Классификация государственных служащих




 

Законодательство о государственной службе подразделяет госу­дарственных служащих на две категории: государственные служащие, занимающие политические должности, государственные служащие, зани­мающие административные должности. Несмотря на определенные нова­ции, которые были привнесены из зарубежного опыта, сам закон не претерпел каких-либо существенных изменений.

Как и ранее, деятельность государственных служащих связана с ис­полнением должностных полномочий, направлена на реализацию задач и функций государственной власти. Деятельность в качестве государствен­ного служащего возможна в государственном органе при наличии вакан­тной должности, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и обязанностей.

Несмотря на некоторые заимствования из опыта государственной служ­бы зарубежных стран (Франции и других) можно выделить ряд принципи­альных моментов, которые требуют критического восприятия. Например, государственные служащие Франции подразделяются на две категории. Но если правовой статус первой категории служащих регулируется Об­щим уставом служащих государства и местных сообществ и иными акта­ми, то лица иной категории имеют каждый свой устав.54

В Казахстане каждая категория государственных служащих, наряду с положениями рамочного Закона «О государственной службе», имеет соб­ственный правовой статус. Поскольку деятельность государственных слу­жащих связана с обеспечением задач и функций государственной власти, а каждый орган имеет собственный статус, он и предопределяет статус государственных служащих.

Политические и административные государственные служащие не равноценны по правовому статусу. Законодательство к политическим слу­жащим относит государственных служащих: 1) назначаемых Президен­том РК; 2) назначаемых и избираемых Палатами Парламента \ Правительством; 3) являющихся представителями Президента и Правительства; 4) возглавляющих (руководители) центральные исполнительны! органы и ведомства, а также их заместителей.

Состав политических и административных служащих зависит от реше­ния Президента, так как и порядок отнесения административных должно­стей по категориям утверждается главой государства по представлению уполномоченного органа, подведомственного Президенту.

Государственные административные служащие не входят в состав по­литических служащих, осуществляют должностные полномочия на про­фессиональной основе в государственном органе.

Можно отметить, что классификационные критерии разграничения государственных служащих достаточно условны и зависят от воли субъек­та, определяющего реестр должностей государственных служащих и порядка комплектования политических и административных государствен­ных служащих.55

Вместе с тем, мы должны понимать, что за кажущимися простыми политическими действиями в кадровой политике, находится сложный ме­ханизм отбора кадров, опирающийся на основания власти. Специалис­тами (А.Н. Леонтьев, В.П. Пугачев и др.) отмечено, что ролевые и поведенческие интерпретации власти противостоят мерам об особом на­значении политики.56

Действительно, субъекты политической власти обладают не только уникальной системой ресурсов власти (аппарат, право fia принятие и при­менение норм права, корпоративные неписаные правила и др.). Кроме того, оценка ресурсов и власти в целом может быть различной, в зависи­мости от процедур формирования власти (нормативистская, либерально-демократическая и др.).

Если политические государственные служащие как инструмент поли­тической власти призваны выражать интересы народа (источника влас­ти), то желательна разработка критериев, согласно которым они должны (или могут) претендовать на соответствующую должность. Именно эта категория должна быть «прозрачна» по отношению к электорату. Данное требование достаточно понятно изложено в принципах государственной службы (статья 3 Закона РК «О государственной службе»).

И хотя в литературе сложились определенные стереотипы в отноше­нии политических служащих, сами же исследователи указывают на отсутствие должной законодательной базы, которая позволяет решать вопросы | снятия с должности и учитывать возможные правовые последствия.

Закон лишь указывает на возможность занятия административной дол­жности политическим государственным служащим, минуя установленные процедуры, но только по решению Президента.

Занятие административной государственной должности и продвижение по службе может осуществляться гражданами Республики Казахстан на конкурсной основе, если иное не установлено Законом «О государственной службе». И хотя данный Закон не устанавливает прямых или косвенных ограничений по социальным, национальным, имущественным признакам, есть обязательные требования процедурного характера:

- занятие административной государственной должности внутри од­ной категории должностей может осуществляться без конкурсного отбо­ра, если данный служащий (занимающий должность в порядке перевода) отвечает предъявляемым требованиям;

- занятие административной государственной должности вне конкурс­ного отбора разрешается политическим государственным служащим, де­путатам Парламента, депутатам маслихатов, работающим на постоянной основе, прекратившим свои полномочия и соответствующим предъявляе­мым (квалификационным) требованиям.

Наряду с политическими и административными государственными слу­жащими законодательство выделяет должностных лиц, к которым отно­сит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства, то есть осуществляющие функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные или адми­нистративно-хозяйственные функции в государственном органе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: