Тема: «Учебник - ведущее средство обучения русскому языку».
Рекомендации к выполнению заданий:
Задания выполняются в процессе знакомства с предложенным материалом и высылаются без корректировки предложенной логики изложения.
План:
Понятие средств обучения.
Задание: дать определения понятиям.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
Учебник – это издание, где систематически излагаются знания в определенной области с учетом возраста и уровня подготовки аудитории, и которое используется в образовательных целях.
В учебнике дается трактовка явлений; уточняется содержание понятий; представлены различные упражнения.
2.Основные функции учебника:
· информационная;
· трансформационная (формирование общеучебных и специальных умений);
· систематизирующая;
· воспитательная (решение воспитательных задач)
Задание: раскрыть воспитательную функцию учебника (2-3 тезиса) Воспитывающая функция учебника состоит в его влиянии на мировоззрение учащихся, развитие их способностей, личностных качеств, формирование эмоциональной сферы и т.д. В частности, учебник способствует развитию мышления, творчества, влияет на формирование организованности, дисциплинированности и т.п. Учебник, реализуя в первую очередь содержание образования, призван максимально способствовать успешному обучению, воспитанию и развитию учащихся.
3.Структура учебника.
Типы текстов учебника: основной; дополнительный; пояснительный.
К внетекстовым компонентам учебника относятся:
· аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, таблицы, упражнения;
· иллюстративные материалы: схемы, планы, инструкции-методики, графики, иллюстрации;
· аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, сигналы-символы, библиография, указатель.
4. Способы подачи нового материала:
· индуктивный способ презентации языкового материала, в основе которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу. Индукция используется в ходе беседы учителя и учеников на лингвистическую тему, в процессе наблюдения над языковым материалом. Индукция уместна при работе над несложным материалом, доступным для самостоятельного анализа и обобщений. Индуктивный способ подачи материала преобладает в учебниках по русскому языку для 5 класса.
· дедуктивный способ подачи нового материала довольно последовательно используется в учебниках для 6 и 7 классов. Дедукция – способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила. Языковые явления, изучаемые в 6 – 7 классах, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться самостоятельно в их сути довольно сложно, поэтому авторы учебников используют дедуктивное изложение новых знаний.
Обычно авторы учебников 6 и 7 классов используют дедуктивное изложение новых знаний.
· Индуктивно-дедуктивный сочетает указанные выше формы умозаключений, с его помощью осуществляется введение новых знаний в 8-9 классах.
Примечание: способы подачи нового материала лишь преобладают (см. выше) в тех или иных классах, это означает, что другие способы присутствуют в той или иной степени.
5.Современные учебники по русскому языку (см. федеральный перечень) способствуют дифференциации и индивидуализации обучения.
Способы дифференциации:
Внутренняя дифференциация предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
1.При одинаковом задании для слабоуспевающих возможно привлечение вспомогательного материала.
2 Направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом