СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОМ ЕГО ПРОШЛЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ 10 глава




Наиболее критический и серьезный вызов ньютоно-кар­те­зианской механистической модели Вселенной исходит от последней категории психоделических явлений - целого спектра переживаний, для которых я подобрал термин "трансперсональ­ные". Общим знаменателем этой богатой и разветвленной группы необычных переживаний является ощущение индивидуума, что его сознание расширилось за пределы эго и трансцендировало границы времени и пространства.

Многие из переживаний, принадлежащих к этой категории, можно интерпретировать как регрессию в историческое время и исследование биологического, культурного или духовного прошлого. Довольно часто в психоделических сеансах доводится испытывать достаточно конкретные и реальные эпизоды жизни плода и эмбриона. Многие сообщают о ярких фрагментах опыта на клеточном уровне сознания, что отражает, по-видимому, их существование в форме спермы или яйцеклетки во время зачатия. Иногда регрессия идет еще дальше, и у индивидуума возникает убедительное чувство повторного проживания эпизодов из жизни биологических предков или даже погружения в общий фонд коллективной и расовой памяти. Иногда люди под действием ЛСД сообщают о переживаниях, в которых они отождествляются с различными животными, или у них возникает отчетливое чувство оживления воспоминаний их существования в предыдущем воплощении...

Многие пациенты ощущают себя гонимыми жертвами, отождествляют себя с узниками инквизиции, концлагерей, нес­частными, оказавшимися в эпицентре землетрясения. Мат­рицы памяти воспроизводят средневековые битвы, крестовые походы, сражения на баррикадах, революции против тирании, сражения с морскими чудовищами. Часто эти картины соединяются с красочными видениями сексуальных оргий. Однако го­раздо чаще возникают религиозные сцены, одушевленные прославлением страданий и кровавыми жертвами, - видения в духе Ветхого Завета. Приходит из глубин сознания ощущение страданий распятого Христа. В заключительной стадии опыта пациенты вообще оказываются как бы за пределами собственной смерти. Они испытывают радость, спокойствие, расслабление.

Возможен даже выход за пределы специфически человеческого опыта и подстройка к тому, что кажется сознанием животных, растений или неодушевленных предметов. В крайних случаях возможно переживать сознание всего творения, всей планеты или всей материальной Вселенной. Индивиды, сталкивающиеся с трансперсональными переживаниями подобного рода, часто получают доступ к деталь­ной и, можно сказать, эзо­терической информации о соответствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в этой области. Так в сообщениях людей, переживших под действием ЛСД эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты сознания клетки, ткани, органа, содержалась медицински точная информация об анатомических, физиологических и биологических аспектах происходивших процессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнговском смысле) и "воспоминания прошлых воплощений" часто содержат примечательные детали, касающиеся исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики подразумеваемых культур...

Многие из принимавших ЛСД независимо друг от друга сообщали о своих интуитивных догадках, что сознание не является продуктом центральной нервной системы, что как таковое оно присуще не только людям и высшим позвоночным. Они видели в этом первостепенную характеристику существования, которую нельзя свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. У тех, кто сообщал об эпизодах сознательного отождествления с растениями или частями растений, были необыкновенные постижения таких ботанических процессов, как прорастание семян, фотосинтез в листьях, опыление или обмен воды и солей в корневой системе. Также распространено чувство отождествления с сознанием неорганических материалов или процессов - таких, как золото, гранит, вода, огонь, молния, смерч, вулканическая активность или даже отдельные атомы и молекулы...

Другая важная группа трансперсональных переживаний включает в себя телепатию, психодиагностику, ясновидение и яснослышание, предвидение, опыт выхода из тела, видение на расстоянии и другие паранормальные*13 феномены. Существование трансперсональных переживаний попирает самые фундаментальные положения и принципы механистической науки... Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является как всей космической сетью, так и только бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью".

По мнению С.Грофа, конкретность тех или иных архетипических образов закладывается еще в утробном периоде младенчества. Он выделяет четыре базовые перинатальные *14 матрицы - комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у человека во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша до рождения ребенка.

Первая матрица - это период от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, начала схваток. Спокойное развитие ребенка, когда плод плавает в амниотической жидкости, сопровождается ощущениями безграничнос­ти, расслабленности, защищенности, космического единства, это состояние рая. Отсюда возникает понятие хорошей матки. Но плод не безразличен к внешним воздействиям, например, возникает ощущение плохой матки при попытке матери избавиться от плода. Ребенок улавливает негативную информацию во время инфекционного заболевания, курения матери и других видов опасности, которым подвергаются мать и плод. Половой акт матери несет опасный характер для плода. Формируются определенные задатки будущего человека: черты подозрительности, ощущение подвоха, которое готовит ему жизнь, глубинные ощущения недоброжелательности к окружающим - все люди враги. Слабость вегетативных функций будущего ребенка связана с плохой маткой этого периода.

Вторая матрица хранит память о первой стадии рождения, периода между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала. В психике плода возникает чувство тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни, ощущение, что им манипулируют, некий фатум им распоряжается. Мышечные стенки матки обжимают плод, может обвиваться, перекручиваться пуповина, при этом возникает нарушение питания, возникает чувство ада. Если процесс идет неблагополучно, ребенок будет предрасположен к ряду заболеваний.

Третья матрица связана с прохождением родовых путей. Происходит страшная борьба за жизнь. Плод пытается преодолеть "безысходную ситуацию", чувство удушения, страх замкнутого пространства, психические и физические страдания. Типичные ощущения этой матрицы - бессилие, безнадежность, чувство вины, отчаяние. Исследователи считают, что при патологии этой стадии складывается отрицательный характер с чертами истеричности, психастеничности*15, что психосоматические заболевания связаны с затяжным прохождением через эту матрицу.

Четвертая матрица соответствует третьей клинической стадии родов - переживание смерти и воскресения. Плод выходит из лона матери. После острой боли и напряжения, мучительности родовых схваток, которые достигают апогея, следует мгновенное облегчение и расслабление, высвобождение, чувство святости, очищения, искупления. Ослепительный свет сменяет мрак. Возникает чувство радости, освобождения, преодоления (37, 39, 40, 75).

С.Грофом было замечено, что различного уровня воспоминания и другие элементы биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания, им введен тер­мин "система конденсированного опыта" или сокращенно СКО для того, чтобы объяснить связь между этими частями, родовой травмой например, более поздних периодов жизни и воспоминаниями прошлых воплощений. Определенные проблемы как-то связаны, эти переживания возникают снова и снова в аналогичных формах как бессознательные усилия личности вывести изначальную травму в сознание и привести ее к завершению. Для СКО характерно, что система содержит эмоциональный заряд, физические ощущения или какие-то иные важные элементы. Пример системы СКО:

рождение - пуповина обвилась вокруг шеи;

младенчество - удушье, недостаток кислорода при коклюше;

детство - случай утопления, удушье в воде;

зрелость - случай нападения с попыткой удушения;

трансперсональный уровень - переживание опыта наказания через повешение.

В процессах сохраняется самоконтроль, двойная ориентировка. Пациент, например, находится в глубоких внутриутробных переживаниях, слезы текут, ассоциации возникают, и при этом он понимает, что находится в этот момент в зале, что сейчас причин для этих эмоций нет, но часто не может вспомнить после занятий причину своего состояния. Пациент молча и тихо плачет, на вопрос отвечает, что ничего особенного не было, отрицает, что плакал, то есть присутствует амнезия, как при глубоком гипнозе.

Эксперименты показали, что люди, прошедшие через психотерапевтический опыт, когда испытывают ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Преображается присущая им иерархия ценностей, исчезает чувство отчуждения, напротив, возникает чувство радости, безмятежности, психологического благополучия, рождается вкус к жизни. Такой человек лучше воспринимает мир. Столкновение со смертью порождает стремление глубокого осознания смысла жизни. У многих лю­дей возникли стойкие религиозные чувс­тва, независимые от их происхождения, образования и ранее зафиксированных верований.

В результате терапии происходит качественное изменение течения заболевания, с которым обратились пациенты (или клиенты, как чаще называют их тренеры свободного дыхания), часто наблюдается выздоровление или происходит переход на уровень более легкого течения заболевания. Для имеющих ди­агноз невроза занятия свободным дыханием становятся альтернативой приему лекарств с одновременной компенсацией их состояния. Происходит изменение структуры личности как след­ствие качественно осознанного изменения оценок себя и окружающего.

Данные исследования вызвали интерес и привлекли внимание к проблемам, связанным с рождением и смертью, что в свое время привело к изучению психологического воздействия травмы рождения, развитию пре- и перинатальной психологии и появлению новых акушерских техник.

"Какие общие выводы можно сделать из этих опытов? Прежде всего, что наша психика гораздо богаче, неисчерпаемее и глубже, нежели это представляли себе З.Фрейд и К-Г.Юнг. Зона бессознательного кажется беспредельной. Она вбирает в себя бесчисленное множество феноменов, раскрывающих мир психических фантомов*16. Но, может быть, это и не миражи, а реальная информация, осевшая в недрах нашего сознания и отражающая фактические события прошлого? Иначе говоря, видения, которые возникают в сознании индивидуума, отнюдь не простые галлюцинаторные образы...

При изучении процессов можно указать на глубочайшее единство всего живого на Земле. Связь между растениями, жи­вотными, людьми оказывается, судя по всему, гораздо более нерасторжимой, нежели это представлялось традиционной науке. Все чувствующие существа на Земле скреплены какими-то незримыми узами.

Другой вывод состоит, по-видимому, в том, что сознание обладает всепроникающей мощью. Оно способно пробраться в тайники бытия, в такие ярусы окружающего мира, где существование духа не предполагается. Однако каким-то непостижимым образом в недрах бессознательного можно отыскать све­дения о том, что "испытывали" вымершие животные, как связаны между собой судьбы всего живого на Земле" (40).

"...западная наука приближается к сдвигу парадигмы невиданных размеров, сдвигу, который изменит наши понятия о реальности и человеческой природе, который перебросит мост через брешь между древней мудростью и современной наукой и примирит восточную духовность с западным прагматизмом" (37).


Глава 11

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОМ ЕГО ПРОШЛЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ

 

Сегодня как на Западе, так и в нашей стране психология стала развиваться в новом, нетрадиционном для себя направлении "наведения мостов" между психологией исследующей, объясняющей и психологией воздействующей, вмешивающейся в развитие реальных процессов. Практическая психология приобрела некоторый спектр средств оказания психологической помощи для личностного роста, в частности в рамках "группо­вой психотерапии". Создаются "группы опыта" - опыта переживаний внутреннего и внешнего. Часто обращаются к этому опы­ту представители так называемых коммуникативных профессий (руководи­тели, преподаватели, тренеры), люди, испытывающие психологические затруднения. Данные методы используются в решении психотерапевтических задач и в работе с больными людьми как психическими, так и соматическими заболеваниями. В том числе существуют методы с установкой на помощь людям, испытывающим экзистенциальные*1 переживания, то есть связанные с проблемами времени, жизни и смерти, с проблемами поиска смысла существования (126, 218).

Примерами подобных психотехник могут служить такие, как "изнанка жизни" - глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированной психотерапии, особых медитаций, процессов дыхания - работа с танатофобией*2, канцерофобией*3, суицидными и депрессивными состояниями, "кру­ги жизни" - использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем и другие.

Рассмотрим примеры процессов психотехники "реинкарна­ционная терапия" (73), достаточно эффективно используемой психологами и психотерапевтами трансперсональной ориентации. Если до этого мы рассматривали техники, где переживания прошлых воплощений проявлялись спонтанно, то есть не программировались заранее, то в вышеназванном процессе эти переживания направляются ведущим. Такие переживания встречаются и в других психотехниках, но часто отбрасываются психотерапевтом из-за узости его представлений о структуре психики. Например, психолог, строго придерживающийся в сво­ей работе концепций З.Фрейда, при встрече с подобным феноменом просто отбросит его или сочтет фантазией пациента, так как в картографии сознания, используемой в традиционном психоанализе, нет трансперсонального уровня.

Трансперсональные терапевты считают, что в момент пред­смертных переживаний и смерти индивидуума в прошлой жизни им подводятся итоги жизни, делаются выводы и принимаются решения на будущую жизнь, даются обещания. Эти события являются чрезвычайно важными и несут очень сильный эмоциональный заряд, поэтому именно проработке и интеграции этих переживаний надо уделять особое внимание. Также считается, что эти события влияют на то, где, как, в каких условиях, у каких родителей рождается человек в настоящей жизни, и что посредством этой связи осуществляется закон кармы, то есть определенная проблема, которая не решается в одной жизни и как бы переходит в другую, образуются "кармические хвосты". Для психотерапевтов предложенная модель является гипотетической, но она объясняет многие явления, возникающие во время погружений, и, главное, при использовании данной техники можно осознать и решить свои определенные проблемы, а это уже факт, подтвержденный практикой.

Методика довольно проста: погружаемый должен сформулировать проблему, задачу предстоящего погружения, например: "Я хочу попасть в мою самую тяжелую жизнь", должен лечь, закрыть глаза, найти удобную позу, расслабиться физически и мысленно. Ведущий проводит расслабление спокойным, ровным голосом по определенному тексту, где указаны установки на расслабление. Дальше процесс проходит в виде диалога ведущего и погружаемого. Ведущий формулирует вопрос, погружаемый отвечает ему, определяется возраст, описывается ситуация, что с ним происходит. В конце процесса происходит принятие ситуации и самого ощущения. Инструктор при этом должен стараться выступать в роли беспристрастного наблюдателя, но при этом оказывать необходимую психологическую и эмоциональную поддержку, не вовлекаясь в процесс погружаемого (22, 73).

Привожу два примера процессов "реинкарнационной терапии" моих пациентов:

Пациентка О.

Поставленный вопрос: за что, за какие поступки мне при­ш­лось расплачиваться, потратив на это лучшие годы своей жизни (с 24 до 30 лет)?

События развивались следующим образом: сначала начались домашние неприятности, тяжелые квартирные условия, за­тем тяжело заболел, долго страдал и очень тяжело умирал мой муж. Потом тяжело заболела я, перенесла две операции. Все это сопровождалось состоянием тяжелейшей депрессии.

Процесс реинкарнации протекал так...

Расслабившись, в состоянии медитации ощутила поток золотой энергии, заполнивший меня полностью. Увидела себя в комнате моей бабушки, где я провела свое детство. Отчетливо видела резную мебель, вышитые салфеточки и слоников на них, два больших окна, дверь за бархатной гардиной. Открыла дверь, за ней увидела туман, по­хожий на облака, если смотреть на них из иллюминатора самолета. Потом увидела далеко внизу землю и узкую тропинку. Спустилась к ней и пошла к мостику. Мостик видела не очень отчетливо. Запомнились только железные перила с одной стороны и узкое ущелье под ногами.

Перейдя мостик, огляделась. Оказалась среди покрытых зеленой травой холмов. Ярко и очень тепло светило солнце. Посмотрела на свои ноги. Я была обута в сандалии, которые завязывались шнурками высоко у колен. Оказалось, что я одета во что-то типа туники. Я была девушкой лет двадцати, очень красивой. Увидела свое тело и была просто восхищена, чувствовала каждую его мышцу, оно было тренированным, очень крепким и каким-то легким.

Определила время и место: это была Греция, ХV век.

Я пошла по тропинке к дому. Увидела маленький домик, покрытый чем-то вроде соломы, с очень маленькой дверью и узким черным окошком. Около дома в пыли сидели маленькие дети и играли. Я осмотрелась: сначала никого не узнавала, затем поняла, что один из детей, мальчик лет трех-четырех, чем-то близок мне, но это был не мой ребенок, это я поняла сразу. Я не испытывала к нему материнских чувств, я просто его знала, чувства любви к нему у меня не было.

Потом почувствовала тревогу. Оглянувшись, увидела, как по дороге скачут пять всадников. От них на меня просто хлынул поток ощущений беды и горя. Каждой своей клеточкой я ощутила опасность. Я подбежала к мальчику, схватила его на руки и прижала к себе. Когда я стала разглядывать мальчика, то поняла, что это и есть мой муж, только в той жизни он был моим младшим братиком. Это открытие потрясло меня, потому что лицом он не был похож на моего мужа, но я тем не менее совершенно точно знала, что это так.

Потом я перенеслась на несколько лет дальше. Это был промежуток в год или два, потому что моему братику было уже лет пять. Мы шли по пыльной широкой дороге среди холмов и не очень высоких гор в потоке людей, похожих на беженцев. Это был очень большой и пыльный поток. Я была одета в коричневое длинное одеяние с поясом, той же тканью была покрыта моя голова. Брата я вела за руку. Мы подошли к пещере и вошли в нее. Видимо, мальчик устал и хотел отдохнуть, он присел к стене и сразу уснул. Я села рядом и смотрела на проходящий мимо меня людской поток. Сначала я не могла понять, что будет дальше, но потом с ужасом обнаружила, что хочу встать и уйти, потому что очень боюсь отстать от этого людского потока. Я не могла этому поверить, потому что отчетливо видела, что мой братик спит, а я уже встаю и подхожу к выходу из пещеры. И тут я поняла, что я, то есть та женщина, хочет встать и уйти, оставив ребенка. Так и произошло: я встала и пошла, не испытывая никаких угрызений совести. Хочу подчеркнуть, что я не испытывала чувств сестринской любви к этому ребенку, вообще ничего не испытывала по отношению к нему, я просто боялась отстать от уходящих людей, это чувство преобладало. Затем я увидела себя идущей по дороге, догоняющей кого-то.

В это время на меня нахлынули сильнейшие эмоции: меня трясло, я плакала, грудь сжимало спазмами. Осознание ужаса содеянного навалилось на меня как камень. Ощущения были очень яркими и сильными. Чувство горя, раскаяния за этот поступок, сознание того, что невозможно ничего исправить. Трудно описать ту гамму чувств, которые я испытывала в эти минуты. Затем ведущий попросил меня посмотреть, были ли у нас еще встречи с моим братом в той жизни. Я ничего не увидела.

Потом мы подошли к моменту смерти. Я ощутила себя глубокой старухой, лет восьмидесяти, лежащей на постели, увидела свои совершенно иссохшие руки. В ногах у меня стояли двое молодых мужчин и две женщины. Я поняла, что это мои сыновья и их жены. Я опять ощутила спазм в горле, те же ощущения раскаяния и сожаления и поняла, что эти чувства преследовали меня всю жизнь. Я, видимо, проклинала себя за это предательство, и угрызения совести не оставляли меня.

Затем почувствовала, что я отделилась от тела, увидела свое тело лежащим внизу. Сразу почувствовала облегчение. Слезы прекратились, мне стало хорошо и спокойно. Увидела, как мои родные заплакали, женщины упали на колени и рыдали, обняв мои ноги. Мне стало немного легче от сознания, что меня оплакивают близкие мне люди. Я поняла, что в жизни я была неплохим человеком.

Через некоторое время я встретилась с той женщиной в длинном коричневом одеянии, какой я была в момент своего ужасного поступка. У нее было красивое доброе лицо, глаза очень грустные. Хотя во время своего сеанса я не слышала ни одного слова, я тем не менее поняла, что она просит у меня прощения. Я не могла ее простить, все мое существо восставало против этого. И только с помощью моего сопровождаю­щего, который уговаривал меня сделать это, я с трудом смогла простить ее. Она улыбнулась, но глаза оставались грустными. Тяжесть ее поступка все еще лежала на ней. Мы протянули друг другу руки и долго стояли так. Между нами происходил как бы обмен эмоциями, как разговор, только не было сказано ни слова. Она мне передала информацию, которую я смогла осмыслить только потом.

Сопоставляя себя нынешнюю и ту, кем я была, я поняла, что во мне не случайно заложены огромная любовь к детям, очень сильный материнский инстинкт и полнейшее неприятие предательства. Я совершенно точно знаю, что не смогу предать, особенно если человек в беде и особенно если это ребенок. Ощущение этого сопровождает меня всю жизнь, но я всегда думала, что это просто черта моего характера.

Я поняла также, что все, что со мной происходило в этой жизни, все мои беды и несчастья - это отработка тех качеств, которые мне были переданы из той жизни. Это отработка мое­го долга по отношению к тому ребенку, а в этой жизни - моему мужу.

Осознав это, я увидела еще одно лицо. Это был совершенно седой старик с длинными волосами и бородой, он был очень похож на П.Иванова. Он очень пристально смотрел на меня. Я поняла, что это мой учитель. Я попросила его помочь мне, исцелить меня, наставить на путь. Он ничего не сказал, он просто смотрел на меня, но глаза у него были добрые. Я в этот момент испытывала сильнейшие эмоции и, наверное, не поняла, что он хотел мне передать. В этом мне еще предстоит разобраться, но самый главный ответ на мучивший меня вопрос я получила.

По просьбе сопровождающего я вернулась в комнату, где начиналась реинкарнация. Переход был каким-то сумбурным, мне очень мешали мои эмоции, но в комнате я оказалась. Огляделась: все было таким же. Я вернулась, но еще очень долго находилась под впечатлением от увиденного, все это очень глубоко потрясло меня. Через некоторое время я осознала, что я все-таки искупила свою вину по отношению к ребенку - моему мужу, но каким же тяжелым было это искупление!

Пациентка Г.

Поставленная задача: увидеть себя в проявлении более сильной духовной жизни в сравнении с настоящей.

Комната. Большой квадратный зал с высоким потолком без мебели и каких-либо предметов обстановки. Окна огромные, квадратные, без стекол, простенки маленькие. Вся комната наполнена свежим воздухом и неярко освещена, пол темный, дверь тоже выглядит темным пятном.

Вышла из комнаты в серый туман, ощущение пропасти впе­реди. Показалась светлая дуга как бы из более плотного тумана, перебралась по ней.

На той стороне из темноты показался свет или светлое пятно, которое, увеличиваясь, превратилось в желтую тропинку в горах в солнечный теплый день. Австрия, XVII век, г. Новиль. На этой тропинке странник в потрепанной одежде, ему лет сорок, он крупный, красивый, сильный и добрый человек. Идет он в хорошем настроении в город без определенной цели, наслаждается дорогой, свободой, жизнью.

В городе. Ясный день, людная улица, вымощенная камнем-булыжником, иду­щая немного вверх в гору. Очень приветливые, теплые встречи странника с горожанами. Ясно вид­но, что странник всем знаком и все ему рады.

Час смерти наступил вскоре. Ночью в этом городе виден жел­тый фонарь. На мостовой лежит странник и умирает. Он один. Смерть наступила насильственная. Чувств боли, обиды, мести нет, скорее недоумение. Затем переполняют чувства: не­же­лание умирать, сожаление о всем, что здесь остается, о том, что не сделано, и все это на приливе огромной доброты, любви ко всему. Тело оставлено, и видно сверху: наступило чувство легкости и покоя.

Встреча - я и странник. Знаю, что мне надо простить его в прошлой жизни, но не знаю, за что должна прощать. Мне кажется, что на нем нет никакой вины, и прощаю формально. С его стороны в мой адрес чувствую жалость и опять же бесконечную доброту и любовь. Мой Высший Учитель появляется в виде яркого света слева от странника. Его благословение ощущаю как волну сильного тепла, хлынувшую на меня сверху и медленно сошедшую вниз.

Возвращение. Стремительно перенеслась, перелетела через темноту и оказалась в комнате.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: