Общие положения
1. Настоящее Руководство определяет содержание и организацию психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации*, а также ее научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение и подготовку кадров.
2. Психологическая работа - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
3. Психологическая работа организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством.
4. Задачи психологической работы:
изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
_______________________________
* Д алее в тексте настоящего Руководства содержание и организация психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, если не оговорено особо, будет именоваться - психологическая работа, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, а Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны.
|
психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса, воспитательной работы и выработка мер по повышению их эффективности;
изучение вновь прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих;
организация психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
5. Эффективность психологической работы достигается единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой.
6. Командир (начальник) - отвечает за руководство и организацию психологической работы. Ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Осуществляет контроль за качеством их выполнения. Направляет психологическую работу в интересах решения поставленных задач.
Он обязан:
формировать и поддерживать у подчиненных высокий уровень морально-психологического состояния, моральную и психологическую готовность к защите Отечества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;
при организации боевой учебы использовать разработанные формы и методы психологической подготовки;
обеспечивать участие психолога в подготовке личного состава к несению боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной, караульной и внутренней служб;
|
в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологического отбора военнослужащих, учитывать их психологические качества, знания и индивидуальные способности;
сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;
принимать меры по укреплению и сохранению психического здоровья военнослужащих.
Командир (начальник) имеет право:
знакомиться с основными выводами по результатам психологических исследований, проводимых психологом;
запрашивать необходимую психологическую информацию из других органов воспитательной работы.
7. Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы. На основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.
8. Органы воспитательной работы отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил.
9. Медицинская служба во взаимодействии с командирами (началь-никами) и должностными лицами органов воспитательной работы участвует в планировании и проведении психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, с целью сохранения психического здоровья личного состава, а также принимает активное участие в выявлении военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.
|
10. Права военнослужащих при проведении мероприятий психологической работы.
Военнослужащий имеет право на:
получение доступной квалифицированной психологической помощи;
сохранение в тайне мотивов обращения и результатов психологического обследования;
получение объективной информации по результатам исследования;
отказ от психологического обследования и участия в психологических экспериментах.
Организация и содержание психологической работы
11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), анализирует и обобщает опыт психологической работы, участвует в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов, вырабатывает предложения по развитию материально-технической базы психологической работы. По указанию заместителя Министра обороны Российской Федерации готовит для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению воинской дисциплины, по специальным, относящимся к его ведению вопросам.
12. В виде Вооруженных Сил Российской Федерации:
разрабатывают основные направления и задачи психологической работы с учетом специфики вида Вооруженных Сил Российской Федерации;
планируют и организуют мероприятия психологической работы по обеспечению выполняемых задач, боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);
разрабатывают мероприятия по поддержанию психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;
организуют научно-исследовательское и методическое обеспечение психологической работы;
анализируют состояние психологической работы, обобщают и распространяют передовой опыт;
готовят для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и организованности;
осуществляют подбор, подготовку, переподготовку и расстановку кадров психологов;
принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках (силах).
13. В военном округе, флоте:
планируют и непосредственно организуют мероприятия психо-логической работы по обеспечению задач боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);
планируют и организуют мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на войска (силы);
анализируют состояние психологической работы в частях (на кораблях), в соединениях, обобщают и распространяют передовой опыт;
разрабатывают предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и внутреннего порядка;
осуществляют взаимодействие с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), дислоцирующимися на территории военного округа, флота в интересах психологической работы;
обеспечивают войсковых психологов методическими материалами;
осуществляют подбор и расстановку кадров психологов в войсках округа (флота), военных комиссариатах;
принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-техни-ческой базы психологической работы в войсках (силах).
14. В армии (флотилии), корпусе (эскадре):
планируют и организуют психологическую работу в соединениях и частях (на кораблях), проводят ее в частях непосредственного подчинения;
организуют мероприятия психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы;
проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав соединений и частей (кораблей);
организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, участвуют в выработке мер по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и организованности;
анализируют состояние психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), обобщают и распространяют передовой опыт психологической работы;
обеспечивают психологов соединений и частей (кораблей) методическими материалами;
изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.
15. В соединении:
проводят мероприятия по разработке и выполнению плана боевой подготовки по вопросам психологической подготовки личного состава;
организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, вырабатывают меры по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению организованности и воинской дисциплины;
проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав частей и подразделений;
обеспечивают участие психологов в мероприятиях профессионального психологического отбора военнослужащих и их рациональном распределении;
проводят мероприятия по повышению профессионального уровня психологов частей, обеспечивают их методическими материалами;
организуют систему информирования о психологической работе в частях и подразделениях, анализируют и обобщают полученную информацию, доводят ее в виде рекомендаций и предложений до командования, начальников родов войск и служб соединения, распространяют передовой опыт психологической работы;
оказывают психологическую помощь военнослужащим, членам семей, гражданскому персоналу управления соединения;
проводят психологическую работу в частях и подразделениях непосредственного подчинения, где отсутствует штатный психолог;
изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.
16. В полку (на корабле 1 ранга) психологическую работу проводит психолог в соответствии с должностными обязанностями и этическими нормами профессиональной деятельности (Приложение № 1 к настоящему Руководству).
Он подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе; по специальным вопросам - информирует психолога вышестоящего органа воспитательной работы.
17. Психологи несут персональную ответственность за качество, обоснованность и достоверность психологических заключений и рекомендаций.
18. Органы и должностные лица воспитательной работы, обязанности которых не определены настоящим Руководством, выполняют задачи и обязанности, предусмотренные для соответствующих органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов (флотов), армий (флотилий), корпусов (эскадр), дивизий, к которым они приравнены.
19. Психологическая работа в полку (на корабле 1 ранга) организуется и проводится по направлениям:
изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;
изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;
психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий (Приложение № 16 к настоящему Руководству);
психологическая работа по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной служб;
психологическая подготовка личного состава;
профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;
психологическое просвещение личного состава;
психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.
20. Изучение индивидуально-психологических качеств личного состава проводится всеми должностными лицами полка (корабля 1 ранга).
а) При этом решаются следующие задачи :
определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности;
выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости (Приложение № 2 к настоящему Руководству);
индивидуализация воспитательного процесса и повышение эффективности служебно-боевой деятельности (Приложение № 3 к настоящему Руководству);
комплектование воинских подразделений, подбор военнослужащих на должности младших командиров в соответствии с их индивидуально-психо-логическими качествами.
Изучение военнослужащих проводится в составе групп (подразделений) и индивидуально (Приложение № 4 к настоящему Руководству).
При изучении личного состава используются разнообразные методы психологических исследований: анализ документов, биографический метод, анкетирование, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, наблюдение, опрос и др. (Приложение № 5 к настоящему Руководству).
Психолог полка перед прибытием в часть вновь прибывающего пополнения по указанию командира полка (корабля 1 ранга) проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава.
Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих включает первичное, углубленное и последующее изучение.
б) Первичное изучение вновьприбывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.
в) По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.
г) Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения; направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины; а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью.
Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью личностных опросников "НПН-А" (Приложение № 13 к настоящему Руководству), “Адаптивность” (Приложение № 14 к настоящему Руководству), а также других психологических методик, конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.
Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.
Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.
Сведения о военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью психолог части заносит в “Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости” и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части (Приложение № 6 к настоящему Руководству).
д) Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения.
Психолог части по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава заполняет социально-психологическую карту личности на военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью (Приложение № 17 к настоящему Руководству), (при необходимости и на другие категории), разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса (Приложение № 3 к настоящему Руководству).
21. Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом части совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе.
При этом решаются следующие задачи:
оценка психологических последствий управленческой деятельности органов военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;
поддержание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др.
Один раз в период обучения по указанию соответствующего командира психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах проводится в плановом порядке или по указанию командира части, его заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригрупповая напряженность, межличностные или межгрупповые конфликты и т.п.
Во вновь сформированных подразделениях изучение социально-психологических процессов и явлений проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов и явлений оценивается по результатам двух-трехкратного обследования в период обучения. Изучение целесообразно осуществлять в подразделениях численностью не более 25-30 военнослужащих в соответствии с предъявляемыми требованиями (Приложение № 4 к настоящему Руководству).
Изучение социально-психологических процессов и явлений включает в себя оценку уровня развития коллектива и его структуры, характера межличностных отношений, психологической совместимости и сплоченности военнослужащих, уровня их удовлетворенности пребыванием в данном коллективе, стиля управленческой деятельности командиров (Приложение № 10 к настоящему Руководству).
Результаты изучения представляются командиру части и его заместителю по воспитательной работе в виде справки-доклада, в которой указываются: наименование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных проблем, выводы и предложения. Командирам подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в части, касающейся его подразделения в устной форме. Содержание индивидуальных ответов обследуемых на конкретные вопросы не разглашается.
Командиры подразделений, заместители по воспитательной работе используют результаты изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах в своей работе по улучшению морально-психологического климата, формированию благоприятных межличностных отношений, совершенствованию управленческой деятельности, укреплению воинской дисциплины, организованности, комплектованию экипажей и расчетов, подбору младших командиров.
22. Рекомендации по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах должны быть документированы и направляться по официальным служебным каналам.
Материалы изучения личного состава, воинских коллективов сформированные в дела (папки, журналы), хранятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению служебной документации*.
Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.
23. Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины включает в себя:
анализ социально-психологических причин и условий, способствующих нарушению воинской дисциплины, выработку мер по их устранению;
изучение воинских коллективов, выделяющихся устойчивым состоянием дисциплинированности, а также традиций, стабилизирующих состояние дисциплины и внедрение передового опыта в практику других подразделений;
психологическая оценка условий службы и быта личного состава в целях выявления предпосылок к недисциплинированности;
изучение форм и методов работы по укреплению воинской дисциплины должностными лицами подразделений, выработку рекомендаций по их совершенствованию;
всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих с целью своевременного выявления лиц, склонных к нарушениям воинской дисциплины и асоциальному поведению;
________________________
* Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года N 033.
выявление военнослужащих, которые по своим деловым и психологическим качествам способны оказать помощь командирам в поддержании воинской дисциплины и активное сотрудничество с ними;
выработку психологически обоснованных рекомендаций по воспитанию и обучению военнослужащих, допускающих нарушения воинской дисциплины;
оказание психологической помощи в обучении и воспитании лиц, имеющих признаки затрудненной адаптации к воинской службе, эмоционально-волевой и нервно-психической неустойчивости;
обучение офицеров, прапорщиков, мичманов и сержантов (старшин) методам организаторской и воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины.
24. Психологическую работу по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы проводит психолог полка (корабля 1 ранга), во взаимодействии с другими должностными лицами (Приложение № 7 к настоящему Руководству).
а) При этом решаются задачи:
всестороннее изучение социально-психологических условий боевой деятельности;
недопущение лиц с нервно-психической неустойчивостью к несению боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб;
выработка психологических рекомендаций по формированию дежурных расчетов, смен, заступающих на боевое дежурство, в караул;
оценка морально-психологического состояния личного состава, заступающего на боевое дежурство;
формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности при действиях в различных условиях обстановки, выработка устойчивых профессиональных навыков в ходе практических занятий при подготовке к заступлению на боевое дежурство, в караул;
психологическая поддержка военнослужащих с повышенной психической нагрузкой в ходе несения боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб;
восстановление психических и физических сил военнослужащих после смены с боевого дежурства, караула.
Психологическая работа по обеспечению боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб проводится в четыре этапа.
б) Организационный этап.
Психолог полка перед началом каждого периода обучения по указанию командира полка (корабля 1 ранга):
проводит инструктивно-методическое занятие с офицерами управления, командирами подразделений, заместителями по воспитательной работе по организации системы психологической работы в интересах боевого дежурства, караульной службы, о месте и роли в ней должностных лиц полка (корабля 1 ранга);
проводит практические занятия с личным составом части по ознакомлению и обучению военнослужащих приемам и методам психической саморегуляции при подготовке и в процессе несения боевого дежурства, караульной службы;
принимает участие в подготовке приказа по части о допуске личного состава к несению боевого дежурства, караульной службы. Представляет командиру полка, заместителю по воспитательной работе списки военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для включения в данный список является наличие у военнослужащего выраженной нервно-психической неустойчивости;
проводит психологический анализ деятельности личного состава при несении боевого дежурства, караульной службы и вырабатывает предложения по повышению ее эффективности.
в) Этап подготовки к несению службы.
За 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул психолог осуществляет контроль за тем, чтобы лица с нервно-психической неустойчивостью не были включены в состав подразделений, заступающих на боевое дежурство, в караул.
Вырабатывает предложения командирам подразделений по проведению инструктивно-методических занятий с личным составом смены боевого дежурства, караула, заступающих на боевое дежурство (в караул), с целью повышения психологической готовности военнослужащих к несению службы. При этом указывает факторы, негативно влияющие на личный состав, характерные ошибки и затруднения при несении службы, а также комплекс упражнений и приемов, формирующих необходимые качества.
В день заступления на боевое дежурство (в караул) должностные лица оценивают морально-психологическое состояние личного состава, характер взаимоотношений в воинском коллективе, уровень конфликтности между отдельными военнослужащими и делают выводы о психологической готовности личного состава к заступлению на боевое дежурство (в караул). При необходимости обращаются за помощью к психологу.
г) Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле.
Психолог, при необходимости, (по решению командира воинской части) оценивает психологическое состояние личного состава и при обнаружении негативных психологических явлений принимает меры по их устранению.
Изучает условия несения боевого дежурства, караульной службы и вырабатывает предложения по их оптимизации.
д) Этап после смены с боевого дежурства (караула).
Психолог, при необходимости, оценивает функциональное состояние личного состава и проводит мероприятия по его коррекции в комнате психологической разгрузки. Должностные лица обеспечивают полноценный отдых и питание личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов в целях восстановления психических и физических сил военнослужащих, сменившихся с боевого дежурства (караула).
25. Психологическая подготовка личного состава организуется и проводится с целью достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности.
а) При этом решаются задачи:
выработки устойчивых навыков владения оружием, боевой техникой, обучения личного состава умелым, решительным и инициативным действиям в боевой обстановке;
формирования у воинов представлений о предстоящих боевых действиях, возможных действиях противника и изменениях обстановки;
формирования психологической способности преодолевать страх и противостоять панике.
Психологическую подготовку организуют и проводят командиры (начальники) в едином комплексе мероприятий по выполнению плана боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности части с учетом рекомендаций психолога. При этом:
б) Командир воинской части:
принимает решение и утверждает план мероприятий психологической работы по обеспечению боевой подготовки;
ставит задачи своим заместителям, начальникам служб и родов войск, командирам подразделений по организации психологической подготовки личного состава;
контролирует и анализирует ход боевой учебы подразделений полка, сформированность профессиональной и психологической готовности личного состава, физической выносливости и психологической устойчивости;
проводит подведение итогов занятий по боевой подготовке за месяц с учетом уровня профессиональной и психологической подготовленности военнослужащих к выполнению боевых задач;
ставит задачи по совершенствованию психологической подготовки.
в) Заместитель командира воинской части:
формулирует методический замысел каждого занятия по боевой подготовке;
определяет, совместно с психологом воинской части, степень психологической нагрузки на личный состав;
организует методическую подготовку командиров подразделений, начальников служб и родов войск по вопросам психологической подготовки;
осуществляет анализ и оценку методического обеспечения занятий по боевой подготовке;
осуществляет контроль за уровнем профессионального мастерства, физической выносливости и психологической устойчивости военнослужащих.
г) Начальник штаба:
организует взаимодействие офицеров штаба, заместителя командира, психолога, других должностных лиц воинской части при планировании основных мероприятий психологической работы по обеспечению боевой подготовки;
планирует проведение мероприятий (с учетом рекомендаций психолога) по обучению командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе управлению психическими состояниями военнослужащих в боевой обстановке.
В ходе занятий штаб воинской части совместно с заместителем командира, офицерами органов воспитательной работы, осуществляет контроль, анализ и коррекцию организации и методики проведения занятий по боевой подготовке.
д) Психолог воинской части:
участвует в формулировании методического замысла занятий по боевой подготовке в интересах формирования у воинов профессионального мастерства, психологической устойчивости и готовности;
вырабатывает рекомендации и осуществляет контроль по использованию приемов, способов и средств психологической подготовки в ходе занятий по боевой подготовке;
прогнозирует уровень психической напряженности у военнослужащих в ходе выполнения заданий, а также объем необходимой им психологической помощи;
разрабатывает мероприятия по обучению командиров подразделений, заместителей по воспитательной работе по управлению психическими состояниями военнослужащих при воздействии на них психотравмирующих факторов боя;
проводит занятия по обучению военнослужащих воинской части методам психической саморегуляции;
обучает должностных лиц полка выявлению признаков боевых психических травм, методам психологической помощи военнослужащим;
оценивает степень психологической устойчивости личного состава к воздействию психотравмирующих факторов;
прогнозирует уровни профессиональной и психологической подготовленности военнослужащих после завершения учебных занятий;
формирует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности специалистов и использует его в дальнейшем в системе психологической подготовки личного состава;
вырабатывает рекомендации командирам по повышению эффективности боевой учебы.
е) Командиры подразделений, начальники служб и родов войск:
планируют набор приемов, способов и средств моделирования факторов боевой обстановки для воздействия на каждого военнослужащего;
прогнозируют динамику развития психических состояний личного состава, уровни психической напряженности, предусматривают меры пре-дупреждения возможных негативных психических реакций у военнослужащих;
обеспечивают сочетание и постепенное возрастание физической нагрузки и необходимого уровня психического напряжения военнослужащих в процессе учебно-боевой деятельности и в ходе занятий;
контролируют и регулируют психические состояния военнослужащих, обучают их простейшим приемам психической саморегуляции в ходе занятий;
анализируют и оценивают уровни профессиональной подготовленности, физической выносливости и психической устойчивости личного состава;
подводят итоги боевой подготовки за неделю (по окончании занятий).
ж) Начальник физической подготовки и спорта:
формулирует методический замысел занятий по формированию высокой физической выносливости и психологической устойчивости военнослужащих к физическим нагрузкам;
планирует применение приемов, способов и средств регулирования психических состояний военнослужащих в ходе занятий;
анализирует и оценивает уровень психической напряженности воинов при преодолении смоделированных трудностей по профессиональной деятельности, а также их способность преодолевать физические и психические нагрузки.
Цели и задачи психологической подготовки военнослужащих достигаются путем максимального приближения содержания учебно-боевой деятельности к условиям боевой обстановки.
26. Профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих.
Мероприятия профессионального психологического отбора психолог полка (корабля 1 ранга) проводит в составе нештатной группы профотбора. Её состав, обязанности включенных лиц, сроки и порядок работы определяются приказом командира.
Порядок организации и содержание мероприятий профессионального психологического отбора должны соответствовать требованиям Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации*.
27. Психологическое просвещение позволяет приобщить офицерский состав, других военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооруженных Сил к психологическим знаниям.
Психологическое просвещение достигается:
проведением занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки по психолого-педагогическим вопросам;