Законодательство о государственной службе подразделяет государственных служащих на две категории: государственные служащие, занимающие политические должности, государственные служащие, занимающие административные должности. Несмотря на определенные новации, которые были привнесены из зарубежного опыта, сам закон не претерпел каких-либо существенных изменений.
Как и ранее, деятельность государственных служащих связана с исполнением должностных полномочий, направлена на реализацию задач и функций государственной власти. Деятельность в качестве государственного служащего возможна в государственном органе при наличии вакантной должности, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и обязанностей.
Несмотря на некоторые заимствования из опыта государственной службы зарубежных стран (Франции и других) можно выделить ряд принципиальных моментов, которые требуют критического восприятия. Например, государственные служащие Франции подразделяются на две категории. Но если правовой статус первой категории служащих регулируется Общим уставом служащих государства и местных сообществ и иными актами, то лица иной категории имеют каждый свой устав.54
В Казахстане каждая категория государственных служащих, наряду с положениями рамочного Закона «О государственной службе», имеет собственный правовой статус. Поскольку деятельность государственных служащих связана с обеспечением задач и функций государственной власти, а каждый орган имеет собственный статус, он и предопределяет статус государственных служащих.
Политические и административные государственные служащие не равноценны по правовому статусу. Законодательство к политическим служащим относит государственных служащих: 1) назначаемых Президентом РК; 2) назначаемых и избираемых Палатами Парламента \ Правительством; 3) являющихся представителями Президента и Правительства; 4) возглавляющих (руководители) центральные исполнительны! органы и ведомства, а также их заместителей.
|
Состав политических и административных служащих зависит от решения Президента, так как и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается главой государства по представлению уполномоченного органа, подведомственного Президенту.
Государственные административные служащие не входят в состав политических служащих, осуществляют должностные полномочия на профессиональной основе в государственном органе.
Можно отметить, что классификационные критерии разграничения государственных служащих достаточно условны и зависят от воли субъекта, определяющего реестр должностей государственных служащих и порядка комплектования политических и административных государственных служащих.55
Вместе с тем, мы должны понимать, что за кажущимися простыми политическими действиями в кадровой политике, находится сложный механизм отбора кадров, опирающийся на основания власти. Специалистами (А.Н. Леонтьев, В.П. Пугачев и др.) отмечено, что ролевые и поведенческие интерпретации власти противостоят мерам об особом назначении политики.56
Действительно, субъекты политической власти обладают не только уникальной системой ресурсов власти (аппарат, право fia принятие и применение норм права, корпоративные неписаные правила и др.). Кроме того, оценка ресурсов и власти в целом может быть различной, в зависимости от процедур формирования власти (нормативистская, либерально-демократическая и др.).
|
Если политические государственные служащие как инструмент политической власти призваны выражать интересы народа (источника власти), то желательна разработка критериев, согласно которым они должны (или могут) претендовать на соответствующую должность. Именно эта категория должна быть «прозрачна» по отношению к электорату. Данное требование достаточно понятно изложено в принципах государственной службы (статья 3 Закона РК «О государственной службе»).
И хотя в литературе сложились определенные стереотипы в отношении политических служащих, сами же исследователи указывают на отсутствие должной законодательной базы, которая позволяет решать вопросы | снятия с должности и учитывать возможные правовые последствия.
Закон лишь указывает на возможность занятия административной должности политическим государственным служащим, минуя установленные процедуры, но только по решению Президента.
Занятие административной государственной должности и продвижение по службе может осуществляться гражданами Республики Казахстан на конкурсной основе, если иное не установлено Законом «О государственной службе». И хотя данный Закон не устанавливает прямых или косвенных ограничений по социальным, национальным, имущественным признакам, есть обязательные требования процедурного характера:
|
- занятие административной государственной должности внутри одной категории должностей может осуществляться без конкурсного отбора, если данный служащий (занимающий должность в порядке перевода) отвечает предъявляемым требованиям;
- занятие административной государственной должности вне конкурсного отбора разрешается политическим государственным служащим, депутатам Парламента, депутатам маслихатов, работающим на постоянной основе, прекратившим свои полномочия и соответствующим предъявляемым (квалификационным) требованиям.
Наряду с политическими и административными государственными служащими законодательство выделяет должностных лиц, к которым относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства, то есть осуществляющие функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе.