Одежда появилась как средство защиты тела человека от различных воздействий окружающей среды (жары, холода, влаги, пыли и т.д.). На современном этапе развития общества одеждой называют различные предметы из материалов растительного, животного и искусственного происхождения, которые защищают человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, поддерживают нормальное состояние организма и служат украшением.
Одежда является одним из элементов материальной культуры человечества. Изменение форм одежды происходит на каждом историческом этапе существования общества. Оно отражает требования общественного строя, степень развития техники, экономики, а также своеобразие национальной культуры, особенности быта, художественных вкусов и традиций народа. В современном мире в одежде в определенной степени проявляется индивидуальность человека.
Под одеждой понимают широкий комплекс предметов, таких, как белье, платья, головные уборы, обувь, перчатки, чулки и др.
Одежда всегда приспособлена к климатическим условиям местности, поэтому в разных регионах она различна по форме и материалу.
В большинстве стран мира принята общеевропейская одежда (пиджак, брюки для мужчин, платья, юбки, жакеты и различные комплекты для женщин), на основе которой сложились разнообразные формы, диктуемые различными социальными, географическими и экономическими особенностями. Наряду с общеевропейской пользуется спросом национальная одежда.
К швейным изделиям относятся: одежда бытовая, производственная и спортивная; предметы домашнего обихода (салфетки, скатерти, полотенца, постельное белье); технические изделия и снаряжение (автомобильные чехлы, палатки, вещевые мешки и т.д.).
|
По классификации Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности (ЦНИИШП) вся одежда делится на два класса: бытовую и производственную.
Бытовая одежда — одежда для ношения в различных бытовых и общественных условиях.
Она может быть повседневной, для торжественных случаев, домашней, спортивной. Различают верхнюю одежду, нательное белье, корсетные изделия, пляжную одежду, головные уборы и швейные изделия, не относящиеся к одежде.
Ассортимент швейных изделий, составляющих верхнюю одежду бытового назначения, чрезвычайно разнообразен.
Предусматривается разделение одежды на подклассы, определяющие условия эксплуатации; на группы — по предметной принадлежности; на подгруппы, делящие швейные изделия по половозрастному признаку; на виды, разделяющие одежду по сезонным признакам; на типы в зависимости от социальных функций. Каждый вид одежды имеет разновидности в зависимости от конструкции моделей, определяемой формой и силуэтом одежды, покроем рукавов, воротников и т.д.
К верхней относится одежда, надеваемая на корсетные изделия, нательное белье, и изделия костюмно-платьевой группы. Это пальто, полупальто, плащи, пиджаки, жилеты, юбки, платья, халаты, блузки, верхние сорочки, комбинезоны и полукомбинезоны.
Нательное белье — одежда, надеваемая на корсетные изделия или непосредственно на тело человека. Это нижние сорочки, нижние юбки, ночные сорочки, распашонки, рубашечки, трусы, кальсоны, ползунки, пижамы.
Корсетные изделия — одежда, надеваемая непосредственно на тело человека для формирования и поддержания его отдельных частей, а также для держания чулок. К ним относятся бюстгальтер, корсет, полукорсет, грация, полуграция, пояс для чулок.
|
Пляжная одежда — одежда, надеваемая непосредственно на тело человека для купания и загорания. Пляжная одежда — это плавки, купальный комплект (бюстгальтер и трусы), купальник. Головные уборы — это изделия, покрывающие голову человека. К головным уборам относятся шапки-ушанки, фуражки, бескозырки, кепи, шляпы, береты, шлемы, жокейки, пилотки, капоры, чепчики, тюбетейки.
Швейными изделиями, не относящимися к одежде, являются постельное белье, простыни, наволочки, пододеяльники, пеленки, простынки, стеганые одеяла и покрывала, конверты для новорожденных.
Производственная одежда — одежда для ношения в производственных условиях. В производственной одежде выделяют одежду специальную, санитарную, форменную. Производственная одежда применяется во всех отраслях промышленности для рабочих массовых профессий; она обеспечивает защиту от загрязнения. Основными видами производственной одежды являются халаты и фартуки.
Специальная одежда — это производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Специальная одежда обеспечивает защиту рабочих от вредного действия окружающей среды. Основными видами специальной одежды являются плащи, куртки, комбинезоны, ватные куртки, шаровары. Специальная одежда делится на влагозащитную, защищающую от радиоактивных загрязнений, кислото защитную, нефте маслозащитную, общего назначения, пылезащитную, защищающую от органических растворителей, термо защитную, химоядозащитную, щелочезащитную, электрозащитную.
|
Санитарная одежда — производственная одежда для защиты предметов труда от работающего, а также работающего от общих производственных загрязнений. Разновидностью санитарной одежды является технологическая одежда для защиты предметов труда.
Форменная одежда — одежда для военнослужащих, работников специальных ведомств, работников транспорта (железнодорожного, авиации, такси, речного и морского флота) и учащихся, для которых установлена форма (учащихся профессиональных учебных заведений). Основными видами форменной одежды являются шинель, пальто, костюм, китель, платье, головные уборы.
В зависимости от того, в какое время года используется производственная одежда, она подразделяется на подгруппы всесезонной и зимней одежды.
Классификация может быть дополнена подразделением одежды по виду волокна, из которого она изготовлена (шерстяная, шелковая, хлопчатобумажная, льняная, из искусственных и синтетических материалов).
Одежда в промышленном производстве выпускается по размерам, ростам и полно там. Размер определяется обхватом груди, а для некоторых изделий, например мужских сорочек, — обхватом шеи. Длина изделия обусловливается ростом человека. Изделия для взрослых выпускаются следующих размеров: мужские — 84, 88, 92... 128, женские - 84, 88, 92... 136.
В зависимости от того, в какое время года используется одежда, она делится на весенне-осеннюю, летнюю и зимнюю.
Бытовая одежда может иметь различное назначение: для улицы (костюм), дома, выпускного бала (платье), торжественных случаев, занятий спортом.
По половозрастному признаку одежда делится на мужскую, женскую, детскую. В свою очередь детская одежда подразделяется на одежду для новорожденных (до 9 мес.), для детей ясельного возраста (от 9 мес. до 3 лет), одежду для детей дошкольной группы (от 3 до 7 лет), одежду для детей младшей школьной группы (мальчиков от 7 до 12 лет и девочек от 7 до 11,5 лет), одежду для более взрослых детей (мальчиков от 12,5 до 15,5 лет и девочек от 11,5 до 14,5 лет), для детей подростковой группы (мальчиков от 15,5 до 18 лет и девочек от 14,5 до 18 лет).
Мужская и женская одежда выпускается для трех возрастных групп — младшей, средней, старшей. В зависимости от обхвата бедер с учетом выступания живота в женских фигурах и обхвата талии в мужских (при одном и том же обхвате груди) одежда для взрослых выпускается четырех полнот: 1...4.
В связи с большим взаимным товарообменом между европейскими странами, в частности обменом одеждой, разработаны стандарты на размеры одежды для женщин, мужчин, девочек и мальчиков.
Размерные показатели изделий для женщин и мужчин на товарном ярлыке обозначаются полными величинами роста, обхвата груди, обхвата бедер для женской одежды и полными величинами роста, обхвата груди, обхвата талии для мужской одежды (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Измерения фигуры для заполнения товарного ярлыка
Например, для женской одежды, изготовленной на типовую фигуру с ростом 158 см, обхватом груди 100 см, обхватом бедер 108 см, в товарном ярлыке строка «размеры» будет заполнена так: 158— 100—108. Для мужской одежды, изготовленной на типовую фигуру с ростом 170 см, обхватом груди 100 см, обхватом талии 88 см, в строке «размеры» будет написано: 170—100—88. Для верхних мужских сорочек наряду с ростом и обхватом груди размерным признаком служит обхват шеи. Так, для сорочки, изготовленной на фигуры с ростом 158 и 164 см, обхватом груди 100 см, обхватом талии 88 см, обхватом шеи 41 см, в товарном ярлыке строка «размеры» будет заполнена следующим образом: 158, 164— 100 — 88 — 41.
В детской одежде размерными показателями служат полные величины роста и обхвата груди. Например, для одежды, изготовленной на фигуру девочки (мальчика) с ростом 140 см и обхватом груди 72 см, строка «размеры» будет заполнена следующим образом: 140 — 72.
Конструкция одежды
Конструирование — важнейшая часть проектирования швейных изделий — состоит из двух этапов. Первый этап — творческий поиск — включает в себя выбор метода конструирования и разработку чертежей изделия в объеме эскизного проекта, т.е. выбор методики измерений фигуры и конструирования, выбор формул для расчета конструкции, обработку сложных форм и кроев. Этот этап требует от исполнителя высокой квалификации. Второй этап — расчет формул, построение чертежа, изготовление лекал, составление рабочей документации. Работа сводится к выполнению простых математических и логических операций, которые могут быть автоматизированы средствами вычислительной техники.
При конструировании используются опыт практической работы и достижения в области прикладной антропологии, материаловедения, технологии, гигиены одежды, организации и экономики производства. В последние годы все в большей степени привлекаются математические методы и ЭВМ для научного обоснования способов проектирования одежды и создания системы автоматизированного проектирования (САПР) одежды с применением современных технических средств (ЭВМ, дисплеев, графопостроителей), позволяющих из большого числа возможных вариантов решений выбрать наиболее оптимальный.
Конструкция (лат. constructio) — строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета, машины, прибора и т.п., определяющееся его назначением.
Конструкция одежды характеризуется несколькими позициями: внешней формой (силуэтом и покроем); построением составных деталей изделия; видом соединительных швов; видом материалов. Число и конфигурация деталей непостоянны. Они могут изменяться под влиянием моды, покроя одежды, структуры и вида поверхности формы, особенностей телосложения, свойств материала и технологии обработки изделия.
Форма (лат. forma) — это внешний вид, контуры предмета изделия; очертания тела, фигуры человека; единая по покрою, цвету и другим признакам одежда, установленная для лиц определенных категорий (например, форма военнослужащих, железнодорожников и др.); установленный образец; строго установленный порядок в способе изготовления, ношения одежды и др.
Силуэт (от имени французского министра финансов XVIII в. Э. де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля) — это одноцветное плоское изображение людей, фигур и предметов, подобное их тени, нарисованное или вырезанное из бумаги, ткани и т.п. Изображение может быть выполнено темным на светлом фоне или светлым на темном.
Силуэт — это характеристика внешней формы костюма, очертание; стилизованное плоскостное выражение объемной формы, определяющей моду.
В современном моделировании принято несколько ведущих силуэтов одежды, которые классифицируются по степени прилегания изделия к фигуре (полуприлегающий, прилегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по виду геометрической формы, к которой он приближен (прямоугольный, трапециевидный, овальный, Х-образный). Три силуэта — прилегающий (приталенный), полуприлегающий и прямой (свободный) — являются классическими и основными для изделий пальтово - костюмного и платьево-блузочного ассортимента при любых изменениях моды.
На рис. 1.2 изображена коллекция моделей. Приталенный силуэт (см. рис. 1.2, а) в различных вариантах присутствует как в молодежной, так и в элегантной одежде. Линия плеча естественная или чуть спрямленная, длина, как правило, до колена. Очень длинными бывают изделия только верхней вечерней группы. Линия талии подчеркивается поясом.
А-силуэт (см. рис. 1.2, б) — свободный, пластичный, чаще всего имеющий длину макси. Постепенно он уходит из моды, оставаясь в группе вечерних платьев и в молодежной одежде.
Прямой силуэт (см. рис. 1.2, в) уже не является доминирующим. Он остается и в верхней, и в вечерней одежде. Объем, как правило, несколько увеличен. Встречается и в группе классических костюмов, но уже небольшого объема, часто имеет длину мини.
Изделия Х-силуэта (см. рис. 1.2, г) бывают различной длины, в основном он встречается в молодежном ассортименте. Чаще всего это небольшой облегающий верх и короткая пышная юбка.
Покрой — тип конструкции, определяющий характеристику конструктивного построения одежды. Основными признаками покроя одежды являются покрой рукава (т. е. форма его соединения с проймой) и членение основных деталей (спинки и полочек) продольными и поперечными швами.
Основными покроями рукава являются втачные, реглан и цельнокроеные. Покрой плечевой одежды характеризуется наличием или отсутствием продольных швов на спинке и полочках. В зависимости от числа швов изделия могут быть одношовными (с застежкой спереди и одним средним швом на спинке), двух шовными (с двумя боковыми швами), трех шовными (с двумя боковыми и средним швом на спинке), пяти шовными (с двумя боковыми швами, средним швом на спинке и швами притачивания отрезных бочков), шести шовными (с двумя боковыми швами и четырьмя швами на спинке и полочках). Двух шовные, трех шовные и шести шовные формы покроя одежды считаются классическими.
в г
Рис. 1.2. Базовые силуэты:
а — приталенный; б — А-силуэт; в — прямой; г – Х - силуэт
В зависимости от характера соединения лифа с юбкой одежда может быть отрезной и не отрезной по линии талии. В зависимости от членения конструкции одежды ее делят на плечевую и поясную.
Плечевая одежда — одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела человека (на плечи, выступающие точки лопаток и груди). К плечевой одежде относятся изделия пальтово костюмного и блузочного ассортимента: пиджаки, жакеты, блузки, пальто и т.п.
Поясная одежда — одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу — линией бедер. К поясным изделиям относятся брюки, шорты, юбки и т.п.
Детали кроя
Детали одежды могут быть или выкроены только из одного материала, или состоять из пакета деталей основного материала, подкладки и прокладки.
Детали из основного материала — перед (полочки), спинка, рукава и воротник в плечевых изделиях, полотнища юбки, передние и задние половинки брюк в поясных.
Передом называют переднюю деталь без разреза или с разрезом (застежкой), не доходящим до низа детали, а полочкой — переднюю деталь, разрезанную до низа на две части. Так, пальто и жакет имеют две полочки. При этом перед разрезают для изготовления застежки, которая может быть расположена по центру (центральная) или смещена (смещенная).
Застежка позволяет свободно надевать и снимать одежду, создавать ее объемность. При определенном назначении изделия она может служить декоративной отделкой. В современной одежде застежки представляют собой обметанные и обтачанные петли или петли из шнура в сочетании с пуговицами, кнопки, крючки, пряжки, застежки-молнии и велкро (липучка). В одежде, которая надевается через голову, и в поясной одежде (юбках, брюках) застежка может быть расположена по-разному: спереди, сбоку, сзади; она может и отсутствовать, если вырез горловины достаточно свободен или если поясное изделие сделано на резинке.
Конструктивно-декоративными элементами изделия являются карманы, манжеты, планки, пояса и др.
Форма деталей подкладки чаще всего повторяет форму деталей из основных материалов. Для сохранения формы основных деталей применяют прокладочные детали. Прокладочными деталями являются и детали из утепляющих материалов — ватина, синтепона, меха (натурального и искусственного) и пр.
Края, образующие контуры деталей, называются срезами.
В технологическом процессе детали соединяют по срезам, оставляя припуски на швы, на посадку между надсечками, которые заложены в конструкции. Конструкции, которые позволяю упразднить ряд операций в процессе обработки, называют технологичными (например, полочки с цельнокроеными подбортами и т.п.). В Центральном научно-исследовательском институте швейной промышленности была проведена большая работа по унификации деталей, что дало возможность разделить их всего на несколько групп; в пределах каждой группы детали имеют одинаковые размеры. Унификация конструкции различных деталей позволяет решать задачу оптимизации методов обработки деталей и узлов на основе унификации методов обработки с использованием специализированных швейных машин и машин автоматического действия с минимальными переналадками для обработки деталей различных размеров и конфигураций — воротников, манжет, клапанов, карманов и т.п.