Л.Н. Толстой
Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью более детального изучения истории передвижничества, как совершенно нового художественного явления II половины XIX века.
На современном этапе развития исторической науки, данная область исследования, хотя и имеет достаточную источниковую базу и массу научных изысканий, все-таки изучена не до конца и требует дополнительного рассмотрения.
В настоящее время, когда уровень современной культуры оставляет желать лучшего, когда люди слишком быстро меняют свои идеалы, принципы и вкусы, классика "золотого века русской реалистической живописи" являет собой то, что неподвластно времени и мимолетным веяниям моды. Ведь существует "…единственный бесспорный признак шедевра: неизменяемость и вечность"[1].
Историография.
При исследовании интересующей проблемы автор опирался на работы отечественной историографии, посвященные событиям II половины XIX века в культурной жизни России.
Всю имеющуюся по теме передвижничества литературу, а это издания по истории этого объединения, художественные обзоры, воспоминания передвижников, их современников, мемуары и т.д., можно хронологически разделить на следующие периоды:
- Дореволюционный. Так или иначе, тема передвижничества рассматривалась с момента ее официального утверждения. К данному периоду относятся два периодических издания, использованных в процессе исследования – это газета "Голос" 1 декабря 1871 года и журнал "Отечественные записки" за декабрь 1971 года.
Надо отметить, что пресса этого времени широко освещала появление Товарищества передвижных художественных выставок, его выставочную деятельность.
|
- Литература советского периода историографии несет на себе влияние старых догм и в работе использована незначительно. В основном менее политизированная категория, включающая мемуары художников, воспоминания современников о передвижниках.
40-50-е годы представлены работами И.Е. Репина "Письма к художникам и художественным деятелям" М. "Искусство", 1932, В.В. Стасова "Избранные сочинения" М.: "Искусство", 1952 и Я.Д. Минченкова "Воспоминания о передвижниках" Л. "Искусство", 1954. Эти издания содержат художественно-критические статьи, переписку, воспоминания о передвижниках.
Следующая группа исследуемой литературы относится к 60-70-м годам. Значительную информацию по истории передвижничества преподносит работа Э.П. Гомберг-Вержбицкой "Передвижники. Книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана". М. "Искусство", 1961.
В 1964 году печатается книга Е.В. Сахаровой "В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников". М. "Искусство". Здесь широко представлена переписка семьи Поленовых, которая в определенной мере помогла в разработке данной темы.
В ходе исследования использована переписка И.Н. Крамского из его книги "Письма, статьи". М. "Искусство", 1966 год.
Широкий обзор всех направлений искусства, в том числе и живописи второй половины XIX века, ее особенностей дается в работе Л.С. Алешиной "Русское искусство XIX – начала XX века". М. "Искусство", 1972 год. Но, учитывая время издания надо отметить некоторый своеобразный уклон, характерный для исследования советского периода историографии.
|
Следующей группой историографии современного периода является литература середины 80-х – конца 90-х годов.
В процессе попытки исследования сделанной в данной работе эта группа литературы представлена достаточно широко. В основном это научные исследования по истории передвижничества, опубликованные в печати архивные документы и переписка художников, художественные обзоры живописи XIX века.
В 1988 году в журнале "Искусство" №12 опубликована статья В. Розенвассера "Событие в академии художеств. К 125-летию "бунта четырнадцати". В ней автор анализирует конфликт в Академии художеств, давший толчок развитию совершенно нового реалистического направления в живописи.
Тему истории русского меценатства и в частности коллекционерской деятельности П.М. Третьякова, его сотрудничества с передвижниками исследует в своей работе напечатанной в 1993 году в альманахе "Памятники Отечества" №1-2, Н. Полунин "Русские коллекционеры, опыт библиографического словаря".
Нельзя обойти вниманием значительные труды Ф.С. Рогинской "Передвижники", М. "Арт-родник" изданные в 1993 и 1997 годах. В них автор подробно излагает историю создания Товарищества передвижных художественных выставок, этапы деятельности этой организации.
Следующей группой литературы этого периода стали художественные обзоры живописи и в частности вступительные статьи к этим изданиям.
Первое исследование из этой группы составлено С.М. Матафоновым к художественному обзору "Три века русской живописи" С.-Пб. "Китеж", 1994 год. Второе издание – Л.И. Захаренковой "Шедевры Государственной Третьяковской галереи", М. "Государственная Третьяковская галерея", 1994. Третий обзор сделан Л.И. Иовлевой "Государственная Третьяковская галерея. История коллекции" М. "Государственная Третьяковская галерея", 1994.
|
В данном исследовании использовались еще два издания посвященные жизни и творчеству И.Е. Репина. Это книга А. М. Пискуновой "Богатырь русского искусства", М. "Изобразительное искусство", 1991 года и книга К.И. Чуковского "Илья Репин" М. "Детская литература" 1995 г.
Источниковая база.
Тема передвижничества в отечественной историографии имеет огромную источниковую базу.
В нее включены документы архива Товарищества передвижных художественных выставок, который в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее. Материалы этого архива содержат не только официальные документы, фиксировавшие взаимоотношения с Академией художеств, высшими юридическими инстанциями, другими художественными объединениями, но и условия бытования передвижников.
Документы дают представление об устройстве выставок, о чередовании периодов спада и подъема творческих сил объединения, позволяют уловить сущность разногласий между отдельными членами Товарищества передвижников.
Следующую значимую часть этой летописи составляет переписка художников. Эпистолярное наследие, которое существует на данный момент, играет важную роль в контексте со всеми прочими документами. В ходе работы над исследуемой проблемой использовалась лишь малая часть имеющегося материала, который помог уловить суть обстоятельств, остающихся неясными при упоминании о них в лаконичных формулировках протоколов и отчетов.
Формирование источниковой базы исследования определяется особенностями рассматриваемой проблемы, а также целями и задачами данной работы.
Все имеющиеся источники можно условно разделить на две группы:
I группу составляют официальные документы. Сюда включены проекты устава, Уставы Товарищества передвижных художественных выставок, отчеты правления Товарищества передвижников, указатели художественных выставок, каталоги выставок Товарищества, различного рода заявления и другие документы:
- Устав С. Петербургской Артели художников 1866 г.//Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы /Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.
- Проект Устава Товарищества подвижной выставки. 23 ноября 1869 г.// Там же.
- Проект Устава Товарищества передвижных художественных выставок. 1870 г.//Там же.
- Устав Товарищества передвижных художественных выставок ноябрь 1870 г.//Там же.
- Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный Министерством внутренних дел 30 апреля 1890 г.// Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. / Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.
Характеризуя первый основной Устав Товарищества передвижных художественных выставок, нужно сказать, что он имеет следующие параграфы:
- § 1 и § 2 – оговаривают цели и задачи Товарищества передвижников.
- § 3-5 – о членстве в данной организации.
- § 6-16 о правах и полномочиях общего собрания и членов его правления.
- §17-24 – о кассе Товарищества, ее формировании и распределении доходов от продаж и прочее.
В эту группу также следует отнести использованные в ходе работы протоколы общих собраний членов Товарищества передвижных художественных выставок.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных художественных выставок №1-й от 16 декабря 1870 г. // Товарищество передвижных художественных выставок./ Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных художественных выставок от 3 января 1874 г. //Там же.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных художественных выставок от 14 марта 1878 г. //Там же.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных художественных выставок от 6 марта 1891г. //Там же.
Затем в данную группу официальных источников входит в отчеты Правления Товарищества передвижных художественных выставок.
- Отчет правления о первой передвижной художественной выставке 1875 г. //Там же.
- Отчет правления Товарищества передвижных художественных выставок о второй выставке. 1875 г. //там же.
Следующей категорией источников, использованных в данном исследовании являются каталоги и указатели художественных выставок.
- Указатели первой художественной выставки Товарищества передвижных художественных выставок 1871 г. //Товарищество передвижных художественных выставок. /Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.
- Каталог шестой выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок. 16 марта 1878 г. //там же.
- Каталог седьмой выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок. 9 марта 1879 г. //там же.
К более позднему периоду относятся еще два документа:
- Заявление экспонатов Товарищества передвижных художественных выставок март 1890 г.// там же.
- Условия для приема экспонатов на выставку Товарищества передвижных художественных выставок.
Ко II группе источников можно определить всю имеющуюся по данной теме переписку официальную и личную.
- Письмо группы московских художников в С.-Петербургскую Артель художников от 23 ноября 1869 г. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. /Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.
- Учредители Товарищества передвижных художественных выставок – А.Е. Тимашеву. Сентябрь 1870 г. (прошение)// там же.
- А.Е. Тимашев – Н.В. Левашеву. ноябрь 1870 г.// там же.
- А.И. Куинджи – правлению Товарищества передвижных художественных выставок январь 1880 г.//Там же.
- М.К. Клодт – правлению Товарищества передвижных художественных выставок 3 января 1880 г.//Там же.
Личная переписка, относящаяся ко второй группе источников, включает письма:
- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 21 сентября 1870 г.//Там же.
- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 28 сентября 1870 г.//Там же.
- И.Е. Репин – К.А. Савицкому от 28 сентября 1878 г.//Там же.
- А.П. Боголюбов – И.Н. Крамскому апрель 1879 г.//Там же.
В целом же использованные в ходе исследования источники помогли воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь передвижников, позволили ощутить сложившуюся в их среде нравственную и творческую атмосферу.
Методология работы.
Методологической основой работы являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие рассмотрение любого исторического явления, в том числе и историю создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок в развитии, в контексте конкретной исторической эпохи.
Обширный и разноплановый корпус документов позволил придать особую значимость вопросу эффективности исследовательских методов.
Развернувшиеся в истории дискуссии по теоретическим проблемам создают новые возможности для осмысления общих подходов применения базовых рациональных исследовательских принципов: историзма и объективности, ибо только научное комплексное исследование в хронологической последовательности позволило более объективно проникнуть в суть проблемы.
Актуальна в наше время и проблема источников, совершенствование методики их исследования. При анализе источниковой базы автором был использован ряд методов исторического исследования:
- проблемно-хронологический метод позволил расчленить данную проблему на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности и выделил основные направления деятельности передвижников на разных этапах существования Товарищества.
- метод конкретного анализа предполагает исследование исторических явлений с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, как единство многообразных их составляющих элементов. Он означает отыскание конкретных причин, породивших определенные события в развитии науки, расширение проблематики, появление новых, ранее не освещавшихся тем, условия формирования новых идей, выводов, обобщений и т.д.
Метод позволил создать необходимую систему источников и выявить конкретные причины и условия создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок.
- метод сопоставительного анализа, при помощи которого были сделаны определенные выводы на основе изученных документов официального и личностного происхождения.
Цель работы.
Целью данной работы является попытка комплексного исследования истории создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, как совершенно нового художественного явления второй половины XIX века.
В связи с целью обозначены и следующие задачи:
- Раскрыть историю создания и становления Товарищества передвижных художественных выставок.
- Освещение условий и принципов становления Товарищества передвижных художественных выставок.
- Анализ деятельности передвижников по организации выставок.
- Раскрыть значение передвижничества и причины его раскола.
Научная и практическая значимость.
Научная новизна данной работы – в попытке комплексного исследования истории передвижничества.
Практическая значимость в возможности использовать материалы проведенного исследования в школьном курсе преподавания истории, организации экскурсий, внеклассных занятий, кружковой работе, при проведении школьных олимпиад по истории и культуре.
Структура квалификационной работы
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении рассматривается актуальность темы, дается историографический обзор, источниковая база, показывается методология работы, определяются цели и задачи, научная и практическая значимость проведенного исследования.
Во главе I "История возникновения Товарищества, его устав и организация", анализируется история создания передвижничества, утверждение устава, принципы деятельности Товарищества.
Во II главе "Деятельность передвижников" исследуется конкретная деятельность передвижников нового поколения и причины раскола товарищества.
В заключении даны выводы и обобщения по данной теме.