Способы образования наречий





Группы наречий

Значение наречий Вопросы, на которые отвечают наречия Примеры
Образа и способа действия Как? Каким образом? Хорошо, плашмя, дружески, вдребезги
Меры и степени Сколько? Насколько? В какой мере, степени? Вдвое, вдоволь, очень, вполне, совершенно
Места Где? Куда? Откуда? Вдалеке, домой, издали, вниз, позади, везде
Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Как долго? Зимой, завтра, всегда, утром, сегодня, накануне, днём, вечером, теперь
Цели Зачем? С какой целью? Нарочно, назло
Причины Почему? Сгоряча, сослепу, поневоле

Категория состояния – это часть речи, которая обозначает состояние и употребляется в функции главного члена безличного предложения.

Среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояния человека, природы, окружающей среды. Мне грустно. В лесу тихо.

Категории состояния

1. употребляются только в безличных предложениях

2. выступают в роли сказуемого

3. часто употребляются со связкой: Всем было радостно.

Способы образования наречий

1. Суффиксальный: быстрый – быстро;

2. Приставочно-суффиксальный: сухой – досуха;

3. Приставочный: хорошо – нехорошо;

4. Сложение: еле, еле – еле-еле, мимо ходить - мимоходом

По своему значению слова категории состояния делятся на несколько разрядов.

1. Слова, обозначающие психическое и физическое состояние живых существ, состояние природы, окружающей среды и обстановки: а) психическое состояние человека: досадно, совестно, боязно, весело, грустно, жалко, смешно, обидно, страшно, скучно; б) волевое состояние: лень, охота, неохота, неволя; в) физическое состояние живых существ: больно, тошно, душно, противно; г) состояние природы, окружающей среды и обстановки: темно, светло, морозно, дождливо, ветрено, уютно, чисто, грязно, сыро, тесно.

2. Слова, обозначающие состояние с модальной окраской, т. е. заключающие в себе значение необходимости, возможности, долженствования: можно, нужно, возможно, должно, необходимо, надобно, надо, угодно, нельзя.

3. Слова, обозначающие оценку состояния или положения. Оценка может быть относительно протяженности во времени и пространстве: поздно, рано, время, пора, далеко, близко, низко, высоко; с точки зрения психологической, морально-этической:удобно, плохо, хорошо, трудно, легко, грех, ужас, стыд, позор; со стороны зрительного или слухового восприятия: видно, слышно.

 

Предлоги служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Так, в предложении Приеду Москвы пять вечера опоздания поезда нет предлогов. Хотя в целом фраза понятна, все же предлоги из (выражает пространственные отношения — из Москвы), в (выражает временные отношения — в пять вечера),вследствие, из-за (выражают обстоятельственные, причинные отношения — вследствие опоздания) помогли бы быстрее и точнее осмыслить сказанное.

По происхождению предлоги делятся на две группы:непроизводные и производные.

Непроизводные: в, на, под, у, к, с, над, от, по, до и др.

Производные — образованы от других частей речи. Например,предлоги в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи)происходят от существительных течение, продолжение, следствие и предлога в; предлоги благодаря и несмотря на — из деепричастий; предлоги вокруг (дома), согласно (приказу) — из наречий (ходит вокруг, живут согласно).

Союзы— служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

Сочинительные союзы (и, ни—ни, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, то—то) соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения: Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И. Тургенев.) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:

1) соединительные («и это и то»): да (= и), и—и, ни—ни, тоже, также, не только—но и, как—так и;

2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако;

3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то—то, не то—не то. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто)соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)

Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:

1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;

2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.;

3) причинные: потому что, так как и др.;

4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;

5) условные: если, раз, если бы и др.;

6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.;

7) следственные: так что;

8) сравнительные: как, как будто, словно и др.

Частицы— служебные слова, которые придают различные до­полнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов. Например: Только ты можешь мне по­мочь(частица только выделяет слово ты, усиливает его значение в предложении); Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький.) С помощью частицы пусть образуется повелительное наклоне­ние — пусть грянет.

Частицы не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,— Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов.)

Частицы служат:

1) для образования наклонений глагола: повелительного да, пусть, пускай, давай: пусть грянет; ус­ловногобы (б): пришел бы,рассказал бы:Инженеру хорошо, а доктору — лучше, я бдетей лечитьпошел, пустьменя научат.(В. Маяковский.);

2) для образования форм степеней сравнения прилагатель­ных и наречийболее, менее, самый: болееинтересный, менееважный,самыйотважный, болееинтересно, менеевкусно;

3) для образования неопределенных местоимений--то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, какой-нибудь, какой-либо, кто-либо и др.

По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.

Вопросительные частицы неужели, разве, ли (ль) выражают вопрос:Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К. Чуковский.) Развеможет быть скучно в парке, где много аттракционов?

Восклицательные частицы что за, как передают восхищение, удивление, негодование: Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.)

Указательные частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание: Вот мельница! Она уж развалилась. (А. Пушкин.)

Усилительные частицы даже, ведь, -то, все-таки, же призваны усиливать определенное слово в предложении: У тебя такие руки, что сбежали дажебрюки. Дажебрюки, дажебрюки убежали от тебя. (К- Чуковский.)

Отрицательные частицы не и ни по-разному выражают отрицание.

Модальные слова выражают отношение говорящего к содержанию, форме события, источнику информации, а также эмоциональное состояние говорящего. В предложении модальные слова выделяются запятыми.
Классификация модальных слов происходит по нескольким параметрам:
по значению:

  • модальные слова, указывающие на источник фактов: «по мнению…», «по словам…» и другие;
  • модальные слова, указывающие на достоверность и достаточность сообщения: «безусловно», «вероятно», «пожалуй» и другие;
  • модальные слова, указывающие на эмоциональное отношение к событию: «к счастью» и другие;
  • модальные слова, побуждающие собеседнка к активному восприятию: «видишь ли» и другие;
  • модальные слова, указывающие на последовательность информации: «во-первых», «напротив», «кроме того» и другие;

по характеру образования:

  • модальные слова, образованные на основе глаголов: «видите ли», «признаться» и другие;
  • модальные слова, образованные на основе прилагательных: «бесспорно», «вероятно» и другие;
  • модальные слова, образованные на основе существительных: «факт», «правда» и другие;
  • модальные слова, образованные на основе словосочетания: «кстати сказать», «собственно говоря» и другие.

Междометия– это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ой-ой-ой, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт; айда, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, улю-лю, кис-кис, цып-цып-цып. По ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи; кря-кря, ну-ну, чик-чирик, тяф-тяф; бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть»

Звукоподражания-Неполнознаменательная часть речи, служащая для имитации звуков живой и неживой природы и тем самым создающая представление о процессах, признаках и предметах реального мира.

в русском языке существует большая группа слов, обозначающих звуки, которые производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква, чик-чирик. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха, а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок, пиф-паф.





Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.022 с.