Традиционная женская подростковая рубаха.




Реферат

 

Старинная русская

Женская подростковая

Рубашка

 

 

 

Выполнила:

ученица 5 класса

Коломиец Дарина

Преподаватель: Войтенок Г.А.

 

Грайворон 2017 год

Содержание:

 

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

 

 

Традиционная женская подростковая рубаха……..………………………..……4

 

 

Заключение…………………………………………………………………………..9

 

Введение.

 

Народный костюм Грайворонщины формировался под воздействием различных национальных и этнических традиций, природных и социально бытовых факторов. Его история тесно переплетается с историей заселения этих земель. Во время сооружения Белгородской засечной черты в наши края съезжались люди практически со всей России, украинские беженцы, принося с собой свою специфическую культуру, в том числе и в костюме. Одежду у нас называли «одёжей», «нарядом», «срядой», что близко по звучанию со словом «обряд».

Однако одежда была ведь не только повседневной. Существовали разные виды костюмов для всех случаев жизни: один костюм крестьянин надевал на праздник, другой – только на свадьбу, третий предназначался только для сбора урожая и т.д. кроме того одежда делилась на детскую, подростковую, девичью, женскую, мужскую, различалась по сезонам. Почти в каждом селении существовали свои особенности в отделке, в деталях костюма, и Грайворонский край в этом плане отличался особым разнообразием.

Лучше всего сохранилась до нашего времени праздничная одежда, особенно женская – вершина женского рукоделия, в которой соединилось ткачество, вышивка и кружевоплетение. В нашем, Грайворонском районе встречается практически все виды женских рубашек. В своей работе я в общих чертах хочу рассказать и показать как выглядела старинная женская рубашка Грайворонского района.

 

 

Традиционная женская подростковая рубаха.

 

В Грайворонском районе сохранилось не мало экспонатов женской одежды, как праздничной, так и бытовой. Это образцы конца 18, начало 19 века. Многое я встречала в школьных музеях района, так же в комнатах быта сельских Домов Культуры. И каково было моё удивление увидеть в сундуке у своей бабушки, Коломиец Екатерины Ивановны, старинную русскую подростковую рубаху. По словам бабушки, ей более ста лет. Её делала мама моей бабушки, а носила и моя бабушка, и её мама. А родилась моя бабушка 10 июля 1949 года, в селе Безымено, нашего, Грайворонского района. Найдя такую интересную находку меня, интересовало всё: как ткали, как шили, когда носили. И бабушка с интересом начала мне рассказывать.

 

 

Каждая женщина имела как праздничный, так и будничный комплект. Составными частями женской одежды были: рубаха, сарафан, пояс, головной убор «бархатник» и юбка – «понёва». По словам старожилов «понёва» была только у богатых и до наших дней практически не сохранилась. А сарафаны были почти у каждой. Сверху понёвы одевался фартук в складку красного или белого цвета. На низ фартука нашивали кружева. Белые фартуки считались праздничными так как вышивались красивыми цветами, а красные повседневными. Оба фартука украшались лентами.

 

 

Основу женской одежды составляла рубаха, которая шилась из домотканого холста белого цвета и была длинной по щиколотку. Но мая рубашка, подростковая, короткая, по пояс и носилась с чёрным сарафаном в складку, украшенным лентами на подоле.

 

Я спросила: «Бабушка, а как делали такие складки» - «Утюги были не у всех и мы, сложив стопку складок, придавливали горячим, только из печи, хлебом. Хлеб лежал, пока не остынет».

 

 

 

 

Бабушка почти не помнит как обрабатывали и ткали холсты, и мне стало очень интересно, и я посетила наш музей Гора – Подольской СОШ, увидела орудия обработки и всё выяснила. В старину ткали на ручных ткацких станках обычно женщины, саму ткань изготовляли, в основном, льняную и конопляную.

 

Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили и оставляли на пару недель в поле, чтобы волокна размягчились. Потом лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, затем лен трепали.


После этого лен чесали щетью, при этом короткие волокна, так называемая верховина или очес, отделялись от основной кудели. Эти волокна не выбрасывались, они годились для изготовления грубых тканей или веревок.

 

В некоторых местностях для чесания льна применяли деревянные чесала наподобие гребней, с помощью которых, держа пучок льна в руке или на столе, прочесывали волокна.


Для чесания шерсти применяли также специальные щетки, изготовленные из деревянной основы с заколоченными в несколько рядов железными зубчиками.
После вычесывания льняная кудель была готова к производству пряжи.
Для производства пряжи использовались деревянные прялки.

 

 

 

 

 

 

Для производства ткани использовали деревянные ручные ткацкие станки, выполненные вручную кустарным способом.

 

 

Для отбелки холста использовали высокие деревянные кадушки или бочки «жлукты», на дно которых ложили холсты, тканое полотно. Или уже готовые рубахи. Сверху жлукты, чтобы не проходила зола, накрывали тряпкой и после насыпали золу. После чего всё заливали кипятком, чтобы пар не выходил, жлукты накрывали крышкой или плотной тканью. После трёх часов выдержки, бельё споласкивали и вымывали, колотя об доски на речке.

 

 

 

Отбеленная рубаха шилась из одного куска холста со вшитыми рукавами. У моёй рубахи, длина рукава, по локоть, а по краю вязанные рюши. Ворот рубахи был собран. Нижнюю часть рубахи, если она со временем изнашивалась, заменяли. На груди рубаха имеет длинный прямой разрез украшенный вышивкой, и застёгивается, на пуговицы. Оплечья рукава украшались вышивкой красного и чёрного цвета, растительного характера.

 

 

В старину каждая женщина имела как праздничные, так и будничные рубахи. По словам моей бабушки, у богатых рубашки обильно расшиты, а у бедных практически без вышивки. Моя бабушка была из не богатой, многодетной семьи, и у неё самой было пятеро детей и рубашки были скромные. Но та, что я нашла, праздничная, с более богатой вышивкой. Бабушка говорит: «Помню, оденется моя мама нарядно и пойдёт на вулицу, песни петь под гармошку. Вот и я была молодая, работала день дояркой, а вечером тоже в клуб на хор». Повседневные же рубахи чаще вообще не украшались.

Покопавшись в литературе и интернете, я выяснила, что в большинстве белгородских деревень были в ходу геометрический и растительный орнаменты, которые вышивались счетной гладью или крестом. В цветовой гамме вышивок преобладал красный цвет, а также сочетание красного и черного. В XIX веке в пограничных районах русские крестьянки охотно перенимали украинский обычай украшать одежду реалистичными изображениями цветов роз, васильков, ромашек, сплетенных в гирлянды, и даже вазонов с букетами. Женская одежда украшалась богаче девичьей. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут.


На Белгородчине было сильно влияние украинской культуры. После административного разделения, проведенного Екатериной II, на территории губернии оказалось много украинских сел. Русские и украинцы начали перенимать друг у друга некоторые традиции в костюмах, вышивке и украшениях.

 

На мой вопрос, а что означают эти вышитые цветы, бабушка ответила, что с рубахами связано немало традиций и ритуалов, и это особая тема. Это было чрезвычайно важное и ответственное дело, поскольку узоры, размещенные на самых важных участках, вороте, подоле и манжетах рубахи вороте, подоле, у запястий, то есть там, где есть отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия — «нечистая сила», несли не только эстетическую, но и сакрально-защитную функцию. Кроме того, белгородские женщины украшали специальными символами плечи и предплечья, чтобы из рук никогда не уходила сила, так необходимая для работы на земле. В каждом селе были свои фасоны рубах и свои узоры и мастерицы по вышивки.

Заключение.

 

Изучая русскую рубаху, я выяснила, что до изобретения механических ткацких станков производство ткани было кустарным. Ткали на ручных ткацких станках и процесс приготовления нитей, из растительного волокна был очень трудоемок.

 

Вся одежда имеет выраженные украинские элементы, главное, это вышивка растительного характера на рукавах женской рубахи. Так как приграничная зона с Украиной оставила своё отражение в традиционной одежде района.

 

Я считаю, что в наше время существует большая необходимость сохранения исконной народной культуры, поэтому я с удовольствием хожу в детский фольклорный ансамбль «Сударушки», и в нём мне как раз пригодилась найденная мною у бабушки старинная рубаха. Я постараюсь сохранить свою находку для своих детей и в память о своей прабабушке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: