аристотеля с тем, чтобы мы могли познать все, что нам дано знать, был уверен в том, что истинная религия философов в том и состоит чтобы углубляться в познание всего существующего. Истина религии и философии – одна и та же, но не всем назначено быть философами; тому, к чему философы приходят путем созерцания, религия учит практически, так что двойной истины здесь нет.

 

Вопросы и темы для обсуждения:

Особенности формирования арабской культуры. Быстрота завоевания и использование существующей «инфраструктуры». Влияние христиан: несториан и монофиситов. Первые арабские философы: аль Кинди и аль Фараби. Опровержение философов. Суфизм. Метафизика Авиценны (980-1037). Аверроэс (1126-1198). Ибн Гебироль (1021-1050\70?), «Источник жизни». Маймонид (1135-1204).«Книга о причинах». Арабо-еврейское влияние на европейскую схоластику. Контакты. Толедская школа переводчиков.

 

3.1.3.3. Византийские авторы IX - XII вв.

С окончанием эпохи иконоборческих споров и спровоцированных ими теологических диспутов атмосфера умственной жизни в Византии заметно меняется. Основателем нового умственного движения С.С.Аверинцев считает патриарха Фотия (см. в связи с этим т. н. «дело Фотия и Игнатия»), характеризуя его как «хитроумного политика, церковного деятеля первого ранга, вдохновителя деятельности Кирилла-Константина и Мефодия, трезвого и оригинального критика, прирожденного педагога». [85] Общей чертой, объединяющей Фотия с Иоанном Дамаскиным, С.С.Аверинцев называет предпочтение, отдаваемое ими Аристотелю перед Платоном. «В конце концов, для Фотия существуют две вещи – и ничего помимо них или между ними: с одной стороны, церковное вероучение и сопряженная с ним идея непреложного авторитета, с другой – культура ума как таковая, в принципе подчиненная запросам теологии, но фактически имеющая много простора для самоцельной игры. Для чего решительно не остается места, так это для философской мистики во вкусе неоплатоников. Аристотель благонадежнее Платона…» (там же).

Для конца X в. и первой трети XI в. характерно оживление мистических интересов (Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов).

К середине XI в. «умственные силы Византии возвращаются в русло мирского культурного творчества, очень далекого от аскетических идеалов Симеона».[86] Ритор и поэт Иоанн Мавропод просит Бога допустить Платона и платоника Плутарха в христианский рай. Наиболее яркая фигура этого периода – ученик Мавропода Михаил Пселл (1018- после 1096/1097).

Вопросы и темы для обсуждения.

Эпоха Фотия (ок. 820 – ок. 897 г.). «Библиотека». Начало спора о Filioque. Просветительская деятельность Кирилла-Константина (826\7 – 869) и Мефодия (род. до 820\855). Оживление мистических настроений в конце X- нач. XI веков. Симеон Благоговейный (ум. 986) и Симеон Новый Богослов (949-1022). Великая схизма. Секулярные тенденции сер. XI века.Иоанн Мавропод. Михаил Пселл (1018 – после 1096\7): «Многоразличная наука». Иоанн Итал и его конфликт с ортодоксией по поводу платоновских идей. Николай Мефонский (ум. ок. 1165) против Сотириха Пантевгена.

 

3.1.3.4. Западно-европейская схоластика XI-XII вв.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109). 1059 – монах в Беке (приор Ланфранк, монастырь основан в 1031 г.), через четыре года – настоятель, с 1070 Ланфранк – архиерископ Кентерберийский (Вильгельм Завоеватель, ум. в 1087, а в 1088 – Ланфранк; Ансельм соглашается занять должность только в 1093, конфликты с Вильгельмом Рыжим. Собор в Бари 1098 г., канонизирован в 1163 –папа Александр VI, хотя канонизации требовал уже его преемник Томас Беккет, по правилам – в XIX в.).

Эволюция логоса определения в логос причастия: неоплатонизм. Логический порядок «счета вещей» - это ведь онто-логия: вещь «стоит» в своей определенности (форме, идее) как в «устое». Идея идей (форма форм) – это ум. Значит, все сущее в качестве чего-то определенного (ведь быть – это быть чем-то) «стоит» в уме как своем «устое», и чем больше она «устоялась», чем она «устойчивее» (само стоя тельнее), тем она «бытийнее», ближе к πληρομα (полнота, обилие, множество, изобилие – augeo) исполненности, полноте бытия (аристотелевская ενεργεια).

Августин: вещи «стоят» в своих архетипах – мыслях Бога.

Ансельм: «Монологион». Гл.1: Что есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в отношении) всего существующего. Гл. 2. О том же. Гл. 3. Что есть некая природа, посредством которой существует все существующее и которая сама существует через себя саму и есть высшее (в отношении) всего существующего. Гл. 4. О том же.

«…Достовернейше известно и очевидно для всех… что все, называемое «что-то», таково, что по отношению к другому сказывается как «большее» или «меньшее» или «равное», и оно сказывается так через что-то, мыслимое в различном не как в одном одно, а в другом другое, но как одно и то же, все равно – считать ли, что оно содержится в этих разных вещах в равной или неравной степени.» (гл.1, 9-13).

И т.д.

«Прослогион». Онтологическое доказательство. То, что дано в «Мон.» как аксиома, в «Прос.» обрело форму доказательства. По сути же это тавтология. Но тавтология – это подлинное основание. Ибо это форма ума, собственной формы не имеющего, и стоящего как в своем «устое» в Едином.

История онтологического аргумента от Ансельма до Гегеля.

 

Гильом из Шампо (ок. 1068-1121). Гильом учился в Ланской школе, возглавляемой Ансельмом Ланским (ум. в 1117 г.), который был учеником Ансельма Кентерберийского. Туда явился учеником 34-летний Абеляр. Архидиакон в Париже. Уставной каноник, вел монашескую жизнь. Абеляр у него учился в 1103-115 гг. Около 1108 Гильом основал Сен-Викторское аббатство, Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141) и Рихард Сен-Викторский (ок. 1123-1173). С 1113 – епископ Шалонский.

Гильберт Порретанский (1085\90-1154). Шартрская школа. Канцлер (1126-1137), 1141-1147 – магистр в Париже, с 1142 – епископ Пуатье. Собор в Сансе (против Абеляра). Абеляр из Горация: «Дело дошло до тебя, если дом загорелся соседний». В 1147 г. Бернард Клервоский (1090-1153) на Парижском соборе обвинял уже Гильберта за различение Бога и Божественности. Различение quod est (вещь как целое вместе со своими акциденциями, “эта” или “реальная” вещь) и quo est (то, благодаря чему она такова – субсистенция, предсущее). Quod est – конечная реальность, сущность – quid est – говорит о возможности таковой. Различие сущности и существование. Quo est – это то, что делает возможным переход от сущности как возможности вещи к ее действительности.

Комментарий к Боэцию («Против Евтихия и Нестория») Антология…

 

Петр Абеляр (1079-1142).

Логика «для начинающих». Напомню Аристотелеву «формулу бытия»: Это – то-то. Это – первая сущность, то-то (родо-видовое определение) – вторая. Отсюда возникает проблема универсалий: каков онтологический статус общих понятий? Порфирий во Введении отговаривается: мол, проблема не для начальной школы; Боэций вопросы ставит…

(Абеляр П. Онто-теологические трактаты. М., С. 60-61). Цит. из Порфирия. Вопросы:

1. Существуют ли роды и виды самостоятельно (подлинно есть) или только в мыслях?

2. Если истинно существуют, то телесны они или бестелесны?

3. Отделены ли они от чувственного или неотделимы, как линия от тела?

И он добавил еще один вопрос – Четвертый: Необходимо ли роды и виды по исчезновении самих вещей становятся некой подлежащей вещью, или же разум с помощью обозначения устанавливает универсалию, напрмер, имя розы, когда уже ни одной розы нет. Как существует общее имя, когда тех вещей, для которых оно - общее, нет?

Разбор. С.63 Аристотель «Об истолк.»: Общее – то, что по природе может сказываться о многообразном и многом. С.65: “Универсальными, кажется, называются как вещи, так и слова (vox)”.

С. 74 «Нам остается приписать универсальность только звучащим словам». С.75: Связь конструкции – связь предикации.

Универсалии «по сходству» (Платон), «по предикации» (Аристотель) – С. 84-85: «общие схватывания» (conceptio). Присциан: универсалии – собственные имена этих «схватываний», они направляют душу слушателя на общий концепт…

Ответы на вопросы: с. 90…

 

1. Роды и виды обозначают через называние истинно существующие вещи, а именно те, у которых единичные имена…[они] составляют единичное, простое и чистое понятие. Conceptus, concipere.

2. Телесны ли эти сущности или бестелесны? – В одном смысле они телесны – как обособленные в своем существовании - но, будучи обозначены универсальным именем, они бестелесны. Ибо универсалия именует вещь не по отдельности, но лишь в общих чертах. В том, что касается природы вещей, универсалии телесны, по способу обозначения – бестелесны.

3. Принадлежат ли роды и виды чувственному? Универсальное обозначает ту субстанцию, которая актуально существует в чувственно воспринимаемой вещи, сама же по себе универсалия существует как естественно отделенная от чувственно воспринимаемой вещи (Платон). Поэтому Боэций и утверждает, что роды и виды мыслятся помимо чувственного, что не означает, будто реальности родов и видов сами по себе простираются внутри разума помимо всякой чувственности.

4. Если нет вещей, то нет и предикатов к их множеству, нет, стало быть имени розы, если нет ни одной розы.

Читать У.Эко «Имя розы».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: