Документ в структуре театрализованного представления и праздника




Документально- публицистическое представление

Документ сегодня стал важнейшим трендом искусства и, конечно же, он не обошел стороной праздничную культуру, которая, обретая формы театрализованного представления, нуждается в нем необычайно остро.

Постановка мероприятия, в первую очередь – требует написания литературного (постановочного) сценария на основе документа, во вторую- требует соблюдения художественного баланса, в котором на эстетических началах бытовали бы гармонично документальное и художественно-условное.

Современные публицистические представления играют значительную роль в идеологическом, нравственном, эстетическом воспитании населения, проводимом различными учреждениями, - через образно-художественную, эмоциональную форму воздействуя на чувства и сознание людей.

Поэтому следует согласиться с высказыванием выше перечисленных авторов, которые выражают, по сути, одну мысль, но разными словами, что, в основе праздника всегда лежит событие, личность или проблема, которую мы можем подтвердить или опровергнуть с помощью документа.

Предметом особого внимания является синтез документального и художественного, который должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу: замысел = художественный + документальный материал. То есть всякий собранный нами материал, должен работать на нашу мысль, идею.

Этот вывод подтверждает, что палитра сценариста и режиссера массового праздничного действа чрезвычайна, многообразна и дает по существу неограниченные творческие возможности.

Но следует понимать, что театрализация того или иного материала – это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально – художественное действие.

Документ в структуре театрализованного представления и праздника

Документ (лат. dokumentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями может быть бумага, фото - и кинопленка, магнитофонная запись и т.п., которые могут содержать тексты, изображения, звуки.

Документ в обычном понимании - это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким образом, документ - это свидетельство о факте, которое существует реально и может быть использовано. Фиксацией факта является средства запечатления внешнего зримого ряда происходящего - текст, зарисовка, фотография, кинокадр. Отсюда следует вывод, что документальное - это значит не содержащее вымысла.

Советский и российский историк, драматург, прозаик, сатирик, доктор исторических наук Даниил Натанович Аль утверждал: «Документ — это свидетельство о факте». То есть Факт — это то, что есть или имело место быть в жизни, а документ – это информация об этом событии. Конечно, документ короче и мельче самого факта.

Что касается фиксации факта — на сегодняшний день мы имеем массу возможностей, что безусловно отразиться на будущем документа. Да, следует понимать, что зачастую фиксация факта охватывает его лишь частично, далеко не всесторонне, и любая фиксация факта соответствует времени, она так же, зачастую уже содержит ту или иную точку зрения, но может интерпретироваться совершенно по-разному. Условно, документ в праздниках можно классифицировать по способам фиксации, как к примеру это сделал Даниил Натанович, разделив документ на письменные свидетельства и документ запечатлевшийся внешне, так сказать «зримый» ряд происходящего. Автор статьи, в свою очередь, раскрывает данную классификацию и некоторые способы её применения в структуре театрализованного представления и праздника.

Для начала обратимся к письменным документам, которые делятся в свою очередь на: официальные документы, так называемые личные документы и периодическую печать.

Официальный документ – это документ, созданный организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке.

Официальным документом являются указы, законы, приказы, поручения и всё то, что зафиксировано подписью и печатью, лицом, имеющим отношение к власти.

Весьма спорным и интересным является достоверность таких документов, которая даёт возможность рассуждать и высказывать свою точку зрения о правильности, важности, нужности того или иного факта. Особенно часто это используется в публицистических представлениях — на обсуждение с публикой выносится документ и в открытую обсуждается, но это ближе к документальному театру, такому как небезызвестный Театр.doc. Следует иметь в виду, что праздничная специфика существенно отличается от этого театра, так как сценарист не несёт факт в массы прямолинейно, а создаёт художественный образ факта. Документ в праздниках не является готовым сценарием.

Не стоит забывать и о таких документах, являющихся не менее официальными, как – паспорт, студенческий билет, зачётка, диплом и так далее. Именно эти документы используются в праздничной культуре достаточно широко на таких праздниках — как Татьянин День, Праздник вручения паспорта, День окончания вуза… Эти документы зачастую предстают перед зрителями в качестве символа этих мероприятий.

Говоря о личном документе, мы понимаем, что это документ содержащий информацию о его авторе и об описываемых им событиях. Исследуя данные документы, конечно, не следует исключать индивидуальность их создателей: возраст, пол, профессия, положение в обществе, мировоззрение, самочувствие, характер, состояние на данный момент написания, ситуация в которой человек находится. Его жизненный опыт также стоит принимать во внимание. Все эти факторы влияют на содержание, достоверность и точность записей. Именно личные документы дают возможность рассмотреть то или иное событие с нескольких ракурсов.

В театрализованных представлениях и праздниках часто используютсятакие виды личных документов как: мемуары, дневники, письма. На них акцентируем внимание.

Многочисленные результаты экспериментальных исследований показывают, что жанр Мемуары схожи с жанром Дневника, но мемуары подразумевают обращение к достаточно отдаленному прошлому, и неизбежный механизм переоценки событий с высоты накопленного мемуаристом опыта.

Таким образом, документальным материалом сценариев могут служить:

-документально-исторические источники (указы, постановления, декларации, биографии конкретных людей);

-литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи);

-эпистолярные материалы (дневники, письма, фото - кинодокументы);

-подлинные вещи (личные документы, одежда, оружие, награды).

Использование историко-документального и местного материала в сценарии придает ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории.

Документальный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист создает новый образ. То есть сценарий театрализованных представлений на документально-публицистическом материале - это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных песнями, танцами и стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие.

Публицистика (от слова публичный, общественный) область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях неконкретного воздействия на общество, поэтому, содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время, как литератор свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста вид привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, которое может и не иметься, не нарушая основного принципа построения публицистической работы [13].

Публицистическими жанрами являются также фельетон, заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, лозунг, публицистическая статья.

Публицистика - искусство слова. Исходный материал, которым оперирует публицистика - факт. Ни одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Тем самым, факт представляет собой начало всех начал.

В документальной публицистике устанавливаются качественно новые связи автора с окружающей средой, обогащаются его взаимоотношения с героями. Автор и герой прежде всего принадлежат одному миру - миру реальной действительности. Публицист волен силой личного вмешательства подчеркнуть, объяснить, выделить наиболее значимые факты.

Место и значение образа в публицистике занимали многих ученых. Белинский В. Г. писал: "Кажется, что бы делать искусству (в смысле художества) там, где писатель связан источниками, фактами и должен только о том стараться, чтобы воспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело, что верное воспроизведение фактов невозможно при помощи одной эрудиции, а нужна еще фантазия. Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более, как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание". Существенна роль образа, а следовательно, и обращение публициста к предмету искусства, прежде всего при написании очерка и фельетона.

Образ в публицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью, которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.

Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт-образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами и в то же время несет в себе признаки факта как категории гносеологической. Это означает, что факт имеет определенную протяженность во времени и пространстве, что он не точка, а отрезок действительности. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах [5].

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов; олицетворения: Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку; Новости спешат, набегая друг на друга. Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

Публицистика (лат. publicus - общественный) - сочетание литературы и журналистики (статьи, очерки, фельетоны, репортажи), где главной и отличительной чертой является аналитическая мысль автора, откликающегося на самые живые потребности общества. В связи с этим, сценарист, как и автор-публицист, посвящает свой труд актуальным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. Публицистичность требует от автора умения ярко и эмоционально подать свою мысль. Для того, чтобы убедить аудиторию, сделать ее сторонником своей точки зрения, необходимо уметь воздействовать на разум и чувства людей.

Публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведомое обострение идеи, стремление как можно более действенно выразить ее, "заразить" ею аудиторию.

Драматургия театрализованных представлений на документально-публицистическом материале основана на конкретных фактах. Но это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего и будущего. Художественный материал здесь несет вспомогательную функцию, несмотря на то, что преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организации сценарного материала. Именно сочетание двух линий - документально-публицистической и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других - художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.

Документальный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист создает новый образ. Т.е. сценарий театрализованных представлений на документально-публицистическом материале - это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных песнями, танцами и стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие [19].

Использованные в создании сценария театрализованных представлений на документально-публицистическом материале реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, видеоматериалы несомненно вызывают живой интерес аудитории, но реальные герои, непосредственные участники тех событий, которым посвящено представление во много раз усиливают эмоциональное воздействие эпизода. Таким образом, перечень документального материала по праву дополнят герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места. Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованного представления. Помимо природных и архитектурных особенностей площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играет вызываемые данным местом исторические ассоциации.

Для того, чтобы определенные документальные, публицистические материалы, исторические места, конкретные люди стали основой сценарно-режиссерского замысла необходимо достаточно глубоко изучить и проанализировать жизнь и деятельность конкретной человеческой общности, профессии, реального героя, коллектива, города, области и т.п.

Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления. Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу. Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.

Важным аспектом при выборе материала является соблюдение принципа новизны. Новизна сценарного материала определяется не только количеством и качеством новой информации, но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии. В ходе дальнейшей работы сценаристу необходимо найти такое художественное решение, при котором новизна материала надолго бы осталась в памяти зрителей.

Таким образом, при отборе сценарного материала необходимо руководствоваться следующими принципами:

-социально-мировоззренческой направленности накопленного материала;

-соответствие материала социально-структурной специфике аудитории;

-общественно-политической актуальности материала;

-соответствие материала идейно-художественному замыслу сценария;

-соответствие выразительных средств цели воздействия сценария;

-художественно-эстетической ценности материала;

-достоверности документального материала;

-новизны материала;

-расширения эмоционально-выразительных средств

-соответствие материала творческим возможностям коллективов и возможностям площадки

-соответствие художественному решению документального материала

-соответствие времени проведения представления

-соответствие требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям.

После тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новая задача - найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист, в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий. В связи с этим, необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ. Поэтому в процессе работы над сценарием театрализованных представлений на документально-публицистическом материале необходимо выходить за рамки реалистического изображения, основываясь на методе ассоциативности.

Создать сценарий - это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция. Она помогает так выстроить сценарий, его информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, а увлекало. Композиция в театрализованных представлениях на документально-публицистическом материале зачастую выполняет главную функцию, так как в сценарии может отсутствовать сюжет. Здесь предполагается не движение событий и развитие характеров, а развитие мысли, движение к определенному обобщающему выводу.

Следует заметить и другие специфические особенности сценария представления:

- актуальность, значимость;

-документальная основа;

- синтетический характер (разные виды жанра);

-подлинность места исторического события;

-монтаж как метод соединения материала;

-метод театрализации как способ художественного осмысления событий прошлого и настоящего средствами театральной образности;

- особенный характер композиции, конфликта, сюжета и построения действия;

-активизация зрителя;

-зрелищность;

- масштабность.

Таким образом, четкий перечень документов, событий, героев, явлений, подчиненных режиссерскому замыслу и организованных композиционно, образуют основу сценария.

Драматургия театрализованных представлений на документально-публицистическом материале основана на конкретной проблеме. Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к актуальным проблемам, волнующим современное общество, а также к сценарному материалу, любопытство к возможностям соединения и организации, самостоятельность, художественность мышления режиссера способствует созданию художественного замысла будущего публицистического представления.

Документальная основа нужна для того, чтобы раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

Анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме использования документального материала, указывает на то, что в специфике нашей работы над литературным сценарием в праздничной культуре «следует не только хорошо знать используемый документальный материал, но глубоко и четко представить себе тот отрезок истории, к которому этот материал относится. Использование документа без учета всей совокупности исторических фактов, к которой он относится, может сильно исказить историческую картину. Для верного использования такого материала нужно иметь не только четкую идейную позицию, хорошо знать, то что хочешь сказать с помощью привлекаемых документов, но и ясно представить себе «адрес» своего произведения, аудиторию, в которой оно прозвучит» [1, с 95].

А самое главное необходимо помнить, что образное ҏешение превращает документальный и публицистический материал в произведение искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: