Отличительные особенности экслибриса




Вензель

Вензель (польск. wezel – узел), сплетение начальных букв собственных имен (имени, отчества, фамилии) в виде вязи, узора.

Своей историей вензеля (монограммы) восходят к первым векам нашей эры. Они помещались на монетах (табл. 4.1), печатях, использовались для торговых, фабричных и издательских марок, применялись для знаков отличия, в военной и придворной форме.

Рисунок монограммы – фамильного вензеля мастер выбирает на свой вкус, находя наиболее удачное переплетение первой буквы имени владельца памятной вещи с первой буквой его фамилии.

Основным требованием к исполнению вензеля являлось соблюдение изящности нанесения штрихов (их игра) при рисовании инициалов и легкости их чтения не зависимо от сложности получившегося рисунка. Если не сведущий человек, взявший в руки вещь с вашей работой, не в состоянии будет расшифровать рисунок, значит монограмма мастеру не удалась. Художники, специализирующиеся на монограммах располагают множеством вариантов сочетания тех или иных букв. Это позволяло им находить наиболее удачные решения сплетения букв в рисунке.

Большую популярность вензеля получили в эпоху просвещения, они использовались для обозначения личных вещей, служили украшением фамильных гербов, использовались в лепнине на фасаде домов или в ковке на воротах и заборах, в гравировке на кулонах, перстнях, столовых приборах, посуде, либо были вытканы или вышиты на текстиле, на коврах, скатертях, салфетках, одежде и т.д.

Экслибрис

Экслибрис (лат. exlibris – изкниг), книжный знак (художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем владельца или с символическим рисунком), наклеиваемый на внутренней стороне переплета обложки; предмет коллекционирования.

Экслибрис неразрывно связан с книгой, является фактически одним из ее элементов, прошел вместе с книгой многовековой путь. Позволяет проследить судьбу книги, ее путь от одного владельца к другому.

Из истории экслибриса

Он зарождался еще в пятнадцатом веке, до изобретения книгопечатания. "Прототипы" экслибрисов можно обнаружить на древних рукописных русских книгах: например, в конце XV века игумен Соловецкого монастыря Досифей собственноручно рисовал подобия книжных знаков на фолиантах монастырской библиотеки. А во времена Киевской Руси, когда книги были настоящей драгоценностью и принадлежали лишь знатнейшим и богатейшим, писец обязательно вписывал в текст послесловия имя заказчика и будущего книговладельца. В плоть до XIX века собирание книг было уделом знатных сословий, поэтому на экслибрисах изображались родовые гербы. В России экслибрис стал модным поветрием во времена Петра Первого.

В XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые, просто просвещенные люди. В конце ХIХ-нач ХХ в. книги начинают собирать даже грамотные крестьяне и рабочие, но часто лишь в утилитарных целях. Все это способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.

1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других художников-графиков той эпохи.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е гг. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. В это время искусство экслибриса поднялось на новую ступень.

Сейчас, в первой трети XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям.

Отличительные особенности экслибриса

Вместе с тем экслибрис – это графическая миниатюра, во многих случаях – большое произведение малой графики.

В XVII–XVIII вв. на форзац книги часто наклеивался гравированный на меди герб с родовым девизом. Коль скоро этот герб украшал форзацы целой библиотеки, то и его принято считать экслибрисом. Слово ex libris, а часто и само имя владельца отсутствовали. Родовой герб, отпечатанный золотом или простым конгревным тиснением на кожаных переплетах книг библиотеки, принято называть суперэкслибрисом.

Экслибрис – это уникальный знак владельца, поэтому он чаще всего символичен. В качестве символов используются различные животные, знаки. Например, единорог – символ удачи. В любом случае экслибрис – это неким образом зашифрованный знак владельца.

Экслибрис владельца обязательно должен иметь латинские слова ex libris (изкниг), или libri (книга), или libri meus (книга моя), или ex bibliotheca (из библиотеки), или ex musicis (из нот) и т.д., далее должны следовать инициалы и фамилия владельца книги. Также экслибрис может иметь русский текст: из книг, или библиотека, или книга, а далее следуют имя и фамилия владельца. Иногда художник и слова ex libris сокращают до Е.L. Что касается размера, то по международной договоренности считается, что размер живописного поля экслибриса не должен превышать 15 см. по большей стороне.

Способ нанесения особым образом скомпонованного владельческого знака на книгу в принципе не меняет его цели и характера, будь то рисунок от руки, штемпельный оттиск, ярлык, отпечатанный в типографии или с помощью ручной печати, композиция из строк или букв наборного текста, конгревное тиснение на переплете книги или на одном из ее листов, просто рельефное, или, как в богатых супер-экслибрисах, с применением красок и золота.

Существует большое количество разных экслибрисов, они отличаются и формой исполнения и характером рисунков. Для XVII–XVIII вв. были характерны гербовые экслибрисы (табл. 4.2).

 

 

 

Кроме этого достаточно часто использовались вензелевые экслибрисы в эту эпоху и нач. XX в. (до революции 1917) (табл. 4.3).

Есть и примеры и более простых текстовых экслибрисов (рис. 4). Они не отличаются художественностью исполнения, и достаточно лаконичны. Здесь интерес представляет шрифт, использующийся для экслибриса.

 

Табл. 4.4 Примеры текстовых экслибрисов: а – экслибрис В.В. Маяковского (1893 – 1930).; б – экслибрис Н.П. Сырейщикова. Выполнен М.А. Врубелем (1904); в – экслибрис Д.А. Ольдерогге.

 

Современные экслибрисы настолько разнообразны, что нельзя говорить о какой-то тенденции в оформлении (табл. 4.5). Развитие технологий породило огромное количество форм исполнения и техник. Приверженцы классических традиций используют художественные средства малой графики, но наряду с такими экслибрисами существуют полно-цветные, красочные экслибрисы, которые по сути к жанру малой графики отнести нельзя.

 

 

 

 

Кроме экслибрисов владельцев книг, существуют еще экслибрисы изданий, серий книг. Иногда говорят об эмблеме и не употребляют понятия «экслибрис», однако характер подобных эмблем, техника исполнения и их расположение позволяют отнести эти книжные знаки к экслибрису. Так на авантитуле книги помещают название издательства, его марку, наименование серии, заглавие книги или иные сведения. Такие экслибрисы часто встречаются на словарях и энциклопедиях. Примером может служить Советская энциклопедия, (табл. 4.6).

 

 

 

Суперэкслибрис – тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: