Население и трудовые ресурсы




В Литве проживает свыше 3.5 млн. человек. 66% населения сосредоточено в городах, что обусловлено развитием промышленности. Крупнейшие города: Вильнюс, Клайпеда, Шяуляй, Каунас и Панявежис. В республике имеется большое количество небольших городов и поселков городского типа с населением не более 50 тыс. человек.

Средняя плотность населения составляет 55 человек на км2. Плотность сельского населения почти в 3 раза меньше. Наиболее заселенными является юг и запад республики.

80% населения - литовцы. Около 9% - русских, 8% - поляков, остальные представлены выходцами из других народов (белорусы, евреи, цыгане, латыши и др.). Численность населения увеличивается медленно, т.к. естественные прирост населения невелик - 5 человек на 1000 жителей. В настоящее время рост численности населения снижен из-за миграции в Россию и республики СНГ. Средняя литовская семья состоит из 3 человек. Это связано с традиционно высоким уровнем жизни.

Трудоспособное население республики составляет примерно 52%. Из-за широкого внедрения автоматизации и механизации на предприятиях в последнее время происходит межотраслевое перераспределение работников в пользу непроизводственной сферы (в ее отраслях занято около 25% работающих).

Экономика

Основу промышленности Литвы составляют 580 предприятий. Основу индустриального развития республики составляют промышленные объединения в области энергетики, машиностроения и металлообработки, а также химии. В Литве производится весь спектр строительных материалов (цемент, шифер, гравий, кирпич и т.д.). Поскольку значительная территория республики занята лесными массивами, хорошо развита лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Около 2/3 промышленной продукции производится в пяти крупнейших городах, перечисленных выше.

Энергетика и топливная промышленности

Энергетические ресурсы Литвы невелики; крупных рек нет, поэтому на долю ГЭС приходится лишь малая часть выработки электроэнергии. Большая часть вырабатываемой электроэнергии приходится на ТЭС. Почти все топливо (в основном мазут и природный газ) ввозится из-за рубежа,т.к. своих месторождений нефти и газа в Литве нет. Также в качестве топлива используется торф, добываемый в республике.

Машиностроение и металлообработка

На территории Литвы находится 130 предприятий этой отрасли. Машиностроение является специализированным; здесь производятся станки, оборудование, приборы, изделия электротехнической, электронной, радиоэлектронной промышленности. Электротехническая промышленность специализируется на производстве электродвигателей малой и средней мощности. Крупным станкостроительным предприятием является завод «Жальгерис»;основные центры станкостроения - Вильнюс и Каунас. Вильнюсский завод сверл является одним из крупнейших предприятий этого профиля в Европе. Также развиты машиностроение и судостроение.

Химическая промышленность

Основные направления развития химической промышленности - производство минеральных удобрений для сельского хозяйства, химического волокна для легкой промышленности, пластмасс для машиностроения. Центрами производства минеральных удобрений являются города Кедайаняй и Йонава. Здесь производят суперфосфат, аммофос, серную кислоту, фосфорную кислоту и др.

На основе химической промышленности развивается фармацевтическая промышленность, которая специализируется на производстве различных средств для инъекций.

Пищевая промышленность

Эту отрасль формируют около 120 крупных предприятий. В республике существуют 8 крупных мясоперерабатывающих комбинатов, поставляющих продукцию не только на внутренний рынок, но и в республики СНГ.

Молочная промышленность представлена 5 крупными молочными комбинатами. Широко известны литовские сыры, которые в последнее время все чаще появляются в магазинах Москвы и С-Петербурга.

Основные рыбоперерабатывающие предприятия находятся в Клайпеде. Они производят рыбные консервы, копченую и соленую рыбу, кулинарные изделия.

Транспорт

Из-за небольших размеров республики в последние годы получил развитие автомобильный транспорт. Он позволяет осуществлять доставку по принципу «от двери до двери». Большую роль здесь играют грузовые автомобили среднего класса (грузоподъемность до 5 тонн). Пассажирские перевозки в Литве производятся по 498 междугородным маршрутам.

Железнодорожный транспорт с недавнего времени осуществляет только транзитные перевозки из России в Калининградскую область. Активно используется железнодорожная ветка, соединяющая Северо-Запад России и страны Балтии с Польшей. Общая протяженность железных дорог не превышает 2000 км.

Отдельную большую роль в жизни Литвы играет морской транспорт. Литовские порты обслуживают потребности не только республики, но и соседних регионов в России и Белоруссии. Крупнейший порт - Клайпеда, всего в Литве имеется около 40 морских портов. Транзит через литовские порты приносит большой доход в бюджет государства.

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве занято около 20% трудоспособного населения республики. Сельскохозяйственный угодья занимают около 50% территории республики, пахотные площади занимают около 40%. Производится мелиорация земель, осушение болот.

Под зерновые культуры занято более половины посевных площадей (около 1.2 млн га). Наибольшие площади отведены под ячмень. Также выращивают озимую пшеницу, овес, бобовые. Часть земли отведена под выращивание льна и сахарной свеклы. Картофель выращивается практически во всех районах Литвы. Большие пространства занимают посевы кормовых культур, многолетних и однолетних трав. Под общественные сады отведено около 50 тыс. га. Основные культуры - районированные сорта яблонь, вишен и слив.

Основные направления в животноводстве - молочное скотоводство и беконное свиноводство. Птицеводство специализированно и сконцентрировано - построено 5 крупных птицефабрик.

Поскольку значительную часть Литвы занимают озера и искусственные водоемы, то развитие рыбоводства получило широкое распространение. В качестве основных видов разводят зеркального карпа, карася, леща. В реках и озерах в изобилии водятся пресноводные раки, которые в большом количестве вывозятся в Россию. В приморских населенных пунктах активно действуют рыболовецкие кооперативы и частные предприятия, ориентированные на вылов сельди и кильки.

Заключение

Литовская Республика после распада Союза ССР пытается найти свое место в Европейском экономическом сообществе, переориентируя свою промышленность на нужды Запада. Однако в силу чрезвычайно жесткой конкуренции на западном рынке успехи по продвижению литовских товаров более чем скромные. Поэтому в последние годы промышленность республики начинает все активнее сотрудничать со своими старыми партнерами в рамках экс-СССР. Все обещания по скорейшей интеграции литовской промышленности в Общий Рынок до последнего времени так и остаются обещаниями.

Нежелание Правительства и Парламента Литвы присоединиться к СНГ существенно усложняет и без того непростую экономическую обстановку в стране. Большой поток русскоязычной эмиграции привел к тому, что значительная часть высокотехнологичных производств, включая Ингалинскую АЭС, находятся на грани остановки. Умело направленные действия на подъем националистических настроений литовцев, которые явились основной причиной волны эмиграции из республики, в последнее время пошли на убыль. Правительство даже предпринимает полуофициальные меры для того, чтобы предотвратить отъезд в Россию высококвалифицированных кадров. Однако эти полумеры не являются достаточно эффективными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: