Способы образования наречий




Группы наречий

Значение наречий Вопросы, на которые отвечают наречия Примеры
Образа и способа действия Как? Каким образом? Хорошо, плашмя, дружески, вдребезги
Меры и степени Сколько? Насколько? В какой мере, степени? Вдвое, вдоволь, очень, вполне, совершенно
Места Где? Куда? Откуда? Вдалеке, домой, издали, вниз, позади, везде
Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Как долго? Зимой, завтра, всегда, утром, сегодня, накануне, днём, вечером, теперь
Цели Зачем? С какой целью? Нарочно, назло
Причины Почему? Сгоряча, сослепу, поневоле

Категория состояния – это часть речи, которая обозначает состояние и употребляется в функции главного члена безличного предложения.

Среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояния человека, природы, окружающей среды. Мне грустно. В лесу тихо.

Категории состояния

1. употребляются только в безличных предложениях

2. выступают в роли сказуемого

3. часто употребляются со связкой: Всем было радостно.

Способы образования наречий

1. Суффиксальный: быстрый – быстр о;

2. Приставочно-суффиксальный: сухой – досух а;

3. Приставочный: хорошо – не хорошо;

4. Сложение: еле, еле – еле-еле, мимо ходить - мимоходом

По своему значению слова категории состояния делятся на несколько разрядов.

1. Слова, обозначающие психическое и физическое состояние живых существ, состояние природы, окружающей среды и обстановки: а) психическое состояние человека: досадно, совестно, боязно, весело, грустно, жалко, смешно, обидно, страшно, скучно; б) волевое состояние: лень, охота, неохота, неволя; в) физическое состояние живых существ: больно, тошно, душно, противно; г) состояние природы, окружающей среды и обстановки: темно, светло, морозно, дождливо, ветрено, уютно, чисто, грязно, сыро, тесно.

2. Слова, обозначающие состояние с модальной окраской, т. е. заключающие в себе значение необходимости, возможности, долженствования: можно, нужно, возможно, должно, необходимо, надобно, надо, угодно, нельзя.

3. Слова, обозначающие оценку состояния или положения. Оценка может быть относительно протяженности во времени и пространстве: поздно, рано, время, пора, далеко, близко, низко, высоко; с точки зрения психологической, морально-этической: удобно, плохо, хорошо, трудно, легко, грех, ужас, стыд, позор; со стороны зрительного или слухового восприятия: видно, слышно.

 

Предлоги служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Так, в предложении Приеду Москвы пять вечера опоздания поезда нет предлогов. Хотя в целом фраза понятна, все же предлоги из (выражает пространственные отношения — из Москвы), в (выражает временные отношения — в пять вечера), вследствие, из-за (выражают обстоятельственные, причинные отношения — вследствие опоздания) помогли бы быстрее и точнее осмыслить сказанное.

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизводные и производные.

Непроизводные: в, на, под, у, к, с, над, от, по, до и др.

Производные — образованы от других частей речи. Например, предлоги в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи) происходят от существительных течение, продолжение, следствие и предлога в; предлоги благодаря и несмотря на — из деепричастий; предлоги вокруг (дома), согласно (приказу) — из наречий (ходит вокруг, живут согласно).

Союзы — служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

Сочинительные союзы (и, ни—ни, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, то—то) соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения: Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И. Тургенев.) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:

1) соединительные («и это и то»): да (= и), и—и, ни—ни, тоже, также, не только—но и, как—так и;

2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако;

3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то—то, не то—не то. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто) соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)

Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:

1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;

2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.;

3) причинные: потому что, так как и др.;

4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;

5 ) условные: если, раз, если бы и др.;

6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.;

7) следственные: так что;

8) сравнительные: как, как будто, словно и др.

Частицы — служебные слова, которые придают различные до­полнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов. Например: Только ты можешь мне по­мочь (частица только выделяет слово ты, усиливает его значение в предложении); Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький.) С помощью частицы пусть образуется повелительное наклоне­ние — пусть грянет.

Частицы не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,— Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов.)

Частицы служат:

1) для образования наклонений глагола: повелительногода, пусть, пускай, давай: пусть грянет; ус­ловногобы (б): пришел бы, рассказал бы: Инженеру хорошо, а доктору — лучше, я б детей лечить пошел, пусть меня научат. (В. Маяковский.);

2) для образования форм степеней сравнения прилагатель­ных и наречийболее, менее, самый: более интересный, менее важный, самый отважный, более интересно, менее вкусно;

3) для образования неопределенных местоимений-- то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, какой-нибудь, какой-либо, кто-либо и др.

По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.

Вопросительные частицы неужели, разве, ли (ль) выражают вопрос: Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К. Чуковский.) Разве может быть скучно в парке, где много аттракционов?

Восклицательные частицы что за, как передают восхищение, удивление, негодование: Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.)

Указательные частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание: Вот мельница! Она уж развалилась. (А. Пушкин.)

Усилительные частицы даже, ведь, -то, все-таки, же призваны усиливать определенное слово в предложении: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки. Даже брюки, даже брюки убежали от тебя. (К- Чуковский.)

Отрицательные частицы не и ни по-разному выражают отрицание.

Модальные слова выражают отношение говорящего к содержанию, форме события, источнику информации, а также эмоциональное состояние говорящего. В предложении модальные слова выделяются запятыми.
Классификация модальных слов происходит по нескольким параметрам:
по значению:

  • модальные слова, указывающие на источник фактов: «по мнению…», «по словам…» и другие;
  • модальные слова, указывающие на достоверность и достаточность сообщения: «безусловно», «вероятно», «пожалуй» и другие;
  • модальные слова, указывающие на эмоциональное отношение к событию: «к счастью» и другие;
  • модальные слова, побуждающие собеседнка к активному восприятию: «видишь ли» и другие;
  • модальные слова, указывающие на последовательность информации: «во-первых», «напротив», «кроме того» и другие;

по характеру образования:

  • модальные слова, образованные на основе глаголов: «видите ли», «признаться» и другие;
  • модальные слова, образованные на основе прилагательных: «бесспорно», «вероятно» и другие;
  • модальные слова, образованные на основе существительных: «факт», «правда» и другие;
  • модальные слова, образованные на основе словосочетания: «кстати сказать», «собственно говоря» и другие.

Междометия – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ой-ой-ой, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт; айда, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, улю-лю, кис-кис, цып-цып-цып. По ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи; кря-кря, ну-ну, чик-чирик, тяф-тяф; бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть»

Звукоподражания- Неполнознаменательная часть речи, служащая для имитации звуков живой и неживой природы и тем самым создающая представление о процессах, признаках и предметах реального мира.

в русском языке существует большая группа слов, обозначающих звуки, которые производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква, чик-чирик. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха, а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок, пиф-паф.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: