Декан филологического факультета
_________ проф. Т.А. Демешкина
«__»___________2006 г.
История русской литературы первой трети XIX века
Рабочая программа
Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ
Статус дисциплины:
Федеральный компонент направления
Томск
ОДОБРЕНО кафедрой русской и зарубежной литературы
Протокол № от «01/06 от 1 февраля 2006 г.
Зав. кафедрой, профессор _______________А.С. Янушкевич
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета
Председатель комиссии, доцент И.В. Тубалова
«__»_____________ 2006 г.
Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.
Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции - 54 ч, семинарские занятия - 10 ч, самостоятельная работа студентов - 36 ч.
Экзамен в первом семестре.
составитель:
Янушкевич Александр Сергеевич – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
рецензент: профессор, д.ф.н. Канунова Ф.З.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью курса «История русской литературы первой трети XIX века» является выработка историко-литературных, эстетических, теоретических знаний и понятий, связанных с пушкинской эпохой и «золотого века» русской поэзии.
Задачи курса «История русской литературы первой трети XIX века» – осмысление таких понятий, как русский романтизм и его эстетика, «поэзия действительности», элегия, баллада, дружеское послание, роман в стихах и поэма в прозе, путь от поэзии к прозе, художественные открытия Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Место курса: входит в блок дисциплин «История русской литературы».
Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.
Студент должен знать:
1) литературу данного периода в ее соотношении с национальной и мировой историей, в контексте общественно-философских и нравственно-религиозных поисков эпохи:
2) закономерности литературного процесса в соотношении с развитием мировой литературы и культуры данного периода;
3) своеобразие творческой индивидуальности виднейших писателей данного периода.
Студент должен уметь:
1) анализировать художественный текст с точки зрения его творческой истории, жанровой специфики, места в литературном процессе и творчества данного писателя;
2) пользоваться научной, справочной, методической литературой по изучаемому курсу;
3) самостоятельно соотносить творчество писателя с его биографией.
П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Общественно-литературное движение 1800-1830-х годов. Характерные определения эпохи. 1800-е, 1810-е, 1820-е, 1830-е годы как сущностные этапы общественно-философского и литературного развития в России. Развитие русского искусства: его формы и эстетическое содержание в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, театре. Отечественная война 1812 года и декабристское движение в контексте историко-литературного процесса, эпохи «гражданской экзальтации». Россия и Запад: уроки великой французской революции, антинаполеоновского движения, интерес к немецкой философии, активизация переводческой деятельности. Формирование идей историзма, народности, философии личности и их отражение в деятельности и трудах Н.М. Карамзина, любомудров, декабристов, П.Я. Чаадаева. Бурное развитие русской журналистики и споры о языке. Жизнь литературных салонов и обществ 1800-1830-х гг. («Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»).
1. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.
2. Поэзия В.А. Жуковского. Особенности его переводческой деятельности.
3. Поэзия К.Н. Батюшкова. Своеобразие его романтизма в соотношении с поэзией Жуковского.
4. Поэты-декабристы. «Думы» К.Ф. Рылеева в контексте русского романтизма.
5. Поэты пушкинского круга (Д.В. Давыдов, Н.М. Языков, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Д.В. Веневитинов). Типологические особенности и своеобразие творческой индивидуальности.
6. Поэзия Е.А. Баратынского и ее место в истории русской поэзии.
7. Басенное творчество И.А. Крылова.
8. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как «высокая комедия».
9. Творчество А.С. Пушкина. Личность и творческий путь.
10. Творчество М.Ю. Лермонтова. Личность и творческий путь.
11. Своеобразие русской прозы 1820-1830-х годов (А. Бестужев-Марлинский, В.Ф. Одоевский).
12. Русский исторический роман (М.Н. Загоскин, И. И. Лажечников).
13. Особенности русской поэзии 1820-1830-х годов (А.И. Полежаев, А.В. Кольцов).
14. Творчество Н.В. Гоголя. Этапы и проблемы его творческой эволюции.
Темы семинарских (практических) занятий
Задача семинарских занятий – выработка навыков литературоведческого анализа, усвоение основных представлений об эпохе, ее общественно-исторических, этико-философских поисках.
1. В.А. Жуковский – «Коломб русского романтизма в поэзии».
2. Своеобразие декабристского романтизма и творческий путь К.Ф. Рылеева.
3. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в русском историко-литературном процессе.
4. Лирика А.С. Пушкина периода скитаний: ее эстетическое содержание.
5. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»: жанровое содержание и природа фантастического.
Для проверки усвоения материала планируется проведение на каждом занятии пятиминутных письменных работ и написание домашней зачетной работы по анализу лирического произведения.