СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПРИНТЕРОВ 11-12 ЛЕТ




А.С. Гугучкин

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент. Е. А. Симонова

ИФК ТюмГУ, г. Тюмень

Ключевые слова: спортивная ориентация, уровень физической подготовленности легкоатлетов, технологии, дактилоскопия.

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени, проблеме спортивной ориентации юных легкоатлетов и дальнейшей их физической подготовки. Подобраны технологии, позволяющие оценить уровень физической подготовленности спортсменов групп начальной специализации. По результатам изучения уровня физической подготовленности и дактилоскопии нами была проведена спортивная ориентация спринтеров. Подобраны комплексы упражнений направленные на повышение уровня физической подготовки юных спринтеров, с учетом «проблемных точек» в их уровне подготовленности.

 

Важнейшим фактором в достижении высоких результатов в избранной дисциплине, является максимальное соответствие индивидуальных особенностей личности спортсмена и требований избираемой специализации. Поэтому эффективность отбора и дальнейшей спортивной ориентации перспективных спринтеров связано со знаниями специалистов этих требований [6].

Спортивная ориентация – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, благодаря которой определяется специализация индивида в том или ином виде спорта [6].

Под технологиями спортивной ориентации, подразумеваются комплексные тесты для определения специальной и общей физической подготовленности спринтера, дактилоскопия, и соответствие по антропометрическим данным [6].

В Тюменской области, активно пытаются реализовать систему спортивного отбора в легкой атлетике, которая строиться на просмотре физического состояния детей в школах, для успешной будущей спортивной ориентации. В наше время разработаны критерии, характеризующие двигательные, психомоторные или морфологические показатели легкоатлетов. Но недостаточно разработаны и обоснованы комплексные критерии оценки одаренности юных легкоатлетов, учитывающие интегральные характеристики спортивного совершенствования. Разработка этих критериев для легкой атлетики – актуальная задача, стоящая перед учеными и практиками.

Цель нашей работы – выявить «проблемные точки» в уровне подготовленности спринтеров, подобрать технологию спортивной ориентации легкоатлетов и разработать комплексы упражнений для повышения их физической подготовленности.

Для решения поставленной цели нами была отобрана группа детей СДЮСШОР №2 г. Тюмени в возрасте 11-12 лет: 16 мальчиков и 15 девочек, которые прошли спортивный отбор в марте 2016 г., и были расспределенны в группу спринтерского бега. В октябре 2016 г. проведено педагогическое тестирование: для установления изменений в показателях физической подготовленности оценивались 6 показателей и сравнивались с помощью таблицы из примерной программы по лёгкой атлетике для СДЮСШОР; для определения антропометрических данных: длина тела (см); масса тела (кг), для определения предрасположенности у спортсменов к развитию физических качеств и их функциональных возможностей нами были изучены результаты дактилоскопии.

Для выявления «проблемных точек» в уровне подготовленности спринтеров, оценивалась специальная физическая подготовленность тестировались: скоростные способности – бег 30м с ходу и 60м с высокого старта, скоростная выносливость – бег 200м, скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места, и общеая физическая подготовленность тестировались: скоростная выносливость – поднимание туловища из положения лежа, силовые способности – сгибание и разгибание рук, в упоре лежа.

По данным тестирования видно что, максимальный прирост процентном соотношении наблюдается в показателях общей физической подготовки: результат поднимания туловища вырос на 13,9% у мальчиков и 29,8 у девочек, а в сгибании и разгибании рук в упоре лежа – у мальчиков- 12,5%, у девочек- 36,2%. Меньший же прирост результата, можем увидеть, в показателях специальной физической подготовленности, например в беге на 200 метров у мальчиков - 1%,а у девочек - 0.8%, так же и в прыжке в длину у мальчиков - 0,8 %, а у девочек - 1,2%. Чуть выше прогресс показателей бега на 60 метров у мальчиков - 2,7%, у девочек - 2,8 %, и в беге на 30 метров с/х у мальчиков - 3,9% у девочек - 2,3%, это и будет в свою очередь показателем в определении «проблемных точек».

С одной стороны, все показатели, что специальной подготовленности, так и общей физической, находятся на высоком уровне, и прирост обусловлен не только взрослением детей, но и систематическим посещением их тренировочных занятий. С другой стороны, дети прошли спортивный отбор и спортивную ориентацию, и мы в праве рассчитывать на более высокий результат, так как знаем, что дети имеют предрасположенность к бегу на спринтерские дистанции. Поэтому нами были разработаны следующие комплексы для повышения физической подготовленности спринтера, представленные в таблицах 1-3.

 

 

Таблица 1

Комплекс №1 «Барьерная гимнастика»

Средства Методы Нагрузка
Метод выполнения упражнений Интервал отдыха, мин. Примерное ЧСС, уд./мин. Объем, раз Количество барьеров шт.
1) Боковой шаг правым и левым боком Повторный 3-4 120-140 1-2  
2) Ходьба с переносом согнутой, маховой ноги на каждую ногу Повторный 3-4 120-140 1-2  
3) Ходьба через барьер на одну ногу с шагом Повторный 5-6 120-140 2-4 7-10
4) Ходьба через барьер на обе ноги Повторный 5-6 120-140 2-4 7-10

Комплекс №1 используется для развития гибкости, координации, и как средство для предотвращения травматизма легкоатлетов. Данный комплекс необходимо применять в начале основной части занятия 3 раза в неделю, в подготовительном периоде годичного цикла и 2 раза в неделю в соревновательном.

Таблица 2

Комплекс №2 «Эстафеты для развития скоростно-силовых способностей»

Метод выполнения упражнений Методы Нагрузка
Средства Примерное ЧСС, уд./мин. Объем, раз, метров Повторений
Игровой Прыжки с высоким подниманием колен 130-150 10м.  
Выпрыгивания с низкого приседа 140-160 10м  
Бросок легкого набивного мяча 130-150 20м/3 броска  
Сгибание разгибание рук в упоре лежа 140-160 10 раз  
Поднимание туловища из положения лежа 140-160 10 раз  
Прыжки на стопах не сгибая колени 130-150 20 м  
Прыжки в шаге на длину шага 140-160 20-30м  
Прыжки в шаге на частоту шага 140-160 20-30м  

 

Второй комплекс нужно применять в основной части занятия, 2 раза в неделю в подготовительном периоде и 1раз в соревновательном.

Таблица 3

Комплекс № 3 «Старты из разных положений»

Средства Методы Нагрузка
Метод выполнения упражнений Интервал отдыха, мин. Примерное ЧСС, уд./мин. Объем, раз Объем, м
Упор лежа ногами вперед Повторный       140-160   1-2 серии, 5-6 повторов 20-40
Упор лежа головой вперед
Сед «по-турецки» лицом вперед
Сед «по-турецки» спиной вперед
Лежа на спине ногами вперед
Лежа на спине ногами назад
Сед ноги вперед
Сед спиной вперед
Упор присев с кувырком вперед
Упор присев с кувырком назад

Комплекс № 3 «Старты из разных положений» предлагаем использовать в основной части занятия, 2 раза в подготовительный период, для развития стартовой реакции, быстроты, быстроты стартового разгона.

В марте 2017 года, нами было проведено третье педагогическое тестирование, для определения изменений физических показателей спринтеров использовались те же тесты, что и во втором тестировании приведенные в Таблице 4.

Таблица 4

Прирост показателей физической подготовленности бегунов на короткие дистанции 11-12 лет, в %

Пол Бег 60 м Без 30 м с/х Бег 200 м Поднимание туловища Сгибание, разгибание рук Прыжок в длину
1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год
М 2,7 6,6 3,9     1,8 13,9 31,1 12,5 45,3 0,8 2,3
Д 2,8   2,3 6,3 0,8 1,5 29,8 43,2 36,2   1,2 3,3

В результате педагогического тестирования нами выявлено, что наибольший прирост физической подготовленности наблюдается в показателях: сгибание, разгибание рук у мальчиков - 45,3%, у девочек – 57% и поднимание туловища – 31,1%, у девочек-43,2%. Наименьший прирост наблюдается в беге на 200м – 1,8% у мальчиков, а у девочек – 1,5% и прыжке в длину – 2,3% у мальчиков, а у девочек 3,3%.

Выводы: Таким образом, прирост показателей физической подготовленности у легкоатлетов 11-12 лет позволяет нам говорить об эффективности проведенного спортивного отбора, и расспределения детей в группы спринтерского бега. Выявленные нами «проблемные точки» в уровне физической подготовленности спортсменов позволили нам подобрать упражнения для комплексов на скоростные, скоростно-силовые и координационные способности. Мы выяснили, что к «проблемным точкам» относятся показатели скоростной выносливости и скоростно-силовых способностей, которые необходимо развивать в тренировочном процессе.

 

Список литературы:

1. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В. П. Губа. – Москва: Советский спорт, 2008. – 304 с.

2. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: примерная программа подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – Москва: Советский спорт, 2005. – 113 с.

3. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Л.П. Сергиенко. – Москва: Советский спорт, 2013. – 1048 с.

4. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте: учебное пособие для вузов физической культуры / Л.К. Серова. – Москва: Человек, 2011. – 160 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: