Решение задач с использованием современных методов и инструментов управления качеством.
Цель: научиться использовать современные методы анализа, оценки данных и выявления проблем. Освоить анализ методом развёртывания функции качества (quality function deployment).
Подготовительный этап.
Планируется сравнение пневматического пистолета Макарова производства Ижевского оружейного завода и производства конкурирующей немецкой фирмы Umarex.
Целевые рынки: спортивно-развлекательный, туристический
Целевая аудитория: Спортсмены, любители оружия, не имеющие возможности купить полноценное огнестрельное оружие.
Промежуточными результатами будет обнаружение недостатков каждой модели и формирование инструкций и рекомендаций по их устранению.
Шаг 1. Определение пожеланий потребителя:
В ходе первого шага мы определили основные пожелания потребителя, число 7 штук. После этого мы присвоим каждому пожеланию соответствующий его важности ранг, от 1 до 5, где 5 – важное требование, а 1 – неважное.
1) Легкость изделия (1)
2) Легкость хода предохранителя (5)
3) Легкость хода спускового механизма (5)
4) Высокая эргономика рукояти (3)
5) Долговечность (4)
6) Высокая живучесть отдельных слабых механизмов (3)
7) Схожесть с реальным изделием (2)
Шаг 2. Оценка изделия:
На этом этапе наше изделие сравнивается с изделием конкурирующей фирмы. Так мы узнаем уровень его конкурентоспособности. При этом мы также используем пятибалльную шкалу, где 5 – всё отлично, а 1 – всё плохо. Наше изделие уступает конкуренту в легкости, как веса, так и хода предохранителя и хода спускового крючка, причём в ходе и того и другого разрыв критический, единица по обоим пунктам у нас и пятёрка у конкурента. Помимо этого, мы уступаем по свойству схожести с реальным образцом, ввиду наличия у конкурента и отсутствия у нас ходящей затворной рамы. По оставшимся трём пунктам мы находимся с конкурентом на одном уровне, не превосходя его ни по одному из свойств.
|
Шаг 3. Цели проекта:
Вновь используя пятибалльную шкалу, мы указываем целевое значение свойств, которого мы хотим достичь. Те свойства, которые имеют равную оценку со свойствами конкурента, мы предполагаем поднять на 1 пункт, для достижения преимущества. Те свойства, которые уступают конкуренту на 1 пункт, следует поднять на 2 пункта, для получения дополнительного преимущества. В случае со свойством «схожесть с реальным изделием» это может быть затруднительно, поскольку внесение в конструкцию имеющегося образца движущейся затворной рамы может потребовать принципиально новых технологических линий, что сложно и дорого в реализации. Свойства «легкость хода предохранителя» и «легкость хода спускового крючка» предполагается поднять всего до трёх пунктов, хотя конкурент и имеет пять баллов по обоим этим пунктам, это решение связанно с тем, что наши технологические линии не позволят нам столь серьёзно изменить конструкцию, а копировать линии конкурента не имеет смысла. Логичнее будет улучшить эти пункты до приемлемого уровня, что снимет претензии клиентов, и не составит для нас особого труда и затрат.
Далее мы определим степень улучшения, исходя из имеющихся целевых значений. Формула будет такой: степень улучшения=целевое значение/оценка в баллах. Например, для первого свойства «лёгкость изделия», мы разделили целевое значение - 4 на оценку в баллах - 3 и получили степень улучшения равную 1,33.
|
Затем мы приступили к установлению веса каждого пожелания потребителей, где использовали формулу: вес=степень улучшения*показатель значения. Например, вес первого свойства составил 1,33, поскольку мы умножали 1,33 на 1.
Затем мы суммировали все веса и получили итоговое значение 46,81, которое использовали при расчёте веса каждого свойства в процентах. При этом вес каждого свойства делился на итоговое значение и умножался на 100%. Расчёт процентного веса первого значения выглядит так: 1,33/46,81*100% и составил 2,84%.
Шаг 4. Технические параметры/спецификации изделия.
В данном шаге мы выделим необходимые технические параметры, имеющие влияние на те свойства, которые желают видеть потребители. Это масса, материал, усилие хода деталей, ресурс слабых деталей, форма, окрас и ресурс выстрелов. Изменения этих технических параметров позволят нам повлиять на те свойства, которые необходимо изменить в угоду потребителям.
Шаг 5. Матрица взаимодействия (матричная диаграмма).
В данном шаге мы изучим степень влияния технических параметров на различные свойства продукта. Часть «домика качества» под номером пять – матрица взаимодействия, позволяет анализировать соотношение между пожеланиями потребителя и техническими параметрами. Если между свойством и техническим параметром существует связь, то она может быть классифицирована по степени зависимости. Чёрный кружок в клетке матрицы обозначает сильную зависимость (9), белый кружок (3) обозначает среднюю, а треугольник (1) – слабую. Установив зависимости и их степень, мы приступим к расчёту значения каждой клетки для проекта в баллах. Формула для этого: баллы клетки=сила зависимости(1, 3 или 9)*процентный вес. Для первой клетки показывающей связь между лёгкостью изделия и массой эта формула будет выглядеть так: 9(сила связи)*2,84(вес, %)=25,56.
|
Рассчитав значения каждой клетки, где наличествует связь свойства и технической характеристики, мы суммируем значения клеток по столбцам, и полученные значения будут демонстрировать нам приоритетность технических параметров. Например, в нашем случае наиболее приоритетным будет параметр «усилие хода деталей» поскольку его значение (576,72) превышает 50%. Суммировав все значения столбцов, мы получим итого (1033,98), которое необходимо нам для процентного отображения каждого технического параметра. При вычислении процентного веса технических параметров мы будем делить значение каждого столбца на итого, и умножать на 100%.