Реформы Столыпина: замысел и результаты.




  1. В чем заключалась специфика политики П. А. Столыпина на посту премьер-министра? На основании чего он сам определил свой курс как «порядок и реформы»? Какие преобразования он планировал провести, и как они связаны между собой?

В полной мере была использована двусмысленность положения премьер-министра, который должен был действовать как «слуга царю», чиновник и парламентский политик одновременно.

 

 

Столыпин, проводя новый политический курс «порядок и реформы», попал в сложную ситуацию. С одной стороны, революция была подавлена, но волнения в обществе остались. Большая часть населения не доверяла власти. Также были недовольные со стороны революционеров и буржуазной оппозиции. Последние выступали против карательных действий правительства. С другой стороны, Столыпин подвергался большой критике со стороны черносотенцев. Он не давал черносотенцам полной воли, использовал их для борьбы с революционерами, тем самым держал их под контролем, чтобы избежать погромов и кровопролития. Столыпин не был лишен поддержки. Октябристы глубоко верили в его курс. Это были богатые и влиятельные люди: крупные предприниматели, помещики. В итоге получилось, что левые и правые критиковали Столыпина, а центр был готов оказать самую мощную поддержку.

 

Столыпин планировал провести целый ряд преобразований: реформировать местное управление, ввести всеобщее начальное образование, наладить государственное страхование рабочих и пр. Но по мере того, как революция уходила в прошлое, и в верхах ослабевал страх перед нею, Столыпин сталкивался с все более упорным сопротивлением царя и окружавших его черносотенцев. В результате единственной реформой, которую ему удалось более или менее последовательно провести в жизнь, была аграрная. Предполагалась реформа законодательства, регулирующего отношения предпринимателя и наемных работников: легализация экономических стачек и профсоюзов, создание системы страхования и охраны труда.

Реорганизация образовательной сферы должна была основываться на соблюдении принципа преемственности низшей, средней и высшей школы. П.А. Столыпин был сторонником введения всеобщего начального образования для всего населения России.

Намечался переход к взиманию подоходного налога и некоторое усиление налогообложения состоятельных классов.

Большое внимание уделялось восстановлению военного могущества Российской империи. Потеряв почти полностью в русско-японской войне 1904-1905 гг. Балтийский и Тихоокеанские флоты, правительство основной упор в военно-морской программе 1907 г. делало на создание боеспособной балтийской эскадры. Она должна была обеспечивать безопасность столицы и побережья Финского залива от возможного нападения германского флота и высадки десанта.

П.А. Столыпин большое значение придавал претворению в жизнь так называемой «политики русского национализма», которая должна была предохранить реформируемую Россию от распада. Но именно эта часть программы модернизации страны подверглась наиболее ожесточенным нападкам, как справа, так и слева. Для осуществления намеченных преобразований требовались большие государственные затраты. П.А. Столыпин отмечал, что «для успеха дела увеличение крестьянского землевладения надлежит связать с улучшением форм землевладения, для чего необходимы меры поощрения и главным образом кредита».

 

  1. Охарактеризуйте Положение о выборах от 3 июня 1907 года. Как оно повлияло на состав и характер деятельности Государственной Думы III и IV созывов? Каковы особенности третьеиюньской политической системы?

 

При выборах в третью Думу избирательные съезды землевладельцев в большинстве случаев не делились. В западных губерниях выделялись поляки. В нескольких уездах особые отделения составили уполномоченные от мелких владельцев (или только от церквей).

На выборах в III Думу в значительном большинстве губерний в курии землевладельцев доминировало дворянство. При выборах в IV Думу по указанию начальства священники явились почти в полном составе и из-за слабой явки землевладельцев, особенно мелких (во многих уездах голосовало не более нескольких процентов их них и священники составляли около 4/5 уполномоченных), часто получали перевес.

Государственная дума Российской империи IV созыва — представительный законодательный орган

Российской империи. Председатель думы М. В. Родзянко. Основана 15 ноября 1912 года.

Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном

центре(консерваторы). Всего было избрано 432 депутата.

 

Выборы в IV Государственную думу (конец 1912 г.) свидетельствовали о разочаровании значительной части поместного дворянства и городской буржуазии в политике умеренного конституционализма, отстаиваемого октябристами. «Союз 17 Октября» получил только 98 мест. В Государственной думе сохранилось два большинства – право-октябристское и октябристско-кадетское. Однако либералам не удалось объединиться с целью осуществления давления на правительство для углубления реформ.

 

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ (3 июня 1907–1915) – система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны.

Государственная дума III-го созыва (1 ноября 1907 – 9 июня 1912) была избрана по новому «третьиюньскому», «бесстыжему», по определению социал-демократов закону о представительстве, одобренному царем. По сравнению с прежней, II-ой Думой представительство было сокращено: от крестьян – в 2 раза (теперь они имели право избирать лишь 22% выборщиков, а прежде – 42%), от рабочих – в 2 раза (число выборщиков уменьшилось с 4% до 2%). В 3 раза уменьшилось число мест от Польши (вместо 37 мест было оставлено 14), Кавказа (вместо 29 мест – 10) и азиатской России (нерусские народности Забайкалья, народы Средней Азии), Астраханской и Ставропольской губерний. При этом не имели избирательного права военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет, не говоря уже о женщинах. Таким образом, в 1907 в число избирателей вошло только 13% населения страны, а число членов Думы сократилось с 524 до 442.

Внутриполитический курс, установившийся в стране после роспуска II Государственной думы и изменения избирательного закона, принято называть третьеиюньской монархией, ставшей последней фазой эволюции российского самодержавия. В политической системе этого периода сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты классического самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Госдумы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству. Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905–1907 гг., открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше (влиять через Думу). Воплощением третьеиюньской системы стала III Государственная дума, собравшаяся осенью 1907 г.

 

  1. Каковы предпосылки и цели аграрной реформы П. А. Столыпина? Раскройте содержание реформы 1906 года по следующим параметрам: разрушение общины, создание Крестьянского банка, переселенческая политика.

 

Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препядствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав. Цели столыпинской аграрной реформы заключались в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новых аграрных выступлений. При этом реформаторы не стремились разрушить социально-административную организацию общины. Речь шла лишь о ликвидации ее экономического землераспределительного механизма. Конечной целью провозглашался общий подъем сельского хозяйства страны. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение их в полноправных владельцев своих наделов предполагалось прежде всего путем укрепления наделов в частную собственность.

Цели:
1) Обеспечение подъёма сельского хозяйства и дальнейшей индустриализации страны, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.
2) Создание широкого слоя мелких собственников и тем самым обеспечить стабильность в обществе.
3) Избавление крестьян от малоземелья путем переселенческой политики.
4)С помощью разрушения крестьянской общины отвлечь внимание крестьян от идеи раздела помещичьей земли и революции.
Основные мероприятия осуществления реформы:
1)Разрушение крестьянской общины.
2)Раздача земли в личное пользование путём переселения на Урал, в Сибирь, на Кавказ (переселенческая политика).
3)Создание отрубов – участков земли, выделенных крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне и хуторов – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.
4) Развитие деятельности Крестьянского банка, который давал ссуды и кредиты для покупки земли.

 

 

Предпосылки:
1) Нерешенность аграрного вопроса в России. Это выражалось в существовании некоторых проблем в российском сельском хозяйстве:
- Малоземелье крестьян;
- Сохранение помещичьих землевладений, которые использовались неэффективно;
- Сохранение крестьянских общин. Большая часть крестьянской земли находилось в совместном владении. Община не допускала разорения своих членов, следила за тем, чтобы земли всем досталось поровну. Но её недостатки становились все явнее: община, спасая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она стремилась к относительному равенству, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.
2)Социальная напряженность в деревнях. Происходили конфликты между крестьянами и помещиками, крестьянами и властью, внутри крестьянского класса, из-за социального расслоения (кулаки, бедняки и др.).
3)Низкий уровень аграрной техники в сельском хозяйстве. (Поля обрабатывались с помощью сохи и деревянной бороны).
4)Активное участие крестьян в первой русской революций 1905-1907 гг. Община способствовала революционному единению крестьян.

 

 

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в

землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины,

которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При

этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью

побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в

собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном

пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх

душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не

производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же

переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года.

Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно

зажиточным выходцам.

Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и

стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции

землей и концентрации собственности, в законодательном порядке

ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была

разрешена продажа земли некрестьянам.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было

настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве

местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом

показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к

выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7

положительных).

 

 

В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных

земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью

ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком

покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных

условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского

землепользавания. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его,

причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему

крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета,

составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян,

приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В

итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли

крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными

крестьянами.

 

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении

крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были

заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу

переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об

открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи,

"выселение из которых признавалось особо желательным". Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской

губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было

предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало

немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на

их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Итоги переселенческой

компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен

громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также

население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153 %.

Если до переселения в сибирь происходило сокращение посевных площадей,

то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в

европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь

также обгоняла европейскую часть России.

 

 

  1. Как можно оценить итоги реформ П. А. Столыпина? Почему не удалось достичь основных целей и осуществить все проекты преобразований?

Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло в разных районах только 20-35% кре­стьян, так как большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у помещиков и обедневших односельчан, заводили рентабельное товарное хозяйство. Бедняки уходили в города или становились сельскохозяйст­венными рабочими. 20% крестьян, получивших ссуды Крестьянского банка, разорились.
Около 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополнили ря­ды пролетариев.
Реформа ускорила социальное расслоение — формиро­вание сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

Итоги и значения реформы:

1.Крестьяне получили разрешение выходить вместе с землей из общины.
2.Объединять отдельные полосы своего надела в одном месте (отруб), переносить на него свой двор (хутор).
3.Покупать землю, расширять хозяйство.
4. Земля переставала быть общинной и превращалась в личную собственность крестьян.
5.Через Крестьянский банк правительство оказывало выходящим из общины крестьянам финансовую помощь для приобретения земли у помещиков, желающих продать ее.

За годы реформы значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. В целом же переворот в агроэкономике не произошел, но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет лишь успела уточнить направление и набрать темпы. В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. В то же время в центральных районах распад общины почти не наблюдался. В Центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении. Основной причиной относительной неудачи реформы явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности.

Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной

собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти

общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных

хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины

кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких

размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной

тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя

ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во

главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим

землеустройством и земледелием

А.В.Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства,

недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая

организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914

гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой

аграрной политики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: