О реализации муниципальной методической темы




ДОКЛАД

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды»

Звягина Е.С.,

заместитель директора

МАУ «ЦРО КМР»

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды» - именно так была сформулирована муниципальная методическая тема работы на 2019-2020 учебный год. В связи с чем, и деятельность муниципальной методической службы, а в частности, муниципальной методической сети, была всецело посвящена реализации заявленной темы посредством различного рода методических образовательных событий для педагогических работников.

В целях детального восприятия доклада, считаю необходимым обозначить ключевые понятия темы и раскрыть их определения:

- цифровая образовательная среда (ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса; сопряженными понятиями являются – информатизация (это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения и воспитания) и компьютеризация (в узком смысле — применение компьютера как средства обучения, в широком — многоцелевое использование компьютера в учебном процессе); важно сказать, что в сфере дошкольного образования на данном этапе говорить о цифровой образовательной среде еще рано, скорее всего в дошкольном учреждении активно развиваются процессы информатизации и компьютеризации – руководители муниципальных творческих групп в составе Ассоциации воспитателей Кунгурского муниципального района расскажут подробнее о своей деятельности;

- цифровая компетентность - это способность и готовность использовать интернет критично, безопасно, уверенно и эффективно. В центре ЦОС – педагог, который должен обладать рядом компетенций:

- находить и оценивать учебные онлайн-материалы;

- искать информацию в сети;

- создавать визуально-интересные материалы;

- создавать, распространять мультимедийный контент;

- использовать онлайн-инструменты для внедрения педпрактик;

- создавать, редактировать цифровые портфолио;

- рекомендовать и распространять учебные ресурсы;

- использовать соцсети для профессионального развития.

Все выше перечисленное, безусловно, говорит о необходимости внедрения цифровых образовательных ресурсов и платформ в образовательный процесс в условиях современных реалий, когда вопрос качества результатов обученности детей любого уровня образования остается актуальным. Понятие о ЦОС и цифровой компетентности является своего рода теоретической предпосылкой к формулированию муниципальной методической темы и ее реализации посредством различного рода методических образовательных событий для педагогических работников.

Основной предпосылкой, направленной на реализацию муниципальной методической темы, является Указ Президента РФ от 07 мая 2019 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в рамках которого обозначено введение Национального проекта «Образование», а именно: подпроектов «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».

Необходимо отметить также, что владение педагогом обозначенными выше компетенциями дает множество новых образовательных возможностей и позволяет сделать процесс освоения знаний обучающимися на уроке увлекательным. Сейчас педагог вынужден трансформироваться под «нового» ребенка, формирующегося в среде Поколения-Z – синоним термина «цифровой человек», который активно использует гаджеты. Поколение Z — первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма. Больше никогда в истории человечества не будет поколения, способного сравнить цифровой мир с миром без интернета, по достоинству и без искажений информации, оценив все его недостатки и лишения в сфере социальных и экономических отношений, возникшие вследствие его стремительного развития, на своем личном жизненном опыте.

Реализовать, а на первом этапе – понять и принять - все выше описанное педагог сможет только тогда, когда у него будет формироваться правильная профессионально-методическая культура. Подчеркиваю, именно формироваться, т.к. процесс становления цифровой образовательной среды достаточно длительный, поэтому изучение данного вопроса нужно начинать незамедлительно и сделать все возможное, чтобы этот процесс формирования был безболезненным для всех сторон образовательных отношений.

Итак, муниципальная методическая тема «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды» в течение 2019-2020 учебного года была реализована посредством следующих методических образовательных событий.

Подготовительными мероприятиями стали Августовские педагогические события, в рамках которых были определены основные целевые ориентиры для педагогического сообщества Кунгурского муниципального района на 2019-2020 учебный год:

- Августовское совещание педагогических работников «Ключевые ориентиры развития муниципальной системы образования в условиях реализации национального проекта «Образование»: в работе секции для заместителей директоров по УР по теме «Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды» обеспечено информационно-организационное сопровождение школьной методической службы образовательной организации;

- Единый методический день для творческих методических формирований педагогов: в работе каждого заседания обеспечено информационно-организационное сопровождение педагогических работников.

Основными методическими мероприятиями в условиях реализации муниципальной методической темы стали следующие:

- Организация работы муниципальной методической сети: Каждое методическое объединение педагогов определило тему методической работы на текущий год, реализация темы производилась через обобщение и систематизацию педагогического опыта (выступления и доклады), мастер-классы, педагогические мини-лаборатории, открытые занятия и уроки, публикации, формирование банка данных (методических копилок). Традиционно была продолжена работа постоянно действующего семинара (ПДС) «Актуальные проблемы реализации ФГОС НОО», сегодня руководитель семинара представит итоги работы за 2019-2020 учебный год. В методическую сеть был включен постоянно действующий семинар (ПДС) «Ключевые аспекты формирования современной цифровой образовательной среды». О реализации программы семинара в текущем учебном году сегодня расскажет его руководитель. Безусловно, формированию профессиональной компетентности педагога по вопросу цифровизации образования способствует обновленная за последнее 4 года муниципальная методическая сеть, которая способствует профессиональному становлению педагогов, что немаловажно в условиях введения НСУР и Национального проекта «Образование». Всего за 2019-2020 учебный год прошло 120 заседаний, в т.ч. некоторые из них прошли дистанционно по причине введенного режима самоизоляции с целью профилактики распространения коронавирусной инфекции. По итогам каждого заседания педагогам были подготовлены сертификаты. Такая система работы способствует сопровождению педагогов в период их аттестации.

- Педагогические конференции этого года стали формами сетевого взаимодействия по диссеминации передового педагогического опыта в рамках единой методической темы: IX Краевая научно-практическая конференция «Развитие воспитательного потенциала образовательной организации в условиях реализации национального проекта «Образование» и VI Межмуниципальная конференция реализации ФГОС ДО «Использование интернет-ресурсов в педагогической практике дошкольного образования». В конференциях традиционно принимают участие научные сотрудники, что дает возможность педагогическому сообществу получить высокоуровневую экспертную оценку. В конце января 2020 года делегация Кунгурского муниципального района приняла участие в открытом межмуниципальном форуме цифровых технологий «Старт в DIGITAL», который проходил на базе МАОУ «Фроловская средняя школа «НАВИГАТОР». Пять образовательных площадок форум а погрузили участников в современные тенденции развития цифровых технологий в школах и детских садах.
Лучшие спикеры представили современные тренды и ориентиры цифрового развития образования в России и в мире!

- Издательская деятельность Центра развития образования неразрывно связана с проведением педагогических конференций. Участие в конференциях дает педагогу возможность представить свой опыт через публикацию в сборниках материалов. Сборник материалов IX Краевой научно-практической конференции содержит 89 статей, 18 из которых посвящены применению цифровых образовательных ресурсов и платформ в образовательно-воспитательном пространстве образовательной организации. Сборник материалов VI Межмуниципальная конференция реализации ФГОС ДО уже второй год издается только в электронном виде и размещается на официальном сайте МАУ «ЦРО КМР», что является в достаточной степени современно и удобно для использования педагогами в любое время и в любом месте (сборник также можно скачать и сохранить для личного применения). Нужно сказать, что на данный момент в целях избавления от бумажного варианта планируется разработка электронного варианта сертификатов по итогам участия педагогов в методических образовательных событиях на муниципальном уровне.

- В системе работает организация и проведение серии традиционных выездных семинаров для разных категорий руководящего состава образовательных организаций на базе школ и структурных подразделений. В этом году по причине введенного режима самоизоляции с целью профилактики распространения коронавирусной инфекции проведен один семинар для каждой категории. Темы семинаров, а самое главное – их содержание в действительности позволило осуществить уже имеющийся обмен опытом в рамках цифровизации образования: для руководителей – «Создание эффективного образовательного пространства в условиях сельской школы» (МБОУ «Ергачинская СОШ»); для заместителей директоров по УВР – «Роль школьной методической службы в организации научно-методического сопровождения внедрения модели цифровой образовательной среды» (МБОУ «Плехановская СОШ»); для заместителей директоров по ВР – «Реализация модели безопасной образовательной среды с целью успешной социализации личности» (МАОУ «Комсомольская СОШ»); для заместителей директоров по ДО – «Возможности цифровой образовательной среды в деятельности психолого-педагогической службы» (структурное подразделение МБОУ «Шадейская СОШ»).

- Информационно-организационное сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций на данном этапе остается в режиме индивидуального научного сопровождения через те институты, с которыми сотрудничают образовательные организации. Запланированные образовательные события для педагогических работников не были проведены. Причина – введенная самоизоляция с целью профилактики распространения коронавирусной инфекции. Сегодня в докладах представителей МБОУ «Плехановская СОШ» и МБОУ «Голдыревская СОШ» будут представлены промежуточные итоги их инновационной деятельности.

- Через конкурсы профессионального мастерства происходит формирование ключевых компетентностей педагогов, обозначенных в различных нормативно-правовых документах. В этом учебном году на муниципальном уровне были организованы следующие конкурсы, направленные в той или иной мере на формирование цифровых компетенций и, тем самым, на повышение профессионального роста педагогов по данному направлению:

«Учитель года-2020»: Всего в конкурсе приняли участие 22 человека в педагогических номинациях (кроме номинации «Команда профессионалов»). Каждый участник в занятии, уроке или мастер-классе продемонстрировал свой опыт владения информационными и цифровыми образовательными возможностями;

«Лучшая обучающая презентация для детей дошкольного возраста» (дистанционный): Целью конкурса являлось выявление лучшего педагогического опыта по использованию информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Участие принял 51 педагог из 14 структурных подразделений. Члены жюри оценили в 4 номинациях 35 презентаций, самая многочисленная номинация «Познавательное развитие», в ней приняли участие 27 участников;

«Лучший центр здоровья» (дистанционный): Участие приняли 19 воспитателей совместно с инструкторами по физической культуре (6 инструкторов). Конкурс способствовал обобщению и систематизации опыта работы в рамках создания условий для самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста;

Конкурсы видеороликов (дистанционные) «Чудесные и уникальные места Кунгурского муниципального района» и «Помнить, чтобы жизнь продолжалась»: Педагоги принимали участие совместно с детьми и родителями. Важная составляющая конкурсов – формирование информационно-телекоммуникационной компетенции;

«Лучшая методическая разработка урока (занятия) в аспекте ФГОС» (дистанционный): Всего в этом году приняли участие 99 педагогов: 48 в номинации «Дошкольное образование», 31 в номинации «Начальное общее образование» и 20 в номинации «Основное общее образование».
Членам жюри было нелегко определить лучших из лучших, но предпочтение было отдано тем разработкам, в которых было обозначено использование цифровых инструментов;

«Лучшая страничка сайта по родительскому образованию и просвещению» (дистанционный): Всего на конкурс поступило 5 заявок от структурных подразделений. Благодаря участию в конкурсе, появилась возможность создать единое информационное пространство структурного подразделения для детей дошкольного возраста по родительскому образованию и просвещению посредством сети Интернет;

Конкурсы в рамках деятельности творческих методических формирований – руководители расскажут в своих докладах.

- Курсы повышения квалификации: Всего по направлению цифровизации обучено 96 педагогов по следующим темам: «Введение в цифровую трансформацию образовательной организации», «Основы обеспечения информационной безопасности детей», «Безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации», «Цифровые технологии в образовании», «Как использовать онлайн-сервисы в работе педагога», «Информационно-коммуникационные технологии в реализации образовательного процесса в ДОО», «Как использовать онлайн-сервисы в дистанционной работе в школе или в ДОУ».

- Участие образовательных организаций в цифровых образовательных проектах: «Цифровая образовательная среда» - МБОУ «Троельжанская СОШ»; «Школьная цифровая платформа» - МАОУ «Ленская СОШ»; Сетевой IT-университет – МБОУ «Голдыревская СОШ» и МБОУ «Шадейская СОШ»; Библиотека ЭПОС – МБОУ «Калининская СОШ», МБОУ «Плехановская СОШ», МБОУ «Шадейская СОШ», МБОУ «Усть-Туркская СОШ»; Яндекс. Учебник – 12 образовательных организаций; Всероссийская акция «Урок цифры» - 10 образовательных организаций; «Проектория» и «Билет в будущее» - постепенное включение образовательных организаций в данные проекты, направленные на профориентацию и профессиональное самоопределение школьников (подробнее об итогах профориентации будет представлено в докладе Торсуновой О.В.).

Подводя итог, нужно сказать, что работа над реализацией муниципальной методической темы «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды» имеет уже продуктивный положительный опыт, который необходимо преумножать, укреплять и систематизировать.

Говоря о перспективах методической работы на следующий учебный год, есть все предпосылки организовать деятельность, направленную на укрепление профориентации и профессионального самоопределения детей. Целевые ориентиры по данному вопросу будут представлены в рамках Августовских педагогических событий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: