О возможности использования в комплексе «эпохи викингов» льняных и шерстяных чулок/шосс/ноговиц




 

М.Г. Рабинович в книге «Древняя одежда народов Восточной Европы» упоминает ноговицы, как известный с XI в. предмет одежды (стр.45). Терминология не столь важна, но понятно, что это то же, что и штаны-чулки или шоссы.

Абсолютно не ясно из книги, на чем он это мнение базирует, однако заманчивая сама мысль использовать для европейских костюмов эпохи викингов известные в «реконструкции позднего средневековья» невысокие шоссы, сшитые из шерсти и льна.

Имеем ли мы на то основание?

 

1) Однозначно, основание для чуть более ранней эпохи для этого есть у алан и хазар, потому что есть целые катакомбные кавказские находки VII-VIII вв.

Рис.1-2. VIII век. Кавказ. Хранятся в музее Метрополитан, Нью-Йорк

Первая пара - из шелковой ткани с льном, в высоту - 80 см. Вторая - из хлопка, размер - 87 x 30.48 cm. В верхней части - кулиска и шнурок. Источник илл. и подписей: https://flana-dee.livejournal.com/88829.html#cutid1

 

2) Основания для использования гетр или чулок, с небольшой оговоркой, есть у датчан и шведов.

В гавани Хедебю найден симпатичный верх от этого предмета одежды с протертой дыркой на коленке.

Низ его не сохранился. Когда его трактуют как чулок, то реконструируют его ступню, обычно, либо по кавказской выкройке, либо по более поздним шоссам.

Рис.3. Чулок (?) из Хедебю.

 

Гипотеза об аналогичном «hosa» есть у исследователей Бирки, что распространяет «моду» и на соответствующий регион Швеции:

«Уникальной находкой являются бронзовые крючки из погребения Bj 905 (Birka I, Taf. 91:6), которые согласно плану погребения лежали на икре, прямо под коленной чашечкой. На обратной стороне крючков находились остатки грубой шерстяной диагональной саржи (W 34), вероятно от пары гетр (Birka III, 145). Крючки на обеих ногах были направлены вверх и зацеплены за железные кольца, пришитые к нижнему краю штанов длиной до колена» (Inga Hägg. Die Tracht // Greta Arwidsson (ed.), Birka II:2, Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm, 1986. Перевод на рус.яз: Ольга Мазенкова (Альвит Смидкона), ред.: Ольга Яновская (Филипенкова) (Хельга Энгисдоттир).

(источник фото: www.historiska.se)

 

3) Шоссы женщин и священников.

 

В книгах по костюму в разделах по средневековью также можно встретить утверждение, что шоссы известны с XI в., а также, что невысокие шоссы были принадлежностью костюма священников и женщин.

Что касается источников по женским шоссам, то на поверку это оказываются преимущественно изобразительные свидетельства, причем не ранее XIV в.

Археологические находки – довольно ранние для нашего периода.

В погребении св. Арнегунды, сер.-3 четв. VI века, континентальная Европа, чулки найдены in situ, прямо на ногах. Правда, разные авторы описывают материал то как лён, то как шерсть:

«One of the few windows into this comes from the grave of St. Arnegunde or Arnegonde, a Merovingian queen who lived sometime between 550-570 A.D. She wore a knee-length chemise of fine wool and an over-gown of indigo violet satin, also knee-length. Her legs were covered in woolen cloth hose with cross-garters » (Цит.по: https://www.housebarra.com/EP/ep07/12merdress.html).

The excavation of the tomb of a Merovingian princess, possibly Queen Arnegunde, who was buried c. 565-70 in the cathedral of St Denis, France, revealed that she was laid out wearing linen hose secured below both knees with leather cross-gartering garnished with silver buckles and strap ends (France-Lanord & Fleury 1962, 345, 354, fig 3; Werner 1964, 212-14, figs 11, 12. Цит.по: https://www.reenactor.ru/index.php?showtopic=33401).

 

Sketch of grave findings indicating potential dress for Queen Arnegunde (рис. и подпись: https://cerridwencreations. weebly.com/frankish.html)

 

Лучше обстоит с одеждой священников, которых хоронили и эксгумировали с большим тщанием и стабильной регулярностью. Во-первых, сохранились «чулки св. Германа» VII века (Швейцария) – современник аланских ноговиц. Правда, чулки эти вязанные (naalbind) из шерсти, с продетым наверху шнурочком.. Зато мы нашли источник на высокие носки =)


Рис. 4. VII век, «чулки св. Германа» - «St Germain's hose» (Илл. из книги: Boucher, François. 20,000 Years of Fashion. The History of Costume and Personal Adornment с. 159. Оцифровано: https://www.greydragon.org/library/underwear3.html)

 

Во-вторых, одеяние священников до новейшего времени действительно включало в себя «литургические чулки» (udones, caligula, caligае) и был даже специальный чин их надевания (почерпнуто из: https://flana-dee.livejournal.com/90958.html).

 

Самые ранние из сохранившихся священнических чулок, если не считать вышеупомянутые носочки св.Германа, это чулки Папы Клемента II, изготовленные (сшитые) из узорного шелка – XI век. Покрой их идентичен шоссам XIV века из Лондона. Наверху пришиты шнурочки, как и на «чулках св. Германа». Таким образом, использование кроя XIV в. в костюме XI в., которым, как раньше считалось, некоторые «грешат» безосновательно, оказывается подкреплено источниками, пусть и не напрямую.

 

Рис. 5,6. Источник илл.: https://flana-dee.livejournal.com/91282.html. Датировка - 1046-47 год. Хранятся в Епархиальном музее Бамберга. Можно заметить, что завязочки – из другого шелка.

Для коллекции приведу еще два средневековых «литургических чулка» из статьи https://flana-dee.livejournal.com/90958.html:

 


Рис.7,8. Слева - папский чулок XIII века (Delsberg, Museo sacro). Справа - кардинальский чулок Арно де ла Ви (Arnaud la Vie или Arnoldo de la Vie) (ум. 1335) - Париж, Музей Клюни. Илюстрация из книги Г. Брауна, "Священническое облачение", Турин, 1914, с. 142

И «бременские шоссы» XII века, тоже церковные, сшитые из шерсти, более близкие по времени[1]:

Рис. 9. Бременские шоссы. (илл. из My Experience at the Battle of Hastings 1066 Reenactment Battle, England, October 14th and 15th 2006. By Lord James de Biblesworth M.K.A. James Barker - https://historiclife.com/pdf/BattleofHasting.pdf). Как их красиво сшить – см. https://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=36883

 

Итак.

Пока нам попались чулки шелковые и чулки, вязанные и сшитые из шерсти.

Однако, как пишут авторы статьи https://historiclife.com/Essays/howto_hose.html и опуса https://historiclife.com/pdf/BattleofHasting.pdf (James Barker и кто-то еще), у Эверта Оакшотта в книге есть перевод норманнского завещания XI века, в котором человек оставляет своему старшему сыну свою землю, деньги, меч и…льняные чулки.

Вот и вожделенный лён, шейтесь на здоровье.

 

Льняные шоссы мужские, раннесредневековые, не церковные тоже встречаются: в захоронении «менестреля» (мужчина с лирой) VIII в. из Кёльна есть остатки льяных чулок:

A male burial in a stone coffin, grave 100, The grave of the “minstrel” in the fourth church -cemetery- under the church of St-Severinus (Köln, Rheinland, Date: c.700 or a little later (710).):

«The legs were clad in a linen hose, with wool woven over linen straps and fastened with leather cross-garters; he wore cow leather shoes and garters with silver-gilt buckles, shoe- mounts and tags». (Цит.по: Magoula, Olga. Usage and meaning of early medieval textiles. a structural analysis of vestimentary systems in Francia and Anglo-Saxon England. The University of Birmingham, 2008. V.II. P.30-31).

Правда, о конструкции их ничего не скажешь. Hose и всё, то ли штаны, то ли носки. Есть ли пятка, какова длина – неизвестно.

 

В письменных источниках XI-XII вв. про чулки и шоссы вообще приличное количество упоминаний. Автор статьи https://www.osh.ru/pedia/clothes/europe/medium/esp-man.shtml приводит следующие:

В романсе о Сиде (XI век):

…Одевается Родриго,

…Надевает…

Штаны короткой мерки

С голубыми галунами,

А потом чулки, сапожки

Из телячьей нежной кожи…

 

В хрониках крестовых походов (прямой цитаты нет, есть пересказ):

…Император Фридрих Барбаросса (XII век) был счастливым обладателем парадных чулок-шоссов из алого атласа с золотной вышивкой, на которые с завистью поглядывал весь двор и о которых судачили иноземные гости, Шоссы закрывали ногу полностью, до середины бедра, и прикреплялись подвязками из кручёного шелка. Как и во времена Карла Великого, они состояли из двух или трех частей: в первом случае - из носка, похожего на мешочек, и прямой длинной гетры, во втором - из напалечника, подъема и такой же гетры (пятки могло и не быть).

Шоссы Барбароссы, да =)

Раньше их фотографию можно было найти на сайте по адресу https://rubens.anu.edu.au/raider4/austria/vienna/museums/schatzkammer/palermo_robes_12thc/stockings/dscn1025.jpg, но теперь ссылка не работает. Кто ее заново найдет, тот молодец.

 

Зачем эти тексты тут приводится? Да затем, чтобы понять, что шелковые чулки – годная принадлежность костюма не только иерархов церкви, но и высшего класса, в целом. Т.е. чулки – не обязательно литургическая деталь, она может быть и светской. Собственно, все щоссы средневековья – это нормальная светская одежда.

 

В итоге, как бы я стала шить, если бы мне захотелось обзавестись легкими чулками на «эпоху викингов»? Взяла бы выкройку шоссов папы Климента и исполнила изделие в льняной ткани. Ну а Вы – решайте сами =)

 

Сова (Колпакова Юлия),

Клуб «Усадьба»


[1] Датировка их, правда, дело немного спорное, в некоторых приличных текстах встречается и англоязычное «1200s», а это значит XIII век, а не XIIй.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: