Болезни уха, горла, носа




ЗАДАЧА 1

К вам в субботу вечером обратилась соседка 65 лет, одинокая женщина, болеющая сахарным диабетом. Два дня назад после длительного пребывания под дождем она почувствовала ухудшение состояния, к вечеру появился озноб, незначительная головная боль в области крыла носа. На следующий день боли усилились, отметила затруднение носового дыхания справа.

В день обращения температура 39,4, головная боль, отмечается отек верхней губы и щеки, сужение правого носового хода за счет конусовидного инфильтрата в области крыла носа, увеличен околоушный лимфоузел справа, женщина растеряна, удручена своей беспомощностью.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблем пациента.

3. настоящие;

4. потенциальные;

5. социальные.

6. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

7. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

 

Эталоны ответов

1. Фурункул носа.

2. А- Настоящие- затруднение носового дыхания справа, головная боль, высокая температура, отек мягких тканей лица, конусовидный инфильтрат в преддверии носа, лимфаденит, (состояние тяжелое).

Потенциально- фурункулез, флегмона орбиты, тромбоз кавернозного синуса.

Б- отсутствие помощи в сложившейся ситуации.

В- пожилой возраст, одиночество, сахарный диабет.

Психологическая - провести беседу о необходимости стационарного лечения в связи с тяжестью состояния.

Социальная - вызвать машину скорой помощи для госпитализации.

Медицинская - стационарного лечение в ЛОР- отделении.

3. Консервативное лечение:

· постельный режим, молочно-растительный стол;

· тампон с бальзамической мазью, обработка 3% перекисью водорода, раствором бриллиантового зеленого;

· антибактериальная, иммуностимулирующая терапия.

Оперативное лечение при нарастании отека лица, признаках осложнений.

4. Консультация эндокринолога, анализ крови на сахар, общий анализ крови.

 

 

ЗАДАЧА 2

Вечером по телефону к вам обратился за консультацией ваш знакомый студент технического вуза. В течении недели он болеет простудным заболеванием, беспокоит затруднение носового дыхания. головная боль, ухудшение общего состояния, субфебрильная температура. из носа густое желтовато-зеленое отделяемое с трудом отсмаркивается. Лечение не проводилось.

Больной обеспокоен тем, что он не может подготовиться к предстоящему через 2 дня экзамену и просит объяснить, какие лекарства могут облегчить его состояние.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблем пациента.

3. настоящие;

4. потенциальные;

5. социальные.

6. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

7. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

Эталоны ответов

1.Острый ринит в 3 стадии.

2. А - затруднение носового дыхания, головная боль, субфебрильная температура, густое, желтовато-зеленое гнойное отделяемое из носа, (состояние средней тяжести).

Б - беспокойство по поводу предстоящего экзамена.

В - необходимость сдачи экзамена.

3. Психологическая - провести беседу о необходимости обращения к врачу для проведения обследования, лечения и получения основания для переноса срока экзамена.

Медицинская - дать совет: горчичная ножная ванна, введение сосудосуживающих капель в нос, обильное теплое питье, обратится на следующий день в поликлинику к ЛОР врачу.

Социальная - перенос экзамена на основании документа, выданного врачом.

4. Консультация ЛОР врача:

· передняя риноскопия;

· введение сосудосуживающих, антибактериальных капель в полость носа;

· сульфаниламидные, антибактериальные средства;

· общеукрепляющее лечение;

· физиотерапевтические процедуры.

5. Рентгенограмма придаточных пазух носа по показаниям, бактериологическое исследование полости носа.

ЗАДАЧА 3

Вы работаете на ССП. Посетили на дому больного 70 лет, одинокого, страдающего гипертонической болезнью II степени. Неделю назад обратился к терапевту по поводу простудного заболевания. Проводил назначенное лечение - сульфаниламиды, санорин в нос. Вчера состояние ухудшилось: усилилась головная боль, появилась боль в области правой глазницы корня носа, ухудшилось обоняние. К утру в носоглотке скапливается густое гнойное отделяемое. Пациент обеспокоен тем, что пролил капли для носа. АД 200/110.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблем пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

 

Эталоны ответов

1. Острый синусит, предположительно правосторонний этмоидит, гипертонический криз.

2. А - отсутствие носового дыхания справа. Боль в области переносицы и правой глазницы, сильная головная боль, снижение обоняния, скопление гнойного отделяемого в носоглотке по утрам, АД 200/110, (состояние тяжелое).

Потенциально: орбитальные, внутричерепные осложнения, инсульт.

Б - беспокойство в связи с тем, что пролил капли для носа.

В - пожилой возраст, одиночество, наличие гипертонической болезни 2 ст.

3. Психологическая - провести беседу о необходимости стационарного лечения, в связи с тяжестью состояния, объяснить, что введение сосудосуживающих капель в настоящее время противопоказано.

Социальная - вызвать машину скорой помощи для госпитализации пациента в ЛОР отделение.

Медицинская - ввести гипотензивные средства.

4. Консультация ЛОР врача:

· передняя риноскопия;

· перемещение лекарств в околоносовые пазухи после снятия гипертонического криза;

· антибактериальная, иммуностимулирующая терапия.

5. Консультация терапевта, выполнение его назначений. Рентгенограмма околоносовых пазух, бактериологическое исследование полости носа.

ЗАДАЧА 4

К вам за советом обратилась знакомая, работница прачечной, страдающая частыми простудными заболеваниями. К врачу не обращалась. При затруднении носового дыхания постоянно использовала нафтизин, санорин. В последнее время капли эффекта не дают. Носовое дыхание отсутствует, беспокоит чихание, водянистые выделения из носа, Головная боль, снижение работоспособности.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

 

Эталоны ответов

1.Хронический вазомоторный ринит.

2. А - отсутствие носового дыхания, чихание, водянистые выделения из носа, головная боль, снижение работоспособности, (состояние средней тяжести).

Потенциально: полипозный риносинусит, астматический бронхит, бронхиальная астма и др.

Б - отсутствие эффекта лечения.

В - производственные вредности - повышенная влажность, контакт со стиральными порошками, отсутствие профессиональных консультаций и диспансерного наблюдения.

3. Психологическая - провести беседу о необходимости отмены сосудосуживающих средств и консультации ЛОР врача и аллерголога.

Медицинская - посетить врача и провести назначенное лечение.

Социальная - сменить место работы.

4. Консультация ЛОР врача:

· передняя и задняя риноскопия;

· анемизация слизистой оболочки;

· назначение антигистаминных препаратов;

· физиотерапия.

1. Рентгенограмма околоносовых пазух. Консультация аллерголога для проведения проб и назначения лечения.

ЗАДАЧА 5

Вы являетесь медицинским работником спортивного лагеря. Ночью вас попросили осмотреть заболевшего ребенка. Жалобы на боль при глотании, однократную рвоту, головную боль.

При осмотре зева - определяется гиперемия мягкого неба, миндалины увеличены, отмечаются множественные точечные гнойные включения, увеличены и болезненны подчелюстные лимфоузлы. температура 390С. накануне отряд в походе попал под сильный дождь.

Задания

1. Поставьте диагноз

2. Определите лечение

 

Эталоны ответов

1.Острый фоликулярный тонзиллит.

2. А - боль при глотании, головная боль, однократная рвота, гиперемия мягкого неба, увеличение миндалин множественные точечные гнойные включения, увеличение и болезненность подчелюстных лимфоузлов. температура 390, (состояние тяжелое).

Потенциально: инфицирование окружающих.

Б - невозможность продолжать морские купания.

В - возможность массового заболевания детей в связи с переохлаждением.

3. Социальная - поместить ребенка в изолятор, провести утром осмотр всех детей в отряде, сообщить начальнику лагеря.

Медицинская - оказать доврачебную помощь, обеспечить консультацию врача.

Психологическая - успокоить ребенка.

4. Доврачебная помощь:

· постельный режим;

· обильное питье;

· орошение зева;

· жаропонижающие средства.

Консультация врача:

· антибактериальная терапия, десенсибилизирующие средства;

· аэрозольные препараты;

· оральные антисептики, литическая смесь.

5. Бактериологическое обследование.

ЗАДАЧА 6

Вы работаете на ФАПе, обслуживаете вызов на дом. Пациентка 35 лет неделю назад почувствовала недомогание, боль в горле при глотании, по вечерам отмечала озноб, продолжала работать, лечилась домашними средствами. Накануне состояние ухудшилось, отмечает выраженную слабость, боль в горле усилилась с иррадиацией в ухо, второй день отказывается от пищи, речь гнусавая.

При осмотре отмечается вынужденное положение головы, с трудом открывается рот.

Зев гиперемированы, левая миндалина смещена за среднюю линию, верхний полюс ее выбухает, напряжен. Слева в подчелюстной области увеличенный и болезненный лимфоузел.

За медицинской помощью не обращалась. Обеспокоена положением на работе, т.к. работает кладовщиком, является материально ответственным лицом.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

Эталоны ответов

1. Паратонзиллярый абсцесс.

2. А - боль в горле с иррадиацией в ухо, отказ от пищи, гнусавая речь, озноб, общее недомогание, гиперемия зева, увеличение левой миндалины, выбухание верхнего полюса, смещение ее за среднюю линию, увеличение и болезненность подчелюстных лимфоузлов слева, состояние тяжелое).

Потенциально: септические осложнения.

· Б - обеспокоенность производственными проблемами.

· В - материальная ответственность на работе.

3.

· Психологическая - объяснить пациентке необходимость обращения за специализированной помощью в связи с тяжестью состояния.

· Медицинская - госпитализация в ЛОР отделение районной больницы.

· Социальная - сообщить руководству предприятия о госпитализации сотрудника.

4. Стационарное лечение:

· проведение фарингоскопии;

· новокаиновая внутриминдаликовая блокада;

· при получении гноя в шприце - вскрытие абсцесса;

· антибактериальная, стимулирующая терапия.

5. Консультация терапевта, кардиолога в связи с необходимостью тонзилэктомии.

· фарингоскопия, риноскопия;

· проведение лечения хронического синусита;

· промывание лакун миндалин, подготовка к тонзилэктомии.

ЗАДАЧА 7

Вы работаете фельдшером на ФАПе. На прием обратилась женщина 24 лет, перенесшая тяжелые роды. Заболела 4 дня назад, ела рыбу, почувствовала колющую боль в горле справа, обратилась за медицинской помощью, из миндалины удалена рыбная кость. Через день вновь появилась боль в горле, повысилась температура до 37,60С, затруднено глотание, отмечается общее недомогание.

При осмотре глотки правая миндалина гиперемирована, увеличена, напряжена.

Отмечается односторонний подчелюстной лимфаденит.

Женщину беспокоит то, что у нее резко уменьшилось количество молока.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

Эталоны ответов

1. Флегмонозный тонзиллит.

· А - боль в горле, затруднения глотания, общее недомогание, правая миндалина увеличена, гиперемирована и напряжена, увеличены подчелюстные лимфоузлы на стороне поражения, температура 37,60, (состояние средней тяжести).

2.

· Б - беспокоит развившаяся гипогалактия.

· В - перенесенные тяжелые роды, вызвавшие снижение сопротивляемости организма.

3.

· Психологическая - провести беседу о необходимости срочной консультации ЛОР врача и проведении лечения, после чего лактация должна улучшиться.

· Медицинская - направить пациентку в районную больницу на консультацию к ЛОР врачу.

· Социальная - провести беседу с родственниками о необходимости помочь женщине восстановить здоровье.

4. Консультация ЛОР врача:

· фарингоскопия, рекомендовано амбулаторное лечение;

· новокаиновая внутриминдаликовая блокада, при получении гноя в шприце - вскрытие флегмон;

· антибактериальное, стимулирующее лечение;

· орошение глотки дезинфицирующими растворами;

· постановка на диспансерный учет, возможна в дальнейшем тонзилэктомия.

1. Бактериологическое исследование флоры глотки. Консультация педиатра по поводу докорма ребенка.

ЗАДАЧА 8

Вы работаете на СПП, поступил вызов к ребенку 3 лет. Болен 3-й день, отказывается от приема пищи жалуется на боли в горле, дыхание затрудненное, шумное, температура 39.50С.

При осмотре глотки отмечается гиперемия задней стенки глотки, выпячивание на уровне ротоглотки, вынужденное положение головы, резко увеличены подчелюстные лимфоузлы.

Родители ребенка находятся в командировке, бабушка в отчаянии, отказывается решать вопрос о госпитализации ребенка в отсутствии родителей.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

 

Эталоны ответов

1. Заглоточный абсцесс.

А - боли в горле, отказ от приема пищи, шумное, затрудненное дыхание, вынужденное положение головы, гиперемия задней стенки глотки, выпячивание на уровне ротоглотки, резко увеличен подчелюстные лимфоузлы, температура 39,50 (состояние тяжелое).

2. Потенциально: самопроизвольное вскрытие абсцесса, аспирация гноя.

· Б - отказ бабушки решать вопрос о госпитализации ребенка до возвращения родителей из командировки.

· В - возможность летального исхода на дому.

3.

· Психологическая - объяснить бабушке вероятность исходя заболевания и необходимость экстренной госпитализации.

· Медицинская - экстренная госпитализация в ЛОР отделение для проведения вскрытия абсцесса.

· Социальная - предупредить бабушку, что в случае отказа от госпитализации она должна дать расписку о том, что берет на себя ответственность за жизнь ребенка.

4. Лечения стационарное, оперативное:

· подготовить для операции необходимые инструменты, медикаменты;

· после анестезии производится пункция абсцесса с максимальным отсасыванием гноя;

· при вскрытии абсцесса продолжается удаление гноя электроотсосом;

· назначается антибактериальное, стимулирующее лечение.

1. Бактериологическое исследование полученного гноя.

ЗАДАЧА 9

Ваши соседи по купе дали трехлетнему ребенку арбуз, во время еды мальчик засмеялся, после чего сильно закашлялся, отмечался кратковременный приступ удушья, затем дыхание восстановилось, но беспокоит судорожный кашель, при этом слышен хлюпающий звук.

Пассажиры предложили родителям опустить ребенка вниз головой и похлопать по спине рукой для удаления инородного тела, в вагоне вы оказались единственным медицинским работником.

Задания

3. Поставьте диагноз

4. Определите лечение

 

Эталоны ответов

1. Инородное тело трахеи.

2.

· А - приступ сильного кашля с кратковременной остановкой дыхания во время еды, судорожный кашель, симптом хлопка, (состояние тяжелое)

· Потенциально: обтурация стволового бронха, ущемление инородного тела голосовыми связками.

· Б - беспокойство родителей.

· В - отсутствие квалифицированной медицинской помощи, опасность неправильного оказания помощи.

3. Психологическая - предупредить окружающих об опасности оказания неквалифицированной помощи.

Социальная - сообщить начальнику поезда о необходимости связаться с крупной станцией, имеющей специализированное отделение для оказания экстренной помощи ребенку с инородным телом нижних дыхательных путей.

4.Стационарная помощь:

· проведение бронхоскопии;

· удаление инородного тела специальными инструментами;

5.Рентгенограмма органов грудной клетки по показаниям.

ЗАДАЧА 10

На загородном дачном участке пожилой мужчина ел рыбу, внезапно почувствовал резкую боль за грудиной, затруднения прохождения пищи, соседи по даче посоветовали глотать корки.

При осмотре полость рта свободная, у пациента имеется съемный протез верхней челюсти, отмечается обильное слюнотечение, позывы на рвоту, поблизости нет медицинского учреждения.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

Эталоны ответов

1. Инородное тело пищевода.

2. А - резка боль за грудиной во время еды, затруднение прохождения пищи, обильное слюнотечение, позывы на рвоту, полость рта свободна, имеется съемный протез верхней челюсти, (состояние средней тяжести).

Потенциально:

· Повреждение инородным телом стенки пищевода, стенки трахеи, развитие эзофагита, медиастенита и др.

· Б - обеспокоенность случившимся.

· В - отсутствие квалифицированной медицинской помощи.

· 3. Медицинская - оказание неотложной доврачебной помощи.

· Социальная - организовать окружающих на поиски транспорта для госпитализации в специализированное отделение.

· Психологическая - объяснить соседям опасность глотания корок при остром инородном теле пищевода, успокоить пациента.

4. Неотложная помощь:

· осмотреть полость рта и гортаноглотку, удалить протез;

· попытаться удалить инородное тело с помощью рвотного рефлекса;

· при отсутствии эффекта транспортировать пациента на попутном транспорте в специализированное отделение.

5. Лечение в специализированном стационаре:

· рентгенография органов грудной клетки;

· эзофагоскопия, удаление инородного тела специальными инструментами.

ЗАДАЧА 11

Вы работаете в медпункте железнодорожного вокзала. К вам обратился больной 65 лет БОМЖ с жалобами на сильную головную боль, боль в правом ухе, иррадирующую в глаз. зубы. усиливающуюся при жевании, озноб, общее недомогание. снижение слуха.

При осмотре правый слуховой проход резко сужен за счет гиперемированого инфильтрата, резкая болезненность при надавливании на козелок, увеличены и болезненны околоушные лимфатические узлы. Температура 390С.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

 

Эталоны ответов

1. Фурункул наружного слухового прохода.

2. А - боль в правом ухе, усиливающаяся при жевании, иррадиирущая в глаз, снижение слуха. головная боль, озноб, общее недомогание, значительное сужение слухового прохода за счет гиперемированного инфильтрата, резкая болезненность при надавливании на козелок, увеличение и болезненность околоушных лимфатических узлов, температура 390, (состояние тяжелое).

3. Потенциально:

· Рецидивирующее течение.

· Б - пациент не уверен в возможности получения помощи.

· В - отсутствие жилья и возможности обеспечить лечение.

· Социальная - вызвать машину скорой помощи для госпитализации пациента.

· Медицинская - консервативное лечение в стационаре.

· Психологическая - проявить доброжелательное отношение к пациенту.

4. Лечение в стационаре:

· тампон с бальзамической мазью, туалет 3% раствором перекиси водорода, обработка дезинфицирующими растворами;

· антибактериальная, стимулирующая терапия;

· физиотерапевтическое лечение.

5. Бактериологическое исследование гнойного содержимого, анализ крови на сахар.

 

ЗАДАЧА 12

Вы работаете в медпункте школ. Преподаватель физкультуры сообщил Вам, что во время занятий учащийся 14 лет упал с турника, потерял сознание, из правого слухового прохода отмечается истечение прозрачной жидкости с примесью крови. Врача в школе в настоящее время нет.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

 

Эталоны ответов

1.Травма внутреннего уха.

А - падение с турника, потеря сознания, истечения из правого уха прозрачной жидкости с примесью крови, (состояние крайне тяжелое).

2. Потенциально: летальный исход.

Б - у преподавателя физкультуры, директора школы, у родителей.

В - отсутствие квалифицированной медицинской помощи, тяжкое телесное повреждение с угрозой для жизни в процессе занятий.

Медицинская - обеспечение покоя, щадящая экстренная транспортировка в стационар.

Социальная - вызвать реанимационную бригаду, сообщить директору школы, который известит родителей о несчастье.

Психологическая - подготовить седативные средства, сердечные, гипотензивные препараты.

4. Неотложная доврачебная помощь:

· предупредить окружающих о недопустимости перемещения пострадавшего, укладывания на подушку и т.д.;

· вложить в наружный слуховой проход стерильный шарик

· противошоковые мероприятия.

5. Лечение в реанимационном отделении.

ЗАДАЧА 13

На приеме на ФАПе к Вам обратилась мать с 5 летней девочкой, болеющей острым средним отитом. На 4-ый день заболевания отметила ухудшение состояния, повышение температуры до 38,50С, усиление болей в ухе, преимущественно в заушной области, шум в ухе, снижение слуха, обильное гноетечение из уха. При осмотре отмечается оттопыривание ушной раковины, гиперемия, отек и инфильтрация кожи сосцевидного отростка, болезненность при пальпации, заушная складка сглажена. Слуховой проход заполнен гноем. Температура 38,50С.

Задания

1. Установите предположительный диагноз.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

· настоящие;

· потенциальные;

· социальные.

3. Установите вид медицинской помощи (неотложная, амбулаторная, стационарная).

4. Укажите необходимость дополнительного обследования, консультации специалистов.

 

Эталоны ответов

1. Подозрение на мастоидит.

А - у ребенка, болеющего отитом. ухудшение состояния на четвертый день, усиление болей в ухе, преимущественно в заушной области, шум в ухе. обильное гноетечение пульсирующего характера, оттопыривание ушной раковины, сглаженность заушной складки, отечность и болезненность сосцевидного отростка, температура 38,50.(состояние тяжелое).

2. Потенциально: развитие внутричерепного осложнения.

· Б - волнение матери по поводу ухудшения состояния ребенка.

· В - необходимость госпитализации ребенка в ЛОР отделение и дальнейшее диспансерное наблюдение.

3. Медицинская - необходимость срочной госпитализации ребенка в ЛОР отделение.

Психологическая - объяснить матери, то в стационаре девочке будет проведено соответствующее лечение.

Социальная - взять на диспансерный учет ребенка после выписки, провести санацию очагов инфекции.

4. Лечение в ЛОР отделении:

· осмотр оториноларинголога, необходимое обследование;

· решение вопроса о методе лечения - консервативном или оперативном.

5. Рентгенограмма височной кости, бактериологическое исследование гнойного отделяемого из уха.

Консультация окулиста, невропатолога и др.

Педиатрия

ЗАДАЧА 1

Фельдшера ФАП вызвали к ребенку 5 летнего возраста. Со слов мамы, болен 2-ой день, заболевание началось с повышения температуры до 38,5оС, гнойных выделений из глаз. На второй день появились боли в горле, покашливание, отказ от еды, держится лихорадка.

При осмотре состояние средней тяжести, t - 39оС, малыш негативен к осмотру, капризничает. Кожные покровы чистые, горячие влажные. В зеве яркая гиперемия дужек, миндалин, гипертрофия фолликул задней стенки глотки. Носовое дыхание затруднительно, без экссудата отмечается гиперемия склер, конъюнктивы глаз, гнойный экссудат.

Пальпируются передние – шейные, подчелюстные лимфоузлы. В легких дыхание везикулярное, частота дыхания 28 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные ЧСС 120 уд в мин. Живот мягкий безболезненный. Стул оформлен, мочеиспускание свободное.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Определите неотложное состояние развившееся у пациента, обоснуйте ответ.

3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

4. Продемонстрируйте технику закапывания капель в глаза.

Эталоны ответов

1. DS: ОРВИ (аденовирусная инфекция) диагностируется на основании лихорадки в течении 3 - 4 дней; неодновременного возникновения поражения слизистых глаз, катара дыхательных путей (тонзилоназофарингит), увеличение шейных лимфоузлов.

1. Гипертермия («розовая лихорадка»): температура 39С, кожа влажная, горячая.

2. Неотложная помощь:

· раскрыть, максимально обнажить ребенка;

· обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков;

· назначить обильное питье – чай с лимоном, клюквенные, брусничные морсы, щеочные минеральные воды, отвары шиповника;

Использовать физические методы охлаждения:

· обдувание вентилятором

· прохладная мокрая повязка на лоб, пузырь со льдом на расстоянии 10 см от головы пациента

· холод на области прохождения крупных сосудов (паховая, аксилярная области)

· обтирание водой t-30 - 32C губкой или ватным тампоном в течение 5 минут, повторять каждые 20 – 30 минут, 2 – 3 раза

· смена нательного; постельного белья

Назначают внутрь (или ректально):

· Парацетомол в дозе 10-15 мг/кг на прием, (суточная доза не > 60 мг/кг), в идее сиропов, свечей, шипучих порошков, таблеток с названиями – «эффералган», «Калпол», «Панадол», «Тайленол» и др.

· Ибупрофен в детских формах «Ибуфен», «Нурофен» 6-10 мг/кг веса на прием (20-40 мг/кг/сути)

· Через 30 мин провести контроль t, если температура не снижается ввести в/м 50% р-р анальгина 0,1 – 0,15 мл/год жизни.

ЗАДАЧА 2

Фельдшер принимает ребенка в возрасте 8 месяцев в «доме Малютки». Во время осмотра зева малыш закричал, издал «петушиный» крик, резко побледнел, затем посинел, произошла остановка дыхания, потеря сознания. Кисти рук кратковременно приняли положение «руки акушера». Фельдшер констатировал тоническое напряжение мышц лица, разгибателей конечностей, мышц туловища, затем появились короткие сокращения различных мышц туловища, конечностей. После проведения неотложных мероприятий ребенок издал звучный вдох, заплакал, заснул через 10 минут. При осмотре выявлены изменения скелета - уплощение затылка, лобные теменные бугры, реберные «четки», «килевидная» грудь, «браслеты» в области эпифизов костей предплечья, утолщенные фаланги пальцев, зубы отсутствуют. Выражена мышечная гипотония, разболтанность суставов. Ребенок сидит с поддержкой, не ползает, редко произносит слоги, мало эмоционален, плаксив. Кожные покровы бледные, чистые. В легких дыхание пуэрильное. Тоны сердца умеренно приглушены, короткий систолический шум на верхушке. Живот «лягушачий», печень на 3см выступает от края реберной дуги. Физиологические отправления без отклонений от нормы

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Определите неотложное состояние развившееся у пациента, обоснуйте ответ.

3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

4. Продемонстрируйте технику подачи увлажненного кислорода.

 

Эталоны ответов

1. Рахит 2 степени тяжести период разгара, подострое течение. Явная спазмофилия, ларингоспазм, карпопедальный спазм, эклампсия. Диагноз выставлен на основании объективного обследования, приступе ларингоспазма, судорог.

2. Гипокальциемические судороги, ларингоспазм обусловленные снижением концентрации ионизированного кальция крови.

3. Неотложная помощь:

· Создание доминантного очага возбуждения в мозге путем:

· раздражения слизистой оболочки носа - дуть в нос, щекотать нос, надавить на корень языка;

· раздражение рецепторов кожи - похлопать по ягодицам, обрызгать лицо прохладной водой;

· раздражение вестибулярного аппарата - изменить положение тела, встряхнуть ребенка;

· во время судорог уложить ребенка на твердую поверхность. Очистить дыхательные пути, ротовую полость от слизи, обеспечить доступ свежего воздуха или подать увлажненный кислород;

· при легкой форме судорожного приступа назначается 10% р-р глюконата кальция через рот 0,15г/кг веса в сутки. При тяжелых -10% глюконат кальция в/в 20 мг/кг веса на 5% глюкозе, 25% р-р магния сульфата, или 0,5% р-р седуксена 0,3 мг/кг в/м;

· при тяжелой форме приступа ребенок направляется на стационарное лечение;

· лечение основного заболевания препаратами витамина D3, цитратной смесью.

ЗАДАЧА 3

Ребенок 6 лет госпитализирован в стационар с жалобами на навязчивый, приступообразный сухой кашель, чувство сдавления в груди. Ухудшение самочувствия родители связывают с ремонтными работами в доме, контакт с лаками, красками. Из анамнеза известно, что мальчик c 6 мес. страдает пищевой аллергией на молоко, яйца, рыбу, бананы, часто болеет ОРЗ, бронхитами. У мамы и бабушки медикаментозная, пищевая аллергия, крапивница.

При осмотре: состояние средней тяжести, сидит, упираясь руками о стул, дыхание шумное, свистящие хрипы. Кожные покровы бледные, раздувание крыльев носа, цианоз носогубного треугольника. Частота дыхания 40 в минуту. Над легкими при перкуссии коробочный звук, выслушиваются сухие, свистящие хрипы, выдох удлинен. Тоны сердца умеренно приглушенны, ЧСС 120 уд. в мин. В контакт вступает неохотно, отвечает короткими фразами, с трудом.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предварительный диагноз, определите неотложное состояние.

2. Расскажите о методах дополнительной диагностики.

3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

4. Продемонстрируйте технику пикфлуометрии.

 

Эталоны ответов

1. ронхиальная астма, приступный период, ДН ІІ ст.

Острый приступ бронхиальной средней степени тяжести.

2.

1. ОАК – нередко наблюдается эозинофилия

2. исследование ФВД – спирометрия или пневмотахиметрия (уменьшение скорости форсированного выдоха до 60-80% от должного возрасту величин)

3. пикфлуаметрия – мониторирование ПКВ (снижение >80%, 60-80%)

4. определение газов крови

5. оценка аллергологического статуса - аллерготестирование

3. Алгоритм оказания неотложной помощи:

· ингаляторные ß2 агонисты короткого действия сальбутомол (вентамин, оренотерол, беротек) через небулайзер с физ. р - ром 0,1 мг/кг веса; беродуал через небулайзер 1 капля на кг веса или через спейсер 1-2 дозы, контроль через 20 минут, при необходимости повторить до 3-х раз.

При неудовлетворительном эффекте, переходят к оказанию помощи соответственно алгоритму:

· оксигенотерапия

· в/в введение эуфиллина 5-6 мл/кг веса на физ. р-ре

· к ингаляции ß2 агонистов короткого действия добавляют ингаляционные кортикостероиды – пульмикорт 0,5 мг с физ. р-ом

· возможно дополнительное введение глюкокортиностероидов системного действия (преднизолон 1-2 мг/кг веса, дексаметазон). Оценка эффективности проводится через 20 минут

ЗАДАЧА 4

Воспитатель старшей группы привела к фельдшеру детского комбината Сашу, 5-ти летнего возраста. Мальчик отказался от еды из-за болей при жевании, головных болей, однократно была рвота. В течение дня вялый, температура 38°С.

При осмотре: состояние удовлетворительное, кожные покровы чистые, впереди правого уха и в заушной области отмечается припухлость тестоватой консистенции, болезненная при давлении, кожа над слюнной железой не изменена. На слизистой правой щеки ограниченная гиперемия, отечность в области выводного протока слюнной железы. Зев спокоен. По внутренним органам без патологии. Яички обычной формы размеров, кожа не изменена. Живот мягкий, безболезненный. В детском комбинате это не первый случай заболевания.

Задания

1. Предположительный диагноз, обоснуйте ответ.

2. Определите тактику фельдшера.

3. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге, по отношению к пациенту.

4. Составьте план лечения и ухода.

5. Разложите медикаменты по листу назначений.

 

 

Препарат Доза в таблетке Доза в листе назначений Сколько дать пациенту Правила приема
1. Пиридоксина гидрохлорид   0,01   20 мг х 2 раза    
2. Супрастин   0,025   12,5 мг х 2 раза    
3. Аскорбиновая кислота   0,05   100 мг х 3 раза    
4. Ибупрофен   0,2   50 мг х 3 раза    

 

Эталоны ответов

1. Ds: Эпидемический паротит, типичная железистая форма средней степени тяжести.

2. Изолировать ребенка в бокс:

· оказать доврачебную помощь при гипертермии;

· вызвать родителей;

· провести беседу с мамой: информировать о причине заболевания, организации ухода, возможном прогнозе.

3.

· провести санпросветработу с сотрудниками ДОУ, родителями группы о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: