Мода - была и будет в нашей жизни, так как это временное управление того либо иного стиля в конкретной сфере нашей жизни. Считается, что мода определяет стиль либо вид одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т.д., который известен в нашем обществе в конкретный период времени. Часто это понятие означает очень непрочную, а также довольно быстро проходящую известность. Основным атрибутом моды считается погоня за новизной. Поэтому если предмет либо действие в определенный момент теряет свою новизну в наших глазах, то сразу же становится не модным.
В моде есть множество направлений, но основное место занимает именно мода в одежде. Такая мода за счет быстрой смены форм и стиля одежды происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Сравнивая с искусством моду можно отнести к концептуальному искусству, ведь она заключается в сочетании разных элементов (материал для одежды, фасон, цвета, аксессуары), создающих конечный образ.
Мода - временная общность средств художественной выразительности, в отличие от стиля.
Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий, связанных с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий в соответствии с условиями жизни и вкусами. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических условий и т.д.
Мода определяется социальными и экономическими условиями жизни. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает человека покупать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых, т.е. психологические причины оказывают периодические изменения моды в форме одежды, так как наступает психологическое утомление потребителей от однообразия господствующей моды и возникает желание обновить устоявшиеся формы.
|
Происходит резкий, контрастный переход к новой моде, новым формам одежды. Осуществляется циклическое развитие моды с интервалом от 3-4 до 7-5 лет.
Отдельные элементы формы одежды - силуэт, высота и ширина плеч, форма отдельных деталей, ширина изделий на различных уровнях - определяют изменение моды.
Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17-21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70 - 80%. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45% населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14-30 лет.
Мода - это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.
Мода в одежде - это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.
Их содержание учитывает ряд особенностей:
♦ Престижность, т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием;
♦ Канон (эталон) красоты, т.е. модное - это красивое, исторически присущее человеку;
|
♦ Универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;
♦ Плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;
♦ Обновляемость - это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь, каждый год. Отец ее - Протей, она зовется «Мода». Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75% определяют решение человека о покупке.
Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:
♦ особо (принципиально) модные;
♦ модные (улучшенные или модифицированные);
♦ морально устаревшие (неизменные).
Соотношение между этими группами (в процентах): 16: 68: 16.
Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68%). В то же время, наряду с остромодными (16%) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.
|
Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:
♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь;
♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.
Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение - распространение моды.
Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5-7 лет. Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство.
С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.
Важными показателями эстетических свойств одежды являются:
♦ соответствие формы назначению;
♦ колорит (соотношение всех цветов в оформлении изделия);
♦ организация объемно-пространственной структуры (соразмерность, соподчиненность всех элементов формы);
♦ соответствие конструкции современному направлению моды.
Одним из важных показателей эстетических свойств является цвет (цветовая композиция), вызывающий разнообразные ассоциации в восприятии человека [Таблица 1].
В то же время этот показатель наиболее легко обеспечивается в технологическом аспекте. Значение цвета характеризуется тем, что при несоответствии его эстетическим вкусам потребителей не совершается до 30% покупок изделий комплекса «Одежда».
Таблица 1. Эмоциональные ассоциации цветов
Цвет | Зрительно | Физиологически | Ассоциативно | Психологически |
Красный | Резкий, яркий | Возбуждение | Революция, шум, пожар | Горячие чувства, активность, гнев |
Оранжево-красный | Яркий, выделяющийся | Возбуждение | Солнце, торжество | Энергичность |
Оранжевый | Яркий, выделяющийся | Напряженность | Закат, осень, апельсин | Беспокойство, динамичность |
Желто-оранжевый | Блестящий | Накал | Восход солнца, золото | Счастье, жизнь |
Желтый | Блестящий | Спокойствие | Весна | Надежда |
Зеленый | Неустойчивый | Покой, свежесть | Растение, море | Мир, уравновешенность |
Синий | Прозрачный | Прохлада | Далекие горы | Равновесие, успокоение |
Фиолетовый | Плотный, сумеречный | Теплый воздух | Фиалка | Торжественность, траур |
Пурпурный | Сочный | Страсть | Власть | Пышность |