Земская реформа и городская реформа




 

Готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего гласности, свободы суда и печати. «Выход письма без адреса» Чернышевского. Происходят студенческие волнения, пожары, появляются листовки.

Текст земской реформы был готов в январе 1863 года. 17 апреля 1863 года Валуев принес ее на подпись Александру, но император не подписал из-за разразившегося восстания в Польше, которое не поддержала российская общественность. Единение общества и государства сохранялось. 1 января 1864 проект был подписан.

Реформа имела следующие цели:

- разделение властей: земский съезд, бывший распорядительным и законодательным органом, собирался периодически и выбирал земскую управу, которая работала постоянно.

- новая легитимация государственных органов, так как существовала выборность земств и выбирались они снизу.

- снижение сословности в местных органах (снижалось количество представителей от дворян на местах)

Таким образом, реформа сочетала в себе элементы традиции и новаторства.

15% от бюджета земств уходило на образование, 20% - на медицинское обслуживание.

В 1865 году 1-я адресная компания земств требовала учреждения Всероссийского земского собора.

Результаты земской реформы:

- организация начального образования в России и появление земских начальных школ, которые составляли 70% от всех начальных школ в Российской империи

-Организация медицинского обслуживания

- появление земской статистики

- Централизация оппозиции, так как именно из земств проистекал так называемый земский либерализм, ведь земства были единственной возможностью реализации личности вне государственных структур.

Городская реформа 1870 г. была похожа на земскую и преследовала те же цели и те же новшества, но оказалась более продвинутой. Городские избиратели делились на 3 курии:

- в первую курию входили люди, которые давали 1/3 налогов

- во вторую курию входили те, которые отдавали остальные 2/3

- в третью курию входили те, кто отдавал минимальные налоги.

Существовал имущественный принцип, из которого проистекало неравномерное количественное распределение количества человек по куриям.


Заключение

 

Незавершенность реформаторских попыток являлась одной из причин последующих кризисных ситуаций и революционных взрывов 1905 и 1917 гг. Но несправедливо было бы понятие незавершенности отнести к реформаторам 60 – 70-х гг. XIX в. Александр II и его окружение проводили в жизнь доступную им и последовательную программу коренных преобразований, которых Россия не знала со времен Петра I. Невозможно было ожидать от них радикального переустройства политической и социальной жизни страны. Их цель была укрепить существующий строй, сделать его более гибким и соответствующим современным условиям. Эта цель была реформаторами достигнута. В истории страны произошел крупнейший поворот, начался новый этап ее развития.

Вторая половина 60 годов, дает толчок к заметным колебаниям правительственного курса. Под влиянием растущего общественного движения и действий революционеров, правительство ужесточает контроль над деятельностью земств, вносит изменения в судебные уставы 1864 г., усиливает цензуру, ведет наступление против либеральных тенденций в сфере образования. В конце 70-х гг. усилилось влияние министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова, который считал необходимым для политической стабилизации режима провести некоторые реформы, призвать представителей мест для обсуждения наиболее важных вопросов жизни страны, несколько ослабить цензуру. После долгих колебаний Александр II решился на новые реформы. Однако убийство императора 1 марта 1881 г. усилило позиции крайних консерваторов, которые получили безоговорочную поддержку нового императора Александра III. М.Т.Лорис-Меликов и его сторонники были отправлены в отставку. Наступило время реакции и контрреформ.

Последователи всех общественных течений сходились в необходимости перемен. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, "новой пугачевщины", объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян "снизу", путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.


Литература

 

1. Великие реформы России. 1856 – 1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М.: Изд-во Московского университета, 1992 г. – 336 с.

2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969 – 205 с.

3. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. - 1999. - N 10.

4. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М.: Изд-во «Просвещение», 1968 г. - 368 с.

5. История государства и права России. Учебник. /Под ред. Чибиряева С.А. - 2000 – 456 с.

6. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: Политиздат, 1991 г. – 300 с.

7. Нечкина М.В.. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: