Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храм Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Он является четвертой по размеру христианской святыней после собора Святого Петра в Риме, церкви Святого Павла в Лондоне и флорентийского храма Святой Марии в Италии.
Высота собора 101,5 м, длина 111,3 м, ширина — 97,6. Наружный диаметр купола 25,8 м, внутренний — 21,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором, храм вмещает – около 12 тысяч человек.
Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского –византийского святого, в честь которого и была возведена церковь.
Здание прямоугольное в плане, с учётом портиков его очертание представляет собой почти равноконечный крест. Собор стоит на цоколе, стереобате с двумя широкими ступенями. Храм пятиглавый с доминирующей центральной полусферической главой на барабане, окруженном гранитными колоннами и четырьмя малыми главками, завершающими квадратные колокольни. Главный вход, в нарушение обычая, устроен в западном портике, восточный входа не имеет. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами.
История собора началась в 1710 г., когда император Петр I издал указ о его строительстве. Неподалеку от здания Адмиралтейства была возведена церковь из дерева. Здесь в 1712 году государь обвенчался с женой Екатериной Алексеевной.
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет. Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
|
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после вступления на престол Екатерины II. Освящен храм был только в 1802 году. Но после ее смерти строительство церкви затянулось на годы и т.к она строилась согласно указам по требованиям трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран, который работал над ним более 40 лет.
Главным условием нового императора Александра 1 было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. В результате собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора.
|
Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн. рублей серебром.
При устройстве фундамента О. Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это гарантировало здание от опасных последствий осадки.
При строительстве купола Монферран стремился максимально облегчить его без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. При отливке купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек. Образцом послужил купол лондонского Собора Святого Павла.
Диаметр наружного свода составляет 25,8 м, нижнего — 22,15 м. Пространство между фермами для утепления было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма и значительно легче кирпичных.
Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.
Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения.На позолоту ушло около 100 кг червонного золота В процессе получили отравление парами ртути и скончались до 120 человек. Впоследствии золочение не очень больших деталей проводилось безопасным методом гальванопластики.
|
Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол.
С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи — есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.
Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Преимуществами именно этого места для каменоломни были большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта.
Круглая форма колон достигалась с помощью молотов. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России.
Для подъёма колонн были построены специальные леса. В стороне были установлены 16 чугунных во́рот-кабестанов, на каждом из которых работало по восьмеро человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 40—45 минут.
Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.
Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Толщина стен составляла от 2,5 до 5 м. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 40—50 см, внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев, вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.
Великолепием собора является оформление его фасадов.
Фраза, помещённая над северным портиком, — "Господи, силою твоею возвеселится царь",— может считаться выражением идеи всего сооружения. Рельеф фронтона северного портика — это "Воскресение Христа". В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов благоговейно поддерживают их.
Сюжетом барельефа западного фасада стала "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием", что символизирует единение небесной и мирской власти (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода) — таков идейный замысел барельефа. Римский император Феодосий, опытный полководец, правивший в VI веке нашей эры, был приверженцем и охранителем христианской религии в борьбе с еретиками и язычниками. В центре барельефа — Исаакий Далматский жестом правой руки словно благословляет Феодосия (с лицом императора Александра I), держа в левой руке крест. В правой части — коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (с лицом Елизаветы Алексеевны, жены Александра I), а за ней две фигуры. В первой из них можно уловить портретные черты президента академии художеств — А. Н. Оленина, во второй — министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского (придворные Александра I и Николая I). Наконец, в левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках. При внимательном рассмотрении мы узнаём портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана, по замыслу которого и создавалась вся скульптура здания. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета.
Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне — Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей — месопотамского и эфиопского. Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки. Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
По углам храма и на вершинах фронтонов размещены статуи 12 святых апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса. Апостол Пётр изображён с ключами от врат царства небесного. Апостол Павел изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову. Евангелист Иоанн изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня, при его строительстве было использовано 43 породы минералов. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 квадратных метров) – творчество немецких мастеров.
Главный купол изнутри расписывал знаменитый художник Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали В. Шебуев, Ф. Бруни, И. Витали и многие другие известные художники. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов.
Общий стиль оформления относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.
В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.
Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.
Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.
При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.
История музея Исаакиевского собора начинается с 1928 года, когда в нем была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.
12 апреля 1931 года с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль.
В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. Для маскировки купол собора был перекрашен в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.
После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года. Для посетителей музей открыл свои двери в декабре 1948 года. На куполе собора была устроена смотровая площадка, откуда открывается панорама центральной части города.
В январе 1963 года музей-памятник «Исаакиевский собор» стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда.
В 1969 году Исаакиевский собор был выделен в самостоятельное музейное учреждение.
Одним из знаменательных событий в жизни музея стало возобновление богослужений в храмах-памятниках: в 1990 году, впервые после закрытия Исаакиевского собора как действующего храма, в нем совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Пройдет всего несколько лет, и в 2005 году будет подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса».
Словарь:
Алевролитовый сланец - уникальный камень, он добывается вручную слоями. Первая разработка месторождения велась в 19 веке для отделки внутренних палат Исаакиевского собора. Сланец имеет неповторимую расцветку преимущественно кремово-бордовую, красиво насыщается цветом от дождя, прекрасно сочетается в ландшафте с цветом травы и дерева. Встречаются плитки розового цвета, которые приятно дополняют основной цвет. Ещё одна отличительная особенность породы - текстура поверхности, напоминающую рябь на озере, волну прибоя. Он не скользит и выдерживает любые нагрузки, не подвержен окислению, не меняет цвет, легко чистится.
Барельеф - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма;
Барокко - (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонны и эстетическое направление барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы. Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Витраж - вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Ворот -кабестан - Кабестан представляет собой вертикальный ворот и является разновидностью лебёдки с барабаном, насаженным на вертикальный вал.
Гальванопластика - это электрохимический процесс, который позволяет на поверхности любого предмета, форму которого хотят повторить, осаждать слой металла (меди, никеля, серебра и т.д.), и отделяя его от образца, получать точную копию. Данный метод используется в тех случаях, когда у металлического предмета довольно сложная форма и обычные формы, такие как литье или механическая обработка заготовки не походят, так как с помощью них точно повторить объект невозможно.
Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейскойкультуреXVII—XIXвв.В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Колоннада - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади.
Литургия - главнейшее христианскоебогослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинствоЕвхаристии.
Маятник Фуко –маятник, используемый для экспериментальной демонстрации суточного вращения Земли.
Неоренессанс - одна из наиболее распространённых форм стиля историзмаXIX века, воспроизводившей архитектурные решения времён Возрождения, Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры.
Пилон – Массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.
Портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Порфир – камень красного, пурпурного цвета горной породы, используемого при отделки зданий
Стереобат – в античной архитектуре, цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве С. обычно состоял из трёх ступеней, верхняя из которых (или только её поверхность) называлась
Цоколь - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано.
Шунгит - природный материал, обладающий декоративными и лечебными свойствами.
Эклектика - смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., художественное направление в архитектуре и изобразительном искусстве. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизмаПотамоном
Методические рекомендации по работе с макетом:
1.Знакомство с архитектурным объектом необходимо начинать с рассказа об истории создания храма, легенд, которыми окутана его история.
2. Изучение конструкции церкви начинается со знакомства с основными архитектурными деталями (восьмерик, купол, арка ит.д.).
3. Затем следует этап создания целостного образа архитектурного объекта. Его нужно начинать с основания храма, двигаясь постепенно к главному куполу. При этом необходимо комментировать восходящее движение, конкретизируя детали (э клектика, ярусность, ц околь, пилон ит.д.).
4. Для проверки сформированности образа архитектурного объекта можно попросить обучающихся составить рассказ о данном сооружении, познакомить с архитектурным памятником одноклассников и других участников мероприятия. Целесообразным будет изготовление элементов сооружения из пластилина и рельефное рисование изучаемого объекта.
.