В аммиачных установках масло из испарителей и конденсаторов периодически удаляется через маслосборник. Во фреоновых установках происходит непрерывная циркуляция масла совместно с хладагентом. Это облегчает автоматизацию холодильных установок. Однако, в процессе эксплуатации может нарушиться баланс масла в отдельных механизмах и аппаратах, картер компрессора может остаться без масла, а в некоторых участках испарителей создаются масляные пробки, аналогичные образованию ледяных пробок
В случае уноса масла из компрессора следует принять меры к возврату масла и восстановлению его нормальной циркуляции. Нужно увеличить подачу хладагента, полностью открыв ТРВ, либо обводной канал у ТРВ. В этом случае компрессор может перейти во «влажный» режим, что нормально. Если имеется несколько испарителей, возврат масла надо проводить из каждого испарителя отдельно.
10.6. Недостаток хладагента в системе. Зарядка и дозарядка хладагентом.
Обнаруживается при попытках обеспечить заполнение испарителей хладагентом. Увеличение открытия ТРВ результатов не дает, а хладагент проходит через дроссельное устройство с резким свистящим звуком.
При остановке компрессора, если не перекрывать трубопроводы, соединяющие трубопроводы с испарителем, давление в конденсаторе снизится ниже давления насыщенных паров при температуре охлаждающей воды, что свидетельствует о недостатке (отсутствии) в конденсаторе и ресивере жидкого хладагента. Температура в охлаждаемых объектах начнет повышаться.
Последствия недостатка ХА:
Автоматическое заполнение испарителей хладагентом.
Автоматическое заполнение испарителей должно обеспечить соответствие между поступающим жидким и отсасываемым из испарителей хладагентом. Переполнение испарителя может привести к попаданию жидкого хладагента в компрессор, что в лучшем случае вызовет снижение холодопроизводительности компрессора вследствие понижения коэффициента подачи, а в худшем – гидравлический удар (разрушение компрессора).
|
Недостаток жидкого хладагента в испарителе приведет к снижению холодопроизводительности установки, а в установках, работающих на хладагентах и маслах с неограниченной растворимостью, - к уносу масла из компрессора и выходу его из строя. Автоматическое заполнение испарителей осуществляется регуляторами уровня или перегрева. Регуляторы уровня подразделяются на регуляторы уровня низкого и высокого давления.
|
Рис. 55. Схемы регулирования заполнения испарителей хладагентом.
В пропорциональном регуляторе уровня низкого давления а) поплавок П, регулирующий величину открытия дроссельного отверстия, помещен после дроссельного устройства, т.е. со стороны низкого давления, на уровне жидкого хладагента в испарителе. Поплавковый регулирующий клапан низкого давления присоединяется к испарителю уравнительными линиями 3 и 7. При повышении уровня жидкости поплавок П поворачивает рычаг 6 вокруг оси 4 против часовой стрелки. Игла 2 перемещается влево, уменьшая тем самым поступление жидкого хладагента в испаритель. При снижении уровня жидкости опускание поплавка П приведет к увеличению поступления жидкого хладагента в испаритель.
|
В поплавковом регулирующем клапане высокого давления (б)) дроссельное устройство по ходу жидкости находится за поплавком П. Поплавковый регулирующий клапан высокого давления устанавливается на линии соединяющей конденсатор (ресивер) с испарителем без уравнительных линий. Благодаря сопротивлению капиллярной трубки 9 давление в поплавковой камере несколько меньше давления в конденсаторе (ресивере), Основной процесс дросселирования происходит в дроссельной трубке 10, вынесенной за пределы клапана, что предохраняет его от обмерзания.
Применение регуляторов уровня высокого давления не допускает наличия излишков хладагента в конденсаторе или ресивера, в связи с чем исключается возможность возникновения гидравлических ударов.
Регуляторы уровня высокого давления в отличие от регуляторов уровня низкого давления поддерживает постоянный уровень в испарителе косвенно путем непрерывного полного перепуска жидкости из конденсатора или ресивера в испаритель при условии нахождения в системе вполне определенного количества хладагента. Из-за громоздкости регуляторов уровня прямого действия и неустойчивой их работы при качке в крупных судовых установках применяются двухпозиционные регуляторы уровня непрямого действия (в), г)).
|
Рис. 56. Принципиальная схема поплавкового регулирующего клапана:
а - низкого давления; б - высокого давления.
1 - седло клапана; 2 - игла; 3 - паровая уравнительная линия; 4 - ось; 5 - корпус клапана; 6 - рычаг; 7 - жидкостная уравнительная линия; 8 - противовес; 9 - капиллярная трубка; 10 - дроссельная трубка; П - поплавок.
В малых холодильных установках (бытовые и торговые шкафы) для дросселирования и регулирования подачи хладагента применяются капиллярные трубки диаметром 2,5 – 6 мм. Их преимущество – простота, небольшая стоимость, отсутствие изнашиваемых частей. После остановки компрессора давление в конденсаторе уравнивается с давлением в испарителе, что разгружает электродвигатель при пуске.
Недостаток капиллярных трубок:
- увеличение расхода электроэнергии из-за перетекания несконденсировавшихся газов из конденсатора в испаритель;
- неэффективность работы при отклонении режима от оптимального;
- высокая чувствительность к загрязнению и влаге в системе;
- необходимость строгой дозировки хладагента при зарядке без применения запаса хладагента в системе, что требует тщательной герметичности системы;
- повышается температура перегрева паров, засасываемых компрессором;
- повышается температура паров в конце сжатия;
- понижается температура кипения хладагента;
- во фреоновых установках усиливается процесс уноса масла в систему и повышается выброс масла из компрессора;
- в автоматических холодильных установках, пуск и остановка которых производится от прессостата, при незначительной нехватке хладагента увеличивается число циклов, а при существенном недостатке – компрессор останавливается.
В системе грязь.
Присутствие грязи в системе приводит к засорению фильтров, дроссельных устройств, загрязнению масла, увеличенному износу компрессора. Загрязнения имеют место во время монтажа и ремонта установки. В процессе эксплуатации засоряется продуктами коррозии, частицами литейного песка, грязи в масле. В установке предусмотрена система фильтров и грязевиков, улавливающих грязь, которые необходимо периодически чистить, особенно после ремонта.
Признак засорения линейного фильтра - дросселирование жидкого ХА, в результате температура после фильтра понижается. Засорение фильтра перед дроссельным устройством приводит к прекращению поступления жидкого хладагента в испаритель.