IV. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине этнология
Тестовый контроль
Тестовые задания составлены в соответствии с содержанием курса по ГОС, вопросы теста отражают все дидактические единицы дисциплины.
ДЕ 1. Предмет и задачи этнологии. Краткий исторический очерк.
1. К какому периоду относится зарождение отечественной этнологии:
1. середина 18 века;
2. середина 16 века;
3. середина 20 века;
4. середина 17 века;
5. середина 19 века.
2. Кем из ученых термин «этнология » был введен в науку:
1. К.М. Бером;
2. А. Шаванном;
3. Л. Морганом;
4. Н. Миклухо-Маклаем;
5. К.Д. Кавелиным.
3. Кто из ученых предложил использовать термин «этнология » в качестве наименования науки о народах и культурах:
1. Н.И. Надеждин;
2. Л. Морган;
3. Н. Миклухо-Маклай;
4. Ж.Ж.Ампер;
5. К.Д. Кавелин.
4. Деятельность каких ученых, стоявших у истоков отечественной этнологической науки, связана с Русским географическим обществом:
1. В.А. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, В.В. Пименова;
2. Л.Н. Гумилева, Ю.В. Бромлея;
3. Н.И. Надеждина; К.М. Бера, К.Д. Кавелина;
4. П.Ф. Преображенского, С.М. Широкогорова;
5. Г.Г. Шпета, Н.Н. Миклухо-Маклая.
5. Какое понятие первоначально выступало в качестве предмета этнологии:
1. бесписьменные культуры;
2. «примитивные» народы;
3. доиндустриальные общества;
4. племенной союз;
5. традиционные общества.
6. Посредством какого метода осуществляется непосредственное изучение жизни народа:
1. стационарное наблюдение;
2. изучение археологических материалов;
3. полевое исследование;
4. изучение письменных источников;
5. сравнительно-исторический.
7. Какой из методов этнологии использует современные явления для реконструкции событий:
|
1. стационарное наблюдение;
2. изучение археологических материалов;
3. полевое исследование;
4. изучение письменных источников;
5. сравнительно-исторический.
8. Какой вид наблюдения предполагает временное проживание исследователя среди изучаемого народа с последующим составлением фотолетописи:
1. стационарное;
2. экспедиции;
3. стороннее;
4. включенное.
9. Какая функция этнологии характеризуется определением ближайших и отдаленных перспектив этнического и межэтнического развития:
1. прогностическая;
2. культурно-воспитательная;
3. практически-прикладная;
4. теоретико-познавательная;
5. историко-политическая.
10. Какая функция этнологии характеризуется приобщением к этническим знаниям и формированием культуры межнационального общения:
1. прогностическая;
2. культурно-воспитательная;
3. практически-прикладная;
4. теоретико-познавательная;
5. историко-политическая.
11. Какая из функций этнологии направлена на формирование научных гипотез и теорий:
1. историко-политическая;
2. прогностическая;
3. практически-прикладная;
4. культурно-воспитательная;
5. теоретико-познавательная.
ДЕ 2. Основные понятия и концепции.
12. Какая из этнологических концепций исходила из признания идеи прогресса (непрерывного перехода от простого состояния к более сложному) в общественном развитии и в развитии культуры:
1. функционализм;
2. структурализм;
3. эволюционизм;
4. постмодернизм;
5. культурный релятивизм.
13. Главная идея какой концепции заключается в признании равноправия различных культур, созданных и создаваемых народами (независимо от уровня их развития, сложности и самобытности):
|
1. постмодернизм;
2. культурный релятивизм;
3. эволюционизм;
4. структурализм;
5. функционализм.
14. В какой из этнологических концепций общество рассматривается как структурно взаимосвязанная система отдельно функционирующих элементов:
1. эволюционизм;
2. культурный релятивизм;
3. постмодернизм;
4. структурализм;
5. функционализм.
Представителями какого направления (школы) были Э. Дюркгейи и Л. Леви-Брюль, придерживающиеся учения о коллективных представлениях и понимая их как идеи, которые не формируются у человека из его собственного опыта, а внедряются в его сознание через общественную сферу – воспитание, обычаи.
1. социологической школы;
2. исторической этнологии;
3. этнопсихологической школы;
4. постмодернизма;
5. неоэволюционизма.
16. Представителем какой научной школы (концепции) является М. Мид, разработавшая метод исследования национального характера (национальной культуры):
1. исторической этнологии;
2. социологической школы;
3. эволюционизма;
4. функционализма;
5. этнопсихологической школы.
17. Автором какой отечественной теории является Л.Н. Гумилев, рассматривающий этнос в качестве природного, биологического явления:
1. примордиализма;
2. системно-статистической;
3. пассионарной;
4. дуалистической;
5. инструментализма.
18. Какое название носит концепция Ю.В. Бромлея, согласно которой, этнос, будучи единым целым в биологическом отношении, распадается на множество исторически сложившихся общностей:
1. системно-статистическая;
2. дуалистическая;
|
3. примордиализм;
4. инструментализм;
5. пассионарная.
19. Представителями какой теории являются Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов:
1. примордиализма;
2. системно-статистической;
3. пассионарной;
4. информационной;
5. дуалистической.
ДЕ 3. Категория этноса и его составляющие.
20. Кем из ученых-этнографов дана первая научная характеристика понятия «этнос»:
1. С.М. Широкогоровым;
2. Л.Н. Гумилевым;
3. Ю.В. Бромлеем;
4. Н.Н. Миклухо-Маклаем;
5. Н.Н. Чебоксаровым.
21. Какие психологические характеристики Л.Н. Гумилев считает основными признаками этноса:
1. самосознание (идентичность) и национальный характер;
2. самосознание (идентичность) и национальные чувства;
3. самосознание (идентичность) и стереотип поведения;
4. самосознание (идентичность) и локус контроля;
5. самосознание (идентичность) и темперамент.
22. Важным внешним признаком этноса является его название. Внутреннее название этноса (название, данное этносом самому себе) это:
1. этноним;
2. эндоэтноним;
3. экзоэтноним.
23. Каким термином обозначается внешнее название этноса (название, данное ему извне):
1. этноним;
2. эндоэтноним;
3. экзоэтноним.
24. Часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания, носит название:
1. народ;
2. племя;
3. этникос;
4. суперэтнос;
5. субэтнос.
25. Этническая система, состоящая из нескольких этносов – это …
1. народ;
2. племя;
3. этникос;
4. суперэтнос;
5. субэтнос.
26. Каким термином обозначается этнокультурное единство представителей одного и того же народа независимо от места проживания:
1. народ;
2. племя;
3. этникос;
4. суперэтнос;
5. субэтнос.
27. Примордиализм характеризует предрасположенность человека к родственному отбору через понятие…
1. этногенез;
2. антропогенез;
3. непотизм;
4. ассимиляция;
5. интеграция.
28. Какое понятие примордиализм определяет как взаимоотношения и сотрудничество между отдаленными родственниками:
1. этногенез;
2. реципрокность;
3. антропогенез;
4. ассимиляция;
5. интеграция.
29. Какой подход рассматривает этничность в качестве инструмента, используемого политическими лидерами для достижения своих интересов и статуса:
1. конструктивизм;
2. примордиализм;
3. инструментализм.
30. Согласно какому подходу этничность представляет собой интеллектуальное построение, сознательно создаваемое писателями, учеными, политиками:
1. конструктивизм;
2. примордиализм;
3. инструментализм.
ДЕ 4. Антропогенез и этногенез.
ДЕ 5. Этнолингвистическая классификация народов.
31. Этногенез характеризуется как…
1. процесс формирования физического типа Homo Sapiens;
2. процесс изменения различных компонентов этноса, происходящих в ходе исторического развития;
3. процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей.
32. Антропогенез определяется как…
1. процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей;
2. процесс формирования физического типа Homo Sapiens;
3. процесс, приводящий к изменению этнической принадлежности.
33. Какой из компонентов не входит в структуру этногенеза:
1. изменение языка;
2. изменение базовой культуры;
3. изменение физического типа;
4. изменение места проживания;
5. изменение этнического сознания.
34. Этногенетический процесс этническая миксация определяется как…
1. процесс взаимодействия близких по культуре этносов;
2. процесс растворения прежде самостоятельного этноса в другом, более крупном народе;
3. процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое;
4. процесс смешения нескольких не родственных этносов, в результате которого возникает новый этнос;
5. процесс разделения единого прежде этноса на несколько равных частей.
35. Этногенетический процесс этническая фузия определяется как…
1. процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре;
2. процесс растворения прежде самостоятельного этноса в другом, более крупном народе;
3. процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое;
4. процесс смешения нескольких не родственных этносов, в результате которого возникает новый этнос;
5. процесс разделения единого прежде этноса на несколько равных частей.
36. Этногенетический процесс этническая интеграция определяется как…
1. процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре;
2. процесс растворения прежде самостоятельного этноса в другом, более крупном народе;
3. процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое;
4. процесс смешения нескольких не родственных этносов, в результате которого возникает новый этнос;
5. процесс разделения единого прежде этноса на несколько равных частей.
37. Этногенетический процесс этническая ассимиляция определяется как…
1. процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре;
2. процесс растворения прежде самостоятельного этноса в другом, более крупном народе;
3. процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое;
4. процесс смешения нескольких не родственных этносов, в результате которого возникает новый этнос;
5. процесс разделения единого прежде этноса на несколько равных частей.
38. Какая классификация этноса группирует все народы по признаку языкового родства:
1. демографическая;
2. географическая;
3. социальная;
4. хозяйственно-культурная;
5. лингвистическая.
39. Какая из классификаций этноса выделяет в качестве основного фактора численность населения:
1. демографическая;
2. географическая;
3. социальная;
4. хозяйственно-культурная;
5. антропологическая.
40. Географическая классификация этноса рассматривает:
1. культурное родство между различными этносами;
2. языковую близость народов;
3. особенности хозяйства и культуры;
4. территориальное соседство народа;
5. численность народа.
41. Какая классификация этноса основана на биологическом, генетическом родстве между различными этническими общностями:
1. демографическая;
2. антропологическая;
3. хозяйственно-культурная;
4. географическая;
5. социальная.
42. Конфессиональная классификация этноса рассматривает:
1. культурное родство между различными этносами;
2. языковую близость народов;
3. религиозные различия (вероисповедания);
4. особенности хозяйства и культуры;
5. территориальное соседство народа.
ДЕ 6. Специфика этнических групп и отношений.
ДЕ 7. Формы и механизмы этнического общения.
ДЕ 8. Особенности межэтнической коммуникации.
43. Народ, давший наименование тому или иному образованию в составе государства называется:
1. национальное меньшинство;
2. племя;
3. народность;
4. титульный народ;
5. коренной народ.
44. Коренной народ – это…
1. народ, давший наименование определенному этносу;
2. аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни;
3. часть народа, проживающая оторвано от его основной части;
4. небольшие по численности этносы, имеющие слабый демографический потенциал;
5. часть народа, проживающая вне страны его происхождения.
45. Небольшие по численности этносы, имеющие слабый демографический потенциал носят название:
1. национальное меньшинство;
2. нация;
3. титульный народ;
4. коренной народ;
5. малочисленный народ.
46. Часть народа, проживающая оторвано от его основного массива, но родственно связанная с ним носит название …
1. национальное меньшинство;
2. титульный народ;
3. нация;
4. малочисленный народ;
5. коренной народ.
47. Какой из типов не является историческим типом этноса:
1. племя;
2. народность;
3. титульный народ;
4. нация.
48. Какой исторический тип этноса характеризуется как совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения:
1. племя;
2. нация;
3. народность.
48. Основной чертой какого исторического типа этноса является общность экономической жизни:
1. племя;
2. нация;
3. народность.
50. Исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность культуры и зачатки экономических связей носит название…
1. племя;
2. нация;
3. народность.
51. На каком уровне выстраиваются отношения между народами или любыми этническими общностями:
1. межличностном;
2. межгрупповом;
3. институционном.
52. На каком уровне выстраиваются отношения между людьми различных национальностей в разных сферах общения:
1. межличностном;
2. межгрупповом;
3. институционном.
53. На каком уровне выстраиваются отношения между государственными институтами (межнациональные отношения):
1. межличностном;
2. межгрупповом;
3. институционном.
54. Система взглядов, в которой жизнь и культура других народов рассматривается сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностей своего этноса определяется через понятие:
1. каузальная атрибуция;
2. этноцентризм;
3. стереотипизация;
4. этнический стереотип.
55. Под этнической адаптацией понимается:
1. процесс и результат взаимовлияния национальных культур;
2. процесс усвоения представителями различных национальностей языка, культуры, обычаев той этнической среды, в которой они проживают;
3. процесс сближения разных народов без слияния их в единое целое;
4. процесс активного приспособления этнической общности к изменившейся природной и социально-культурной среде.
56. Какой тип этнических контактов характеризуется как процесс и результат взаимовлияния национальных культур (восприятие элементов других культур):
1. этническая адаптация;
2. этническая интеграция;
3. этническая аккультурация;
4. этническая ассимиляция.
57. Какой вариант этнических контактов определяется как потеря некоторых традиционных форм и элементов собственной культуры в результате контакта с более развитой культурой:
1. убавление;
2. усложнение;
3. прибавление;
4. обеднение.
58. Освоение этносом некоторых сторон другого этноса, с которым он вступил в контакт, характеризуется через понятие:
1. усложнение;
2. убавление;
3. прибавление;
4. обеднение.
59. При каком варианте этнических контактов происходит качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры:
1. убавление;
2. прибавление;
3. усложнение;
4. обеднение.
60. Какой этнический контакт связан с постепенным исчезновением этнической культуры малочисленных народов под влиянием чужой культуры:
1. обеднение;
2. прибавление;
3. убавление;
4. усложнение.
61. Какая категория определяется как относительно устойчивые представления об определенных качествах, присущих представителям различных этнических групп; как схематизированная программа поведения, типичная для представителей определенного этноса:
1. этноцентризм;
2. этнический стереотип;
3. социальная каузальная атрибуция.
62. Мнения и оценки, относимые к своей этнической группе (устойчивый собственный образ, складывающийся у этноса) определяются:
1. как гетеростереотипы;
2. как этнические стереотипы;
3. как автостереотипы.
63. Оценочное суждение этноса о других народах, складывающееся на основе представлений о внешнем облике их представителей носит название:
1. гетеростереотип;
2. автостереотип;
3. этнический стереотип.
ДЕ 9. Этническая культура, ее составляющие.
ДЕ 10. Традиционная культура. Этнический компонент обыденной культуры.
64. Какую функцию не выполняет современная культура:
1. инструментальную;
2. нормативную;
3. прогностическую;
4. познавательную;
5. коммуникативную.
65. Что включает в себя инструментальная функция культуры:
1. передачу этнокультурной информации;
2. создание и преобразование окружающей среды;
3. создание картины мира;
4. формирование имен и названий;
5. создание и преобразование самого человека.
66. Какая функция культуры характеризуется созданием системы средств организации коллективной жизни:
1. познавательная;
2. инструментальная;
3. коммуникативная;
4. нормативная;
5. сигнификативная.
67. Что лежит в основе коммуникативной функции культуры:
1. передача этнокультурной информации;
2. создание картины мира;
3. формирование имен и названий;
4. создание и преобразование окружающей среды;
5. создание и преобразование самого человека.
68. Какая характеристика относится к функции инкультурации:
1. передача этнокультурной информации;
2. создание и преобразование окружающей среды;
3. формирование имен и названий;
4. создание картины мира;
5. создание и преобразование самого человека.
69. Какая из функций культуры соотносится с формированием имен и названий:
1. функция инкультурации;
2. сигнификативная;
3. нормативная;
4. инструментальная;
5. коммуникативная.
70. Какая функция культуры дает возможность человеку создать картину мира:
1. сигнификативная;
2. нормативная;
3. инструментальная;
4. познавательная;
5. функция инкультурации.
71. Какой фактор формирования этнической культуры определяют климат и природные условия:
1. языковой;
2. религиозный;
3. географический;
4. психологический;
5. этнонимический.
72. Хорваты и сербы говорят на одном языке, но являются разными народами: хорваты – католики, сербы – православные. О каком факторе формирования этнической культуры идет речь:
1. о языковом;
2. о психологическом;
3. о географическом;
4. об этнонимическом;
5. о религиозном.
73. Какой фактор формирования этнической культуры соотносится с понятием «душа народа» (национальный характер):
1. языковой;
2. психологический;
3. географический;
4. религиозный;
5. этнонимический.
В основе какого фактора формирования культуры лежит самоназвание этносов (народов).
1. этнонимического;
2. языкового;
3. религиозного;
4. географического;
5. психологического.
75. Какой из аспектов не относится к уровням этнической культуры:
1. традиционно-бытовая культура;
2. профессиональная культура;
3. мировая культура.
76. Что лежит в основе архаической культуры:
1. культура земледельцев и кочевых скотоводов;
2. культура охотников и собирателей;
3. новации и прогресс.
77. Для какого типа культуры свойственны новации и прогресс:
1. для модернизированной культуры;
2. для архаической культуры;
3. для традиционной культуры.
78. Какие типы культуры имеют значительное сходство, что позволяет в некоторых случаях рассматривать их как идентичные:
1. модернизированная и архаическая;
2. традиционная и модернизированная;
3. архаическая и традиционная.
79. Кто из ученых внес значительный вклад в изучение первобытного мышления и использовал при его характеристике понятие «коллективные представления»:
1. М. Мид;
2. Ж.Пиаже;
3. К. Леви-Строс;
4. Л. Леви-Брюль.
80. Кем из ученых предложена концепция традиционного мышления, в основе которой лежит универсальность человеческого ума:
1. М. Мид;
2. К. Леви-Стросом;
3. Ж.Пиаже;
4. Л. Леви-Брюлем.
81. Какая из категорий характеризуется как определенное установленное действие, которое совершается с целью повлиять на действительность:
1. ритуал;
2. традиция;
3. обычай.
82. Установившийся стабильный порядок людей в поведении и быту, передаваемый от одного поколения к другому определяется как:
1. обычай;
2. традиция;
3. ритуал.
83. Какая категория ритуалов связана с системой запретов (табу):
1. календарные ритуалы;
2. кризисные ритуалы;
3. отрицательные ритуалы;
4. положительные ритуалы;
5. ритуалы перехода.
84. К какой категории относятся ритуалы, регулярно совершаемые при наступлении определенных природных явлений (смена времен года, созревание урожая):
1. положительные ритуалы;
2. кризисные ритуалы;
3. отрицательные ритуалы;
4. календарные ритуалы;
5. ритуалы перехода.
ДЕ 11. Этническое самосознание, основания этнической идентичности.
85. Что понимается под этническим самосознанием:
1. соотнесение себя с группой людей определенной национальности;
2. эмоциональное отношение индивида к своей этнической общности;
3. осознание индивидом принадлежности к определенной этнической общности;
4. ориентация человека как члена этнической общности.
86. Что понимается под этнической идентичностью:
1. соотнесение себя с группой людей определенной национальности;
2. эмоциональное отношение индивида к своей этнической общности;
3. осознание индивидом принадлежности к определенной этнической общности;
4. ориентациячеловека как члена этнической общности.
87. Кем из ученых этническая идентичность рассматривается как «переживание своего тождества с одной этнической общностью и отдаления от других»:
1. Ж. Пиаже;
2. Э. Эриксоном;
3. Г. Шпетом;
4. М. Мид.
88. Какие компоненты входят в структуру этнической идентичности:
1. когнитивный и аффективный;
2. когнитивный и поведенческий;
3. аффективный и поведенческий;
4. все три компонента.
89. Представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков характеризуют…:
1. аффективный компонент этнической идентичности;
2. когнитивный компонент этнической идентичности;
3. поведенческий компонент этнической идентичности.
90. Чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней характеризуют…:
1. аффективный компонент этнической идентичности;
2. когнитивный компонент этнической идентичности;
3. поведенческий компонент этнической идентичности.
91. Кто из ученых одним из первых предложил концепцию развития у ребенка осознания своей принадлежности к национальной группе:
1. Ж. Пиаже;
2. Э. Эриксон;
3. Г. Шпет;
4. М. Мид.
92. Сколько типов этнической идентичности может складываться в процессе ее формирования:
1. пять;
2. семь;
3. четыре;
4. два;
5. восемь.
93. При каком типе этнической идентичности доминирование этнических интересов сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы:
1. при нормальной идентичности;
2. при амбивалентной этничности;
3. при этноцентрической идентичности;
4. при этническом фатализме;
5. при этнонигилизме.
94. Этнонигилизм характеризуется:
1. как благоприятное отношение к культуре своего народа;
2. явно не выраженная этническая идентичность;
3. как отрицание этнокультурных ценностей;
4. как равнодушность к проблеме собственной идентичности.
95. При каком типе этнической идентичности образ своего народа воспринимается как положительный:
1. при этнической индиферрентности;
2. при амбивалентной этничности;
3. при этноцентрической идентичности;
4. при этнонигилизме;
5. при нормальной идентичности.
96. Амбивалентная этничность соотносится:
1. с восприятием этнической принадлежности как доминирующей ценности;
2. с явно не выраженной этнической идентичностью;
3. с отрицанием этнокультурных ценностей;
4. с равнодушностью к проблеме собственной идентичности;
5. с благоприятным отношением к культуре своего народа.
97. Тип идентичности, возникающий, когда люди равнодушны к проблеме собственной этничности, ценностям своего и других народов, называется…:
1. этническая индиферрентность;
2. этнодоминирующая идентичность;
3. амбивалентная этничность;
4. этноцентрическая идентичность.
98. При каком типе идентичности этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности:
1. при этнической индиферрентности;
2. при амбивалентной этничности;
3. при этнодоминирующей идентичности;
4. при нормальной идентичности
5. при этноцентрической идентичности.
99. Кто из ученых представил концепцию «центральной зоны» культуры:
1. И.В. Арутюнян;
2. А.О. Бароноев;
3. Л.Г. Почебут;
4. С.В. Лурье;
5. Л.М. Дробижева.
ДЕ 12. Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты: способы и принципы их решения.
100. Какой классификации конфликтов не существует:
1. классификации по форме проявления конфликтов;
2. классификации по характеру действий конфликтующих сторон;
3. классификации по целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами;
4. классификации по требованиям, предъявляемыми конфликтующими сторонами.
101. В каких конфликтах главными действующими лицами являются структуры власти:
1. в манифестирующих;
2. в ненасильственных;
3. в институциональных;
4. в актуализированных.
102. Какие конфликты называют конфликтами массовых действий:
1. статусные;
2. манифестирующие;
3. актуализированные;
4. институциональные.
103. Какая из категорий не входит в типологию межэтнических конфликтов Э.А. Паина и А.А. Попова:
1. конфликты идей;
2. конфликты стереотипов;
3. конфликты взглядов;
4. конфликты действий.
104. Какой конфликт в соответствии с классификацией Э.А. Паина и А.А. Попова связан с проведением митингов, демонстраций, пикетов:
1. конфликт идей;
2. конфликт стереотипов;
3. конфликт взглядов;
4. конфликт действий.
105. При каком конфликте в соответствии с классификацией Э.А. Паина и А.А. Попова в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа»:
1. при конфликте стереотипов;
2. при конфликте идей;
3. при конфликте взглядов;
4. при конфликте действий.
106. К какому типу классификации относят насильственные и ненасильственные конфликты:
1. к классификации по целям;
2. к классификации по характеру действий;
3. к классификации по форме проявления.
107. Какие конфликты в соответствии с классификацией по характеру действий проявляются в форме открытых столкновений и боевых действий с участием регулярных войск:
1. статусные;
2. актуализированные;
3. ненасильственные;
4. насильственные.
108. К какому типу классификации относят статусные конфликты и этнические движения:
1. к классификации по целям;
2. к классификации по характеру действий;
3. к классификации по форме проявления.
109. Какие конфликты в соответствии с классификацией по целям возникают в результате стремления этнических общностей повысить свое положение в федеральной системе:
1. этнические движения;
2. статусные;
3. латентные;
4. ненасильственные.
110. К какому типу классификации относят латентные и актуализированные конфликты:
1. к классификации по целям;
2. к классификации по характеру действий;
3. к классификации по форме проявления.
111. Какие конфликты в соответствии с классификацией по форме проявления не создают непосредственной угрозы для жизнедеятельности людей и легче всего разрешаются:
1. латентные;
2. актуализированные;
3. ненасильственные;
4. насильственные.
112. Какая причина этнических конфликтов соотносится с разделением труда между этническими группами:
1. экономическая;
2. этно-профессиональная;
3. политическая;
4. территориальная;
5. социальная.
113. Экономическая причина этнических конфликтов сводится:
1. к созданиюнезависимых национальных образований;
2. к изменению статуса местных элит;
3. к разделению труда между этническими группами;
4. к произвольной перекройке межреспубликанских границ;
5. к борьбе за ресурсы и собственность.
114. В основе какой причины этнических конфликтов лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов:
1. этно-профессиональной;
2. экономической;
3. территориальной;
4. социальной;
5. политической.
115. Политическая причина этнических конфликтов связана:
1. с неравенством в уровне жизни народов;
2. с изменением статуса местных элит;
3. с вопросом создания независимых национальных образований;
4. с произвольной перекройкой межреспубликанских границ;
5. с вытеснением национальных языков.
116. Какая из причин этнических конфликтов связана с несовпадением государственных или административных границ с границами расселения народов:
1. политическая;
2. территориальная;
3. экономическая;
4. этно-профессиональная;
5. социальная.
117. Какая фаза напряженности возникает, в случае, когда этнические конфликты уже невозможно урегулировать:
1. кризисная;
2. конфликтная;
3. латентная;
4. фрустрационная.
118. Ситуация какой фазы этнического конфликта (фазы напряженности) предполагает позитивные отношения:
1. фрустрационной;
2. кризисной;
3. конфликтной;
4. латентной.
119. Признаком какой стадии этнического конфликта (фаз напряженности) является рост эмоционального напряжения:
1. конфликтной фазы;
2. латентной фазы;
3. фрустрационной фазы;
4. кризисной фазы.
120. На какой из стадий этнического конфликта (фаз напряженности) напряженность становится активной:
1. на латентной фазе;
2. на фрустрационной фазе;
3. на кризисной фазе.
на конфликтной фазе;