Материалы для проверки конечного уровня знаний




I. Мотивация изучения темы.

Продолговатый мозг и мозговой мост - часть мозгового ствола, которая входит в состав мозгового ствола. Многочисленные функциональные связи в восходящем и нисходящем направлении и тесная связь с ретикулярной формацией позволяет этим отделам мозга осуществлять интеграцию и координацию широкого спектра жизненно важных функций. Обеспечение сенсорных функций обусловлено расположением в мозговом стволе ядер черепных нервов, которые осуществляют регуляцию не только соматосенсорных, но и вегетативных функций организма. Поэтому знания этих отделов мозга даст возможность студентам изучить основные клинические синдромы, особенности протекания которых связаны с локализацией патологического очага в продолговатом мозге и в мосту мозга.

Средний и промежуточный мозг относят к полифункциональным образованиям. Без знания строения и закономерностей функционирования основных структур среднего и промежуточного мозга нельзя понять механизмы рефлекторных реакций внутренних органов на разные раздражители внутренней и внешней среды. Повреждение этих областей головного мозга обуславливает тяжёлые осложнения. Поэтому знания анатомии и физиологии этих отделов ЦНС имеет непосредственное практическое значение при изучении клинических дисциплин.

II. Цели занятия.

Учебные.

Знать:

- т опографию, внешнее и внутреннее строение, полости отделов мозгового ствола.

 

Воспитательные:

- подчеркнуть принцип неразрывного единства структуры и функции органов;

- способствовать формированию чувства высокой ответственности, сострадания и милосердия к людям;

- способствовать воспитанию определённых качеств личности - добросовестности, инициативности, коллективизма;

- способствовать формированию интереса к будущей профессиональной деятельности.

Развивающие:

- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность студентов;

- способствовать формированию клинического и логического мышления;

- развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах;

- развивать умение сравнивать.

 

III. Интеграционные связи.

Дисциплина Знать
Обеспечивающие: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» Обеспечиваемые: ПМ.02.МДК 02.01.Сестринская помощь при нарушениях здоровья (Сестринская помощь в неврологии и психиатрии с курсом наркологии) Раздел Сестринская помощь при заболева-ниях и травмах спинного и головного мозга. Латинские термины по теме.     - строение стволовой части головного мозга.  

IV. Список литературы.

Основные источники:

1.Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.

2. Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009

3. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.

 

Дополнительные источники:

 

1. Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.

Интернет ресурсы:

window.еdu.ru

www. аnatomus.ru

www. е – аnatomу.ru

Тема. Физиология стволовой части мозга (практическое занятие № 11 «Головной мозг. Ствол мозга»)

Материалы для проверки исходного уровня знаний

Фронтальный опрос.

Вопросы.

1. Каково латинское название головного мозга?

2. Назовите отделы головного мозга.

3. Какие отделы составляют ствол мозга?

4. Из чего состоит конечный мозг?

5. Что является полостью продолговатого и заднего мозга?

6. Что является полостью среднего мозга?

7 Что является полостью промежуточного мозга?

 

Тестовый опрос (тесты с одним правильным ответом).

Вариант № 1.

1. Какие ножки различают в мозжечке?

А. Верхние, средние, латеральные

В. Правую, левую, среднюю

С. Верхнюю, среднюю, нижнюю

Д. Верхнюю, правую, левую

Е. Нижнюю, правую, левую

 

2. Что соединяет водопровод мозга?

А. III и IV желудочки мозга

В. Боковые желудочки и III желудочек мозга

С. I и II желудочки мозга

Д. IV желудочек с подпаутинным пространством

Е. II и III желудочки мозга

 

3. Какие центры лежат в нижних холмиках четверохолмия среднего мозга?

А. Центры всех видов чувствительности

В. Подкорковые центры обоняния

С. Подкорковые центры зрения

Д. Подкорковые центры вкуса

Е. Подкорковые центры слуха

 

4. В состав какого отдела мозга входит гипоталамус?

А. Конечного

В. Продолговатого

С. Заднего

Д. Промежуточного

Е. Среднего

 

5. Какое из указанных нарушений возникает у собаки при удалении мозжечка?

А. Токсикоз

В. Атаксия

С. Атрофия

Д. Апноэ

Е. Тахикардия

Вариант № 2.

1. Назовите части промежуточного мозга и его полость:

А. Ножки мозга, четверохолмие, водопровод мозга

В. Мозолистое тело, большие полушария, боковые желудочки

С. Мост мозга, мозжечок, IV желудочек

Д. Таламусы, гипоталамус, эпиталамус, метаталамус, III желудочек

Е. Коленчатые тела, мозжечок, ножки мозга, водопровод мозга

 

2. Какие центры лежат в верхних холмиках четверохолмия среднего мозга?

А. Центры всех видов чувствительности

В. Подкорковые центры обоняния

С. Подкорковые центры зрения

Д. Подкорковые центры вкуса

Е. Подкорковые центры слуха

 

3. В продолговатом мозге лежат указанные центры кроме:

А. Сосудодвигательный центр

В. Центр регуляции работы эндокринных желез

С. Центр сердечной деятельности

Д. Центр чихания, кашля

Е. Центры выделения всех пищеварительных соков

 

4. Назовите по порядку оболочки головного мозга (снаружи кнутри)

А. Сосудистая, твердая, паутинная

В. Твердая, серозная, слизистая

С. Твердая, сосудистая, паутинная

Д. Сосудистая, паутинная, твердая

Е. Твердая, паутинная, мягкая

 

5. Какие структуры соединяют мозжечок с продолговатым мозгом?

А. Верхние ножки мозжечка

В. Правая и левая ножки мозжечка

С. Пирамиды

Д. Нижние ножки мозжечка

Е. Средняя и нижняя ножки мозжечка

 

Материалы для проверки конечного уровня знаний

Ситуационные изадачи.

Задача № 1.

У больного наблюдается снижение тонуса всех мышц, изменение почерка, он не может быстро сменять одно движение на другое. Речь больного монотонная, но интеллектуально правильная, связная. Какой отдел ЦНС поврежден?

 

Задача № 2.

У больного в результате кровоизлияния в область левого зрительного бугра возникли некоторые нарушения. Объясните, какие функции могут быть нарушены в результате поражения этого отдела мозга.

 

Задача № 3.

При проведении аппендектомии анастезиолог констатировал у больного отсутствие зрачкового рефлекса в результате передозировки наркоза. Функция какого отдела мозга нарушена?

 

Задача № 4.

В результате роста опухоли в полости ІІІ желудочка у пациента развиваются вегетативные расстройства в виде нарушения сна, терморегуляции, всех видов обмена. Поражение ядер какого отдела головного мозга вызвало эти симптомы?

 

Проблемные вопросы.

1. Известно, что во время операции на головном мозге обезболиваются только его оболочки, а само вещество мозга в обезболивании не нуждается. Почему?

 

2. Почему при переломах основания черепа может наступить смерть?

Почему может появиться кровь из ушей?

 

3. Объясните, почему травма, кровоизлияние или развитие опухоли в области продолговатого мозга может привести к смерти человека?

 

4. Продолжите предложение: «При нарушении гипоталамуса животное потеряло способность переносить холод потому, что …»

 

5. Объясните, какое нарушение возникнет у животного при повреждении верхних холмиков четверохолмия?

 

6. Объясните, какая будет первая реакция у животного при действии сильного звукового раздражителя?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: