СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Вопросы для подготовки:
1. Роль когнитивных и эмоциональных процессов в социальном познании.
2. Понятие о социальной информации и социальных представлениях.
3. Основные способы хранения социальной информации.
4. Понятие о стереотипе. Виды стереотипов.
5. Источники и механизмы формирования социально-психологических стереотипов.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Обсуждение на занятии строится по материалам выполненных практических заданий.
Практические задания:
1. На основе статьи «Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений» [5] реконструируйте стереотипы о красивых женщинах и когнитивную схему представлений о красивой женщине:
a) опишите стереотипы о красивой женщине, общие для представителей всех обследованных социально-демографических категорий (о стереотипах см. ниже);
b) опишите и сравните между собой стереотипы о красивой женщине, характерные для представителей разных социально-демографических категорий в форме таблицы:
Социально-демографическая категория | Стереотипы |
Имеющие незаконченное высшее образование. | |
Имеющие законченное высшее образования. | |
Учащиеся вуза. | |
Работающие специалисты. | |
Не состоящие и не состоявшие в браке. | |
Состоящие или состоявшие в браке. | |
Молодые девушки 17-25 лет. | |
Женщины зрелого возраста 33-55 лет. |
c) опишите когнитивную схему представлений о красивой женщине, общую для всех представителей обследованных социально-демографических категорий (о схеме см. ниже).
2. Из перечня описанных стереотипов выберите 5 стереотипных высказываний и опросите несколько человек, не изучающих социальную психологию, на предмет того, согласны ли они с данным мнением о красивых женщинах, результаты опроса оформите в таблицу:
Стереотип | Число респондентов, согласившихся с мнением | Число респондентов, не согласившихся с мнением |
«Все красивые женщины…» | ||
… | ||
… | ||
… | ||
… |
Полученные данные проанализируйте, ответив на вопросы: сколько человек придерживаются данных стереотипов? чем аргументировали свое согласие или несогласие с предложенным мнением респонденты? насколько популярны стереотипы о красивых женщинах среди респондентов?
- Посмотрите обзор фотографий, опубликованных в рамках виртуального флэш-моба по ссылке: https://kyky.org/mag/life/kakoie-foto-vybierut-smi-iesli-vas-pristrieliat Подумайте, какой вклад вносит объект восприятия («воспринимаемый») в то, насколько стереотипно он будет воспринят окружающими. Ответьте на вопросы: может ли «воспринимаемый» управлять восприятием себя другими людьми? могут ли третьи лица влиять на то, насколько один человек будет стереотипно воспринят вторым? Опишите 1-2 примера, когда человек, воспринимающийся довольно стереотипно, на самом деле не соответствовал стереотипу.
Дополнительная информация:
Стереотип – устойчивое представление о качествах индивида, связанных с его отнесением (принадлежностью) к какой-либо категории. В данном случае представление о качествах человека, относимого (принадлежащего) к категории «Красивая женщина». В обыденном сознании стереотип представлен в форме категоричного обобщенного мнения, утверждения, оценки: «Все красивые женщины…», «Каждая красивая женщина…», «Любая красивая женщина…» или в форме менее категоричного мнения: «Большинство красивых женщин…», «Многие красивые женщины…», «Красивые женщины часто…». Именно в таких формулировках и следует описать стереотипы на основе данных исследования. Подсказка: содержание стереотипа составляют качества, которые приписываются социальному объекту большинством людей.
Схема – система иерархически взаимосвязанных представлений индивида о каком-либо социальном объекте. Структура схемы может включать компоненты, расположенные в подчинении друг к другу: «ярлыки» – название социального объекта или категории, к которой он относится; общие черты и свойства социального объекта, отличающие его от другого социального объекта, относящегося к другой категории; конкретные элементы, из которых образуются общие черты и свойства или конкретные варианты поведения, соответствующие общим чертам и свойствам.
Пример схемы представлений о «типичном студенте»:
«Ярлык» | СТУДЕНТ | |||||
Общие черты и свойства | Молодой | Ленивый | Жизнелюбивый | |||
Конкретные элементы | Внешне привлекательный | Модно одевается | Прогуливает занятия | Готовится к экзамену в последний момент | Ходит на вечеринки | Путешествует |
Формы отчетности:
1. Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов.
2. Письменно выполненные задания: №1–2, оформленные на отдельных листах формата А4.
Литература для подготовки и выполнения заданий:
- Маслач, К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с. (глава 4, с. 72–76).
2. Семена, Л. Как навязываются стереотипы: кушать подано, только отделите зерна от плевел / Л. Семенова // Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 263 с.
- Нельсон, Т. Психология предубеждений / Т. Нельсон. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с. (48–76, 91–101).
4. Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с. (с. 123–137, 214–220).
5. Погонцева, Д.В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений / Д.В. Погонцева // Социальная психология и общество. – 2011. – №1. – С. 73–82.