Истоки и развитие политических учений.




Роль и значение политологии как науки.

1. Политология,как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и внедрения итогов в реальную политику. Политология исследует реально существующие политические системы.

Политическая система - 1.это совокупность государственных и негосударственных институтов и норм. 2.властный аспект с узаконением государственного принуждения, как средство регуляции взаимоотношений между людьми. 3.Как система авторитарного распределения ценностей.

Способы организации общества и государства, типы политических режимов. Управление-это совокупность средств и методов с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономические, политические и идеологические власть в стране.

Политология как наука может так же выполнять определённые идеологические функции- формировать определённые идеалы. Политические идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направление создание лучших форм человеческого бытия и сознания.

2. Перед политологией стоит ответственная задача: с 1917-1985 политологии как научной дисциплины не существовало, так как на смену имперскому режиму политология была не нужна. Тоталитарному режиму было проще управлять неграмотными людьми. Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти, о знании своих личных прав и свобод. Задачи политологии помочь людям разобраться в хитрых сплетениях политики, научить их правильно осознавать существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию.

Предмет и метод политологии.

Предметом исследования политологии является политическая жизнь общества во всех её проявлениях.

Элементы политологии:

1. Исследование политических институтов. (государство, политические партии, политические и общественно политические движения)

2. Политические процессы и явления. Оно предполагает выявления и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества.

3. Политическое сознание, политическая психология и идеология, политическая культура, политическое поведение и его мотивация.

Методы политологии:

1. Институциональный. Данный метод ориентируется на исследование политических институтов.

2. Социологический. Предполагает выявление социальной обусловленности политических явлений, раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей.

3. Сравнительный. Сравнение различных политических режимов.

4. Антропологический. Анализирует политические явления, исходя из природной коллективистской сущности человека.

5. Психологический. (Конфуций, Сенека). Предполагает изучение психологических механизмов, поведения и мотивации.

6. Бихериовистский. Основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп.

7. Системный. Изучает целостную систему, саморегуляцию данной политической системы, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой.

 

Возникновение и становление политологии.

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в доисторические времена. Наиболее раннее представления о причинах возникновения и функциях государства носили религиозный характер.

В 6-5 до н.э. благодаря трудам Конфуция, Платона, Аристотеля политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный характер. В средние века политическая наука развивается в рамках философии и религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествлению происхождения власти. (Фома Аквинский). Новое время (Макиавелли, Локк, Гоббс, Монтескье) учение о политике и государстве, освобождаются от философско-этических и религиозных взглядов, приобретает черты политологии.

 

Истоки и развитие политических учений.

1. Политические учения Древнего Востока.

2. Политические учения Древнего Рима и Греции.

3. Политическое учение Средневековья.

4. Эпоха Возрождения и просвящения.

5. Нового времени.

6. Современные политические учения.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства, как особой организации власти. Попытки осмыслить политику делались уже в глубокой древности.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания. Выражалась в мифологической форме и господствовало в понимании божественного происхождения власти. Для этих древних государств Боги лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником волей небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, а он отвечал за свои дела перед Богом. Политическая мысль Древнего Китая представлена: конфуцианство, легизм и даосизм. Управлять поднебесной должны мудрецы. Правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных. Конфуцианство - теория, что государство возникло из объединении семьи, где император строгий, но справедливый отец, а поданные его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики- воспитание хороших нравов. Легизм в отличии от конфуцианства считали нравственное воспитание людей недостаточно, основание они видели в строгих законах и суровых наказаниях. Даосизм- это середина состояние между конфуцианством и легизмами.

2. Этот этап развивался как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти. Легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточённой борьбы за власть. В истории Древней Греции выделяют несколько этапов:1. ранний период (9-6 до н.э.) связан с возникновением древнегреческой государственности, 2. средний (5-первая половина 4 в. до н.э.) расцвет древнегреческой философии и политической мысли. 3. элинизм (4-2 в. до н.э.) период упадка древнегреческой государственности. Основу науки о политике заложили Сократ, Платон и Аристотель,Марк Туле Цицерон, Сенека, Марк Аврели. Характерные черты: 1.постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы. 2. Обособление их политических взглядов, как относительно самостоятельной части философии. 3. Анализ устройства государства классификаций его форм. 4. Поиск и определение идеально лучшей формой правления. Взгляды Платона: управлять государством должны философы, сословие стражи (войны), землевладельцы, ремесленники. Идеи Аристотеля: выдвинул предположение о естественном происхождении государства, назвал человека политическим существом, классифицировал формы гос.устройства. Выделял правильные формы гос. правления (монархия,аристократия, полития) при которых целью политики является общее благо. Неправильные формы (тирания, олигархия, демократия) где преследуются собственные интересы и цели власть имущих. Залогом стабильности государства считал наличием в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан. Аристотель высказал идею верховенства закона.

3. Философско-этическая концепция постепенно вытесняется религиозной концепцией. Одной из центральных проблем политического знания оказался вопрос: какая власть должна иметь приоритет духовная (церковь) или светская (государство). Августин Блаженный в своём трактате «О Граде Божием». Его учение легло в основу идеологий католической церкви, обосновывавших приоритет духовной власти над светской. Особенности политических учений:1.безраздельное господство церкви. 2.политическая наука стала отраслью богословия. 3.догмы, религии приобретают формы законов. Фома Аквинский в своём трактате «О правлении государей» привёл доказательства бытия Бога.

4. Характерные черты: 1.освобождение политической науки от теологии. 2.анализ проблемы и свобод человека, закона и государства. Никола Макиавелли в своём произведении «Государь» описал как необходимо править. Томас Мор и Томазо Кампанелла- эти люди изображали государство без частной собственности при распределении произведённых благ по потребности.

Развитие общественно политической жизни в России:

1 этап: (11-17)

2 этап: (конец 17 начало 19)

3 этап: (конец 19- 1917 г.)

4 этап: (октябрь 1917 – начало 90 гг.)

Характерные черты:

1)Преобладание крайностей радикализма и консерватизма.

2) Односторонность, категоричность и нетерпимость.

3)Тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных и других идей.

4)чрезмерная идеализация и мифизация прошлого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: