ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ




Китай — страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э.

Двумя основными особенностями китайского национального характера являются обращенность к проблемам мира, в котором человек живет, и преимущественная нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Китай соседствует с Индией, и часто мудрость обоих великих народов объединяют, говоря о философии Древнего Востока. Вместе с тем эти народы очень сильно отличаются своими взглядами и даже постановкой проблем.

Индийская культура основана на представлении о перевоплощении душ и воздаянии; китайская исходит из того, что «рождение – начало человека, смерть – его конец… Смерть наступает один раз, человек не возвращается).

Индийцы думают о том, как выйти из колеса перевоплощений и обрести вечное блаженство вне мира; китайцы считают, что «жизнь – это хорошо, а смерть – это плохо». Индийская мысль создает учение о Едином, которое является основой бытия и высшей истиной; китайская – учение о двух противоположных началах – «ян» и «инь».

Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом.

Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей.

Оба начала находятся во внутреннем диалектическом единстве. (Диалектика – это наука об общих закономерностях развития). Слияние этих сил дает позитивную жизненную энергию, а их периодическая смена называется путем – дао. Его проходят все вещи. Одна из основных задач человека – понять свое место в мире.

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является “И цзин” (“ Книга перемен ”).

В «Книге перемен» большое место занимают рассуждения о двух противоположных началах, взаимодействие которых обуславливает появление вещей, смену явлений природы и т.д. Эти начала – «ян» и «инь».

В «Толкованиях к «Книге перемен»» образование мироздания объясняется так. Первоначально существовал хаос. Борьба противоположностей внутри него привела к становлению неба и земли. В результате их взаимодействия сформировалось четыре сезона года, а установившееся единство между небом, землей и 4-мя сезонами года привело к возникновению ветра, грома, воды, огня, гор и болот, а также человеческого общества.

Три величайших мыслителя Древнего Китая:

1. Лао-цзы – китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По-китайски означает «старый учитель». Человек входит в жизнь мягким и слабым, учил Лао-цзы, а умирает жестким и крепким. Все существа, растения и деревья входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают жесткими и засохшими. Лао-цзы говорил: «Кто знает других, тот умен. Кто знает самого себя, тот мудр».

2. Конфуций – младший современник Лао-цзы. Конфуций уделял большое внимание проблемам этики и политики. Конфуций провозгласил принцип, который красной нитью проходит через всю историю этики «Не делай людям того, чего не желаешь себе». А также ему принадлежат следующие высказывания «Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей», «В дела другого не входи, когда не ты на его месте», «Слушаю слова людей, а смотрю на их действия».

3. Мо-цзы – сформулировал концепцию всеобщей любви, в которой противопоставил любовь «не знающую различий по степени рдства», любви отдельной, эгоистической. Великий китайский ученый, специалист в области социальной этики, ярый противник Конфуция. Основной тезис учения Мо-цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде» - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Взгляды мыслителя и его учеников собраны в книге «Мо-цзы».

В Китае зародилось три великих учения:

1. Конфуцианство. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу.

2. Даосизм, центральной идеей которого – учение о Дао (путь, извечный закон развития и исчезновения всего, судьба). Даосизм был назван так потому, что Лао-Цзы и его последователи настойчиво утверждали, что Дао - это образ жизни. Будучи Путём, Дао, не имеет пола, но может проявлять себя и как мужское, и как женское. Человек, слившийся сознанием с Дао начинает спонтанно следовать этому Космическому Порядку, тем самым делая свою жизнь лёгкой, естественной и гармоничной, свободной.

3. Китайский буддизм. Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шелковому пути из государств Центральной Азии, а позднее — из Индии были во 2-3 вв. н.э.

 

Литература:

1. А.А. Горелов «Основы философии» учебное пособие. Москва, Академия, 2006 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: