Технологический подход к обучению ставит цель – сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (М.В. Кларин). Такими установками могут быть: социальный заказ, определенные образовательные ориентиры, цели и содержание обучения.
Этапы технологического подхода (М.В. Кларин):
1. Постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей (или задач) с ориентацией на достижение результатов.
2. Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
3. Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
4. Заключительная оценка результатов.
Итак, технологический подход – это образовательный подход, который гарантирует полную управляемость работой образовательного учреждения и учебного процесса на основе последовательной ориентации на четко определенные цели. Цели могут быть направлены на активизацию содержания и методов обучения, на внедрение в обучение интеллектуальных технологий (метод проектов), создание психологически комфортной среды обучения (обучение в сотрудничестве), развитие дополнительного образования и дистанционных форм обучения (технологии дистанционного обучения, Интернет-образование)
Определение технологии обучения [1]
Дж. Брунер | Инструмент дидактической работы, обеспечивающий оптимизацию обучения. |
Ф. Янушкевич, Ч. Куписевич | Совокупность медико-организационных действий, направленных на оптимизацию процесса обучения путем рационального использования в этом процессе современных технических средств и дидактических материалов. |
В. Оконь | Содержательные и технические проблемы передачи и обмена информацией между учителем и учащимися. |
В.П. Беспалько | Содержательная техника реализации учебного процесса. |
М.В.Кларин | Направление педагогики, которая имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. |
И.П. Волков | Описание достижения планируемых результатов обучения. |
М.Ж. Арстанов | Теория использования приемов, средств и способов организации обучающей и учебной деятельности. |
|
В.В. Гузеев отмечает, что далеко не каждый учитель может создать свою технологию, но каждый может быть создателем своей неповторимой методики обучения, базирующейся на той или иной технологии.
Выделите различия:
Методика | Технология |
С позиции общих педагогических феноменов | |
Дидактика – общая методика – частная методика. (Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Общая методика раскрывает образовательные, развивающие и воспитывающие функции обучения. Частные методики обучения) | Философия образования – образовательная политика – образовательная технология. (Зачем учить – чему учить – как учить) |
С позиции взаимодействия с общими вопросами педагогической теории (с этой позиции методика шире, чем технология) | |
Преломление, детализация общих педагогических вопросов с учетом специфики конкретного учебного предмета. (Отвечает на вопросы: чему, зачем и как учить?) | Разработка правил организации учебного процесса, конструирование учебного процесса с учетом последовательности шагов для достижения гарантированного результата (Отвечает на вопрос: как учить?) |
С позиции возникновения в педагогической действительности (А.М. Кушнир) | |
- Индивидуальность - Результат обобщения пед. опыта или изобретение нового способа представления знаний. - Предполагаемый результат обучения | - Воспроизводимость - Результат анализа конкретных условий изучения и преподавания предмета - Заданный результат обучения |
|
Компоненты образовательных технологий (существует несколько подходов):
I. В.М. Монахов: 1) целеполагание как проектирование одной общей цели и множества частных задач; 2) диагностика как установление факта достижения или недостижение конкретной микроцели (задачи); 3) дозирование заданий как решение вопроса о том, сколько упражнений должен самостоятельно сделать ученик, чтобы успешно пройти диагностику; 4) логическая структура технологии, во-первых, как группа уроков (занятий), в ходе которых должна быть достигнута определенная цель и решены поставленные задачи, во-вторых, как программу развития памяти, речи, внимания, интереса и т.д.; 5) коррекция учебного процесса как построение пути выведения учеников, не прошедших диагностику на уровень стандарта.
II. В.В. Гузеев: 1) представление результатов обучения; 2) текущая диагностика и прогнозирование развития ученика; 3) модели обучения (методы, формы, приемы и средства обучения); 4) выбор или построение модели обучения, необходимой для конкретных условий (объединение в систему методов, форм, приемов и средств обучения, необходимых именно этой школе, классу, учителю)
III. Г.К. Селевко:
1) концептуальная основа;
2) содержательная часть обучения (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала)
3) процессуальная часть – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности;
- методы и формы работы педагога;
- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса