Получение взятки (ст. 290 УК)




Получение взятки, дача взятки — наиболее опасные виды преступлений, предусмотренных данной главой. Они представля­ют собой самые острые и, к сожалению, достаточно распростра­ненные формы коррупции. Совершение этих преступлений не только нарушает нормальную деятельность властных и управлен­ческих структур, серьезнейшим образом подрывает их престиж, создает у значительного числа людей представление о возможнос­ти решить вопросы, получить желаемое, спасти себя или других лиц от уголовной и иной правовой ответственности за счет под­купа должностных лиц, в том числе лиц, занимающих государст­венные должности, устанавливаемые Конституцией РФ либо фе­деральными законами либо законами субъектов РФ. Опасность получения и дачи взятки обусловливается и тем, что они доста­точно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: организованными хищениями имущест­ва, с легализацией (отмыванием) денежных средств или имуще­ства, приобретенных незаконным путем, незаконным изготовле­нием оружия и т.д. Кроме того, и само взяточничество нередко принимает устойчивые формы. Взяточники объединяются в ор ганизованные группы и преступные сообщества, взяточничеством и другими преступными формами коррупции охватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, оно проникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительные органы.

В ныне действующем постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» указывалось, что в обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого негативно­го явления значительно возрастает. Посягая на деятельность го­сударственных учреждений и организаций, оно подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушению принципа социальности справедливости'. Новый УК предусмат­ривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК). Условно их можно объединить понятием «взяточничество».

Получение взятки — самое тяжкое из этих преступлений. Осо­бая опасность его определяется тем, что должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъектов данной группы пре­ступлений (пп. 1, 2 и 3 примеч. к ст. 285 УК), используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи.

Новый УК определяет это преступление как получение долж­ностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного ха­рактера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попусти­тельство по службе (ч. 1 ст. 290 УК).

Объективная сторона получения взятки, таким образом, за­ключается в получении должностным лицом незаконного имуще­ственного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяг-кодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.

Необходимым признаком данного преступления является его предмет — взятка.

В обобщенном виде взятка представляет незаконную выгоду имущественного характера. Новый УК в отличие от предыдущего раскрывает содержание предмета взятки как денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

В приводившемся постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод иму­щественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ре­монтных, реставрационных, строительных и других работ)'. На практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные бумаги (в частности, акции), дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, импортная аудио- и видеотехни­ка, автомашины), антикварные и коллекционные предметы (мо­неты, марки и т.п.). При этом безвозмездность получения пред­мета взятки может быть полной либо виновный.получает ценные вещи за бесценок, по значительно меньшей в сравнении с дейст­вительной цене. В приведенном Пленумом Верховного Суда СССР обзоре дел о взяточничестве с.мечались такие формы получения взяток, как получение без оплаты туристических пу­тевок для поездок за рубеж или организация круизов, бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и

ДР-'

В настоящий период в условиях перехода к рыночной эконо­мике выявились новые формы взяточничества, например, за при­обретение в аренду или собственность помещений, офисов, квар­тир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приоб­ретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.п.

Из анализа практики вытекают две основные формы получе­ния взяток — открытая и завуалированная. Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом предмета взятки. Вторая облекается во внешне законные формы — совмес­тительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, со­глашению, премии (если работа не выполняется или для получе­ния премий либо иных выплат нет оснований).

^ См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3. ^ См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 6.

1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3.

В отдельных случаях как получение взятки может оцениваться предоставление незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу, а его близким. Состав преступления будет иметься в такой ситуации при двух условиях: а) вознаграждение (имущественная выгода) предоставляется близким виновного с его согласия и б) использование последним своего служебного положения в пользу «одаривающего».

Уголовный Кодекс говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключа­ется состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку от взяткодателя не непосредственно, а через другое лицо (посредника). Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка ит-i кого представляет взяткодатель.

В новом УК объективная сторона данного преступления опи­сывается как получение взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц'. Использование винов­ным служебного положения за взятку трактуется в новом УК трояко: как действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям (очевидно, других должностных лиц), либо как общее покровительство или попустительство по службе.

Первая форма, наиболее распространенная на практике, пред­ставляет собой совершение виновным за взятку действий, кото­рые находятся в пределах предоставленных ему прав и полномо­чий (для руководителя — прием на работу и увольнение, переме­щения по службе, взыскания и поощрения и т.п.), или несовер­шение (непроведение ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач).

Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, то есть связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воз­действовать на них своим должностным авторитетом. Примени­тельно к УК РСФСР 1960 г. высшие судебные органы также занимали позицию расширительного толкования признака ис­пользования служебного положения. В упоминавшемся постанов­лении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 г. по делам о взяточничестве указывалось, что субъектом этого преступления могут быть и те должностные лица, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателей соот­ветствующих действий, но в силу должностного положения могли принять меры к совершению этих действий другими должност­ными лицами'.

Представляется, что такая расширительная трактовка будет оправданной только при наличии между доижностным лицом — взяткополучателем и другим лицом, от которого зависит решение вопроса в пользу взяткодателя, отношений, обусловленных имен­но служебным положением взяткополучателя. И только благодаря этому он имеет возможность воздействовать на тех, кто совершает нужные для взяткодателя действия. Поэтому использование лич­ных связей (дружбы, родственных отношений) взяткополучателем для обращения к другому должностному лицу, для которого за­нимаемое виновным положение не имеет никакого значения, должно, по нашему мнению, исключать признак использования служебных полномочий, а стало быть, и состав данного преступ­ления. На наш взгляд, такие действия при наличии других необ­ходимых признаков могут рассматриваться как мошенничество.

Третьей формой использования служебного положения взят­кополучателем закон считает общее покровительство или попус­тительство по службе. Представляется, что состав данного пре­ступления будет лишь тогда, когда покровительство (то есть протекционизм) облекается в конкретные преступные проявле­ния (необоснованное продвижение по службе, выдача незаслу­женных премий и других поощрений, отпуск руководителям и представителям организаций и фирм товаров, пользующихся наи­большим спросом и т.п.), а попустительство выражается в кон­кретном виде (непресечение неправомерных или преступных дей­ствий подчиненного, нереагирование на прогулы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.). Новый УК не говорит о необхо димости предварительного соглашения между взяткополучателем и взяткодателем, а равно о времени дачи-получения взятки.

Однако эти вопросы имеют существенное значение для нали­чия данного состава преступления. В теории и на практике они решались долгие годы неоднозначно. В упоминавшемся поста­новлении 1990 г. о взяточничестве Пленум Верховного Суда СССР высказал свои позиции по всем этим вопросам. Пленум разъяснил, что ответственность за взяточничество наступает не­зависимо от того, когда вручена взятка — до или после соверше­ния действия или бездействия и безотносительно к тому, были ли действия должностного лица заранее обусловлены взяткой. Следовательно, это преступление образует как взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение'.

Разъяснение по поводу того, что момент получения взятки (до или после совершения деяния в пользу взяткодателя) не имеет значения для наличия данн.«о состава преступления, вполне обоснованно. Что-же касается разъяснения Пленума о необяза­тельности обусловленности действий должностного лица взяткой, то оно применительно к формулировке анализируемого преступ­ления в новом УК вряд ли приемлемо. Если УК 1960 года отделял, по существу, получение взятки от фактического использования служебного положения в пользу взяткодателя, то новый УК на­прямую связывает действия с получением взятки. Стало быть, обусловленность действий взяткой должна составлять необходи­мое условие ответственности за данное преступление. Ведь суть его в подкупе должностного лица. И если такой обусловленности нет, нет и состава получения взятки. Отсюда следует и другое: взятка-вознаграждение имеет место лишь тогда, когда получение вознаграждения было обусловлено до совершения действий (без­действия) в пользу взяткодателя. Если же должностное лицо совершило какие-то действия по службе в пределах своей компе­тенции, которые не были обусловлены вознаграждением, а затем такое вознаграждение получило, его действия не выходят за рамки дисциплинарного проступка и могут влечь лишь дисциплинар­ную, а не уголовную ответственность.

В последние годы судебная практика и применительно к УК 1960 г. придерживалась в целом ряде случаев этой позиции^. Естественно, не могут оцениваться как получение взятки при нятие должностным лицом каких-либо подарков, сувениров и т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий и т.п.

Закон говорит о получении взятки за действия в пользу взят­кодателя или представляемых им лиц. Следовательно, данный состав имеет место как в случаях, когда удовлетворяются интере­сы самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет. К их числу могут относиться близкие ему люди либо организации (учреждения, предприятия), по поручению которых он действует. Получение взятки — преступление с формальным составом. Оно признается оконченным, когда должностным лицом получена обусловленная взятка или хотя бы часть ее. В случаях неполуче­ния взятки по причинам, не зависящим от взяткополучателя, налицо покушение на получение взятки'.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознаю, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (без­действия) в пользу взяткодателя либо оказывает ему покровитель­ство или попустительствует с использованием при этом своего служебного положения и желает получить ее.

Умысел взяткополучателя охватывает также сознание того, что взяткодатель осведомлен о том, что получаемое должностным лицом вознаграждение незаконно и что получается оно за дейст­вия (бездействия) в его пользу с использованием виновным своего служебного положения. Получение взятки по своей природе яв­ляется специальным видом корыстного злоупотребления своими должностными полномочиями. Поэтому обязательным призна­ком этого преступления является корыстный мотив. Квалифицированные виды получения взятки (ст. 290 УК) Опасность получения взятки повышается за счет: а) получения взятки за незаконные действия (ч. 2 ст. 290) и б) получения взятки, совершенного лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, или государственную долж­ность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправле­ния (ч. 3 ст. 290 УК). Первый квалифицирующий признак (полу­чение взятки за незаконные действия) следует понимать двояко: 1) должностное лицо за взятку совершает неправомерные дейст­вия, не являющиеся преступлением (внеочередное предоставле­ние квартиры, попустительство в связи с допущенными подчи­ненным прогулами, появлением на работе в состоянии опьянения и т.п.). Такие действия повышают опасность взяточничества, но не требуют дополнительной квалификации. Содеянное охватыва­ется полностью ч. 2 ст. 290 УК. 2) За взятку должностное лицо совершает преступное деяние.

В упоминавшемся постановлении Пленума Верховного Суда СССР 1990 г. о судебной практике по делам о взяточничестве разъяснялось, что ответственность за взяточничество не исклю­чает одновременного привлечения лица к уголовной ответствен­ности за деяния, хотя и связанные со взяточничеством, но обра­зующие самостоятельные преступления (злоупотребление слу­жебными полномочиями, соучастие в хищении имущества). В подобных случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений'^ Второй квалифицирующий признак существенно повышает опасность преступления, если взятка получается лицом, занимающим особо ответственное положение — государ­ственную должность России кой Федерации или государствен­ную должность субъекта Российской Федерации, а равно долж­ность главы органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК).

Особо квалифицированными видами получения взятки новый УК считает: а) получение взятки группой лиц по предваритель­ному сговору или организованной группой; б) неоднократность ее получения; в) вымогательство взятки; г) крупный размер взят­ки (ч. 4 ст. 190 УК).

а) Первый признак, в свою очередь, подразделяется на две формы взяточничества. Получение взятки по предварительному сговору группой лиц будет тогда, когда взятка получается двумя или большим числом должностных лиц, если между ними до получения взятки достигнуто соглашение о ее совместном полу­чении. Для наличия этого признака необходим ряд условий: 1) между двумя или большим числом должностных лиц должно состояться соглашение о получении взятки (или взяток); 2) это соглашение должно предшествовать получению взятки; 3) каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретные действия с использованием служебного положения в пользу взят­кодателя (или хотя бы часть их); 4) каждое из должностных лиц получает часть взятки (или взяток)^.

* См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3.

В этой связи неточным является разъяснение этого признака в постанов­лении Пленума Верховного Суда СССР 1990 г. (о взяточничестве), в котором наличие его признается, когда взятку получило хотя бы одно должностное лицо, и не требуется, чтобы каждый из участников группы совершил часть действий в пользу взяткодателя (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3).

Получение взятки организованной группой отличается от предыдущей формы тем, что в соответствии с законом для ее получения (либо нескольких взяток) должностные лица объеди­няются в устойчивую группу. Все остальные признаки, присущие получению взятки группой лиц по предварительному сговору, относятся и к получению ее организованной группой. При этом, если участники организованной группы получили несколько взя­ток либо группа вообще была создана для систематического взяточничества, в соответствии с законом лицо, создавшее орга­низованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за ее организацию и руководство ею в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за все преступ­ления, совершенные участниками группы (в данном случае полу­чение взяток), если они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК).

б) Второй признак (неоднократность) истолковывался приме­нительно к У К 1960 г. двояко: как получение взятки не менее двух раз, если не истекли сроки давности привлечения к уголов­ной ответственности за предыдущее получение взятки', либо одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное дей­ствие^.

Неоднократность отсутствует, если взятка получалась в не­сколько приемов за выполнение (или невыполнение) одного действия в пользу взяткодателя, а равно получение ее от несколь­ких лиц, однако за совершение в их интересах одного и того же действия^

в) Третий признак — вымогательство взятки налицо в тех случаях, когда должностное лицо требует взятку под угрозой совершения действий, нарушающих законные интересы взяткода­теля или когда последний ставится в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для того, чтобы предотвратить либо прекратить нарушение его правоохраняемых интересов^. Таким образом, вымогательство взятки осуществляется в одной из двух форм: открытой и завуалированной. Первая форма предполагает непосредственное требование со стороны виновного дать взятку, которое подкрепляется открытой угрозой, используя служебные полномочия, нарушить законные интересы и права взяткодателя.

При этом содержание угрозы включает как совершение незакон­ных действий в отношении потерпевшего, так и несовершение законных действий. Вымогатель, к примеру, может требовать взятку, угрожая отказать в приеме на работу специалиста при наличии вакантного места, уволить с работы при отсутствии законных оснований, перевести на нижеоплачиваемую работу. Вторая (завуалированная) форма вымогательства отличается от первой тем, что здесь нет прямого требования взятки и непри­крытой угрозы нарушить законные интересы взяткодателя. Одна­ко принуждение и в этой ситуации налицо. Виновный совершает такие действия (либо бездействует), которые ставят потерпевшего перед необходимостью дать взятку для ограждения своих закон­ных интересов от нарушения. Для этой формы типична необо­снованная длительная затяжка в решении жизненно важных для лица вопросов (получение жилья, работы). При этом для той и другой формы возможно разное сочетание требования взятки (или поставления лица в условия, вынуждающие дать взятку) и нарушения правоохраняемых интересов потерпевшего. Требова­ние (поставление) может предшествовать нарушению либо сна­чала имеет место нарушение законных интересов потерпевшего, а затем требование взятки (или поставление лица в соответствую­щие условия) для прекращения фактического нарушения. Вымо­гательство взятки вместе с тем будет отсутствовать, если взятко­датель требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткополучателя (например, передать в правоприме-нительные органы материал о совершенном хищении имущества, уволить за неоднократную явку на работу в состоянии опьяне­ния). Не будет вымогательства и в тех случаях, когда взяткополу­чатель требует взятку, не подкрепляя это требование угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

г) Четвертый признак — крупный размер взятки — непосред­ственно определен в новом УК. Согласно закону крупным разме­ром взятки следует признавать сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих триста минимальных размеров оплаты труда, ус­тановленного законодательством РФ на момент совершения пре­ступления (примеч. к ст. 190 УК).

 

§ 2. Приготовление к преступлению Действующий уголовный закон определяет приготовление к преступлению как приискание, изготовление или приспособле­ние лицом средств или орудий совершения преступлений, при­искание соучастников, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступле-

ния, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам (часть первая 1 ст. 30 УК).

Это определение, если брать его в целом, принципиально не отличается от имевшегося в прежнем УК. (1960 года). Суть при­готовления, отвлекаясь от перечня его форм в законе, состоит в умышленном, то есть сознательном, целенаправленном создании конкретных условий для совершения преступления. В отличие от прежней формулировки в новой указаны, в частности, такие формы приготовительных действий, как приискание соучастни­ков и сговор на совершение преступления. Кроме того, подчерк­нуто, что преступная деятельность на этом этапе не доводится лицом до конца по обстоятельствам, которые от него не зависят.

С объективной стороны приготовление, таким образом, состо­ит в одном из следующих действий: а) приискание средств и орудий (совершения преступления. — Прим. автора); б) изготов­ление средств и орудий; в) пписпособление средств и орудий; г) приискание соучастников; л) сговор на совершение преступле­ния; е) иное умышленное создание условий для совершения преступления.

Приискание (если отвлечься от архаичности примененного в законе термина) средств и орудий совершения преступления представляет собой любой способ их приобретения. Он может быть правомерным (покупка, получение взаймы и т.п.). К при­меру, лицо, намеревающееся совершить разбойное нападение, на законном основании приобретает газовый пистолет. Способ при­обретения может быть также и преступным (путем кражи, грабе­жа, мошенничества, разбоя и т.п.).

Изготовление средств и орудий состоит в их создании, кон­струировании как промышленным способом, так и кустарным (огнестрельное и холодное оружие, ключи по слепкам, подлож­ные документы).

Приспособление орудий и средств — это придание определен­ным предметам свойств (или формы), с помощью которых можно было бы совершить задуманное преступление. Предметы могут видоизменяться, подвергаться обработке. К примеру, для совер­шения в последующем разбоя лицо наваривает на стержень ме­таллическую болванку, обрабатывает ключ с тем, чтобы с его помощью проникнуть в квартиру на предмет совершения кражи. Закон говорит о приискании или приспособлении орудий или средств совершения преступления. Понятие орудия преступления трактуется на практике и в теории в общем однозначно. Под ним принято подразумевать любые предметы с помощью которых непосредственно совершается преступление, то есть выполняется полностю или частично его объективная сторона. Это прежде всего все виды оружия как огнестрельного, так и холодного вне зависимости от того, изготовлено оно заводским либо кустарным способом (самодельные ножи, кинжалы, кастеты). Практика пос­ледних лет показывает, что в качестве орудий преступления ис­пользуются гранатометы, мины, различные взрывные устройства, яды и сильнодействующие вещества. К орудиям следует относить также любые колюще-режущие и иные предметы, применив ко­торые можно совершить преступление (бутылки или осколки стекла, доски, ножки столов и стульев, веревки и ремни, а также предметы хозяйственного назначения — клещи, отвертки, гаеч­ные ключи, топоры, стамески и т.п.). Иначе говоря, любой пред­мет, с помощью которого преступник может лишить потерпевше­го жизни, причинить вред его здоровью, проникнуть в хранилище материальных ценностей или в квартиру, представляет орудие совершения преступления.

Средства совершения преступления в отличие от орудий по­нимаются в теории и на практике менее однозначно. Некоторые специалисты, а нередко и судебная практика, отождествляют средства и орудия. Действительно, в конкретной ситуации один и тот же предмет может быть либо орудием, либо средством совершения преступления. Так, принудительное введение значи­тельной дозы сильного снотворного препарата выполняет роль средства, если виновный имеет целью усыпить потерпевшего для совершения кражи его имущества. Однако тот же препарат может быть применим с целью лишения жизни-потерпевшего. В этом случае он является орудием преступления. Такую же двоякую роль может выполнять автомашина или иное любое транспортное средство. Если оно используется для перевозки преступников либо добытого преступным путем, налицо средство преступления. В тех же случаях, когда преступник подготавливает транспортное средство для совершения наезда на человека с целью лишения его жизни либо причинения ему телесных повреждений, оно является не средством, а орудием преступления.

Вместе с тем, большинство специалистов, и такая трактовка представляется обоснованной, различают средства п орудия пре­ступления. В отличие от орудия, средство лишь способствует совершению преступного посягательства, облегчает его осущест­вление. Так, например, средством преступления будет поддель­ный документ, используя который виновный намерен совершить хищение имущества. К средствам могут быть отнесены лекарственные препараты, алкоголь, наркотики, одурманивающие веще­ства, вызывающие сон, состояние опьянения, лишающие потер­певшего возможности либо осознавать совершаемые преступни­ком действия, либо оказать ему сопротивление.

Следующей формой приготовления к преступлению, указан­ной в законе, является приискание соучастников. Если и приме­нительно к этой форме не принимать во внимание не весьма удачное применение архаичного термина «приискание», то суть данной формы сводится к действиям лица, которое любым спо­собом подыскивает, подбирает соучастников для совершения в дальнейшем конкретного преступления. При этом способами приискания могут быть уговор, угрозы, обещания совместного обогащения, выделения доли добытого преступным путем, шан­таж и т.п.

Вместе с тем, представляется, что эту форму невозможно рассматривать в отрыве от следующей, которую закон называет сговором на совершение преступления. Сговор, то есть соглаше­ние двух или более лиц, обладающих признаками субъекта, по поводу совместного совершения определенного преступления теория уголовного права и практика считают моментом возник­новения соучастия. Поэтому приискание соучастников и как результат этого достижение соглашения, сговора на совершение намеченного преступного посягательства, видимо, оправданно рассматривать как два этапа одной и той же формы приготовле­ния.

Наконец, еще одной формой приготовительных действий закон считает иное умышленное создание условий для соверше­ния преступления. В обобщенном виде этой формой охватывают­ся все иные не перечисленные в законе действия по подготовке к преступлению. Дать хотя бы примерный их перечень невозмож­но. Эта форма может выражаться в разработке плана совершения задуманного преступления, в установлении времени ухода и воз­вращения проживающих в квартире, в выявлении наличия охран­ной сигнализации и возможностей ее отключения и т.п.

По существу, все перечисленные в законе формы приготовле­ния являются разновидностями создания условий для последую­щего совершения преступления.

С субъективной стороны приготовлению присущ только прямой умысел. Нельзя готовиться к преступлению, лишь допуская его совершение, а уж тем более при наличии неосто­рожности. Приготовление — целенаправленная деятельность, осуществленная сознательно, в ней начинает реализовываться умысел на совершение преступления. Лицо при этом сознает что оно приискивает, изготовляет или приспосабливает средства или орудия совершения преступления, подыскивает соучастников, вступает в сговор с другими лицами по поводу предстоящего преступления либо создает иные условия для последующего пре­ступного посягательства и желает совершить эти действия.

Оценивая приготовление к преступлению, следует иметь в виду, что это начальная, первая стадия совершения преступле­ния, причем преступная деятельность на этом этапе всегда пре­рывается по причинам, не зависящим от виновного. В значи­тельном числе случае приготовительные к преступлению дей­ствия выявляются правоприменительными органами и пресека­ются на этом этапе. В иных ситуациях лицо убеждается в нереальности, в невозможности перейти непосредственно к со­вершению преступления (вследствие непригодности средств и орудий совершения прес-упления, отказа других лиц в совмест­ном преступлении и т.д.). Новый Уголовный кодекс содержит прямое указание на то, что уголовная ответственность за при­готовление к преступлению наступает лишь в случаях подготовки тяжкого либо особо тяжкого преступления (часть вторая ст. 30 УК), признаки которых названы в уголовном законе (части четвертая и пятая ст. 15 УК).

Приготовление к иным преступлениям (небольшой и средней тяжести) не может влечь уголовную ответственность

 

Предупредительная работа следователей прокурату­ры, так же как и следователей МВД, ФСК и службы налоговых расследований, осуществляется в нескольких формах. Возбуждение уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступления, доказывание их вины оказывают общее и специальное предупредитель­ное воздействие как на лиц, виновных в совершении пре­ступления, так и на других граждан, знающих о веду­щемся расследовании.

По конкретным уголовным делам следователи (лица, проводящие дознание) обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и внести представления об их устранении. Следователи могут участвовать в обсуждении внесенных ими пред­ставлений.

Закон о милиции относит предупреждение преступ­лений и других правонарушений к числу основных обя­занностей. Согласно ст. 10 Закона, милиция в соответст­вии с поставленными перед ней задачами обязана пред­отвращать и пресекать преступления, выявлять обстоя­тельства, им способствующие, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению. Профилактическая деятельность—сквозная задача для всех служб и под­разделений милиции с учетом профиля их деятельности (борьба с общеуголовной, экономической преступностью, преступностью несовершеннолетних, борьба с организо- ванными формами преступности, охрана общественного порядка и т. л.У.

Следует особо выделить специализированные про­филактические функции инспекций по делам несовер­шеннолетних, осуществляющих, в частности, предупреж­дение и пресечение реально возможного перехода на преступный путь подростков, борьбу с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, потребление наркоти­ков, проституцию, совершение преступлений; участковых инспекторов, предупреждающих и пресекающих пре­ступления, связанные с семейно-бытовыми конфликтами, пьянством, отсутствием определенных занятий, неуст­роенностью лиц, вернувшихся после отбытия наказания.

В предупреждении имущественных преступлений личной собственности участвуют объединения по охране объектов и личного имущества граждан по договорам. Они используют технические средства защиты имущест­ва от преступных посягательств, в частности путем установления охранной сигнализации; вносят после об­следований объектов охраны предложения по обеспече­нию сохранности товарно-материальных ценностей.

Органы милиции правомочны в процессе профилак­тической деятельности проводить беседы, применять ме­ры административно-правового воздействия; осуществ­лять виктимологическую профилактику; изымать вещи, предметы, вещества, изъятые из гражданского оборота и хранимые без соответствующего разрешения, контро­лировать хранение и использование оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ; требовать обязательных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности; про­изводить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и продукции. Особенностью профилак­тической деятельности милиции является то, что при­меняются наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия и оперативно-розыскные меры.

Предупреждение преступлений специально выделено законом в числе задач криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции). То, что Закон о милиции говорит не о причинах и условиях, а об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, не должно трактоваться как ограниче­ние объема профилактической деятельности милиции. Последний термин используется и в процессуальном законодательстве, он носит собирательный характер, охватывая весь комплекс непосредствен­ных причин и условий (детерминант) конкретного преступления.

Закон о милиции устанавливает ее право вносить в государственные органы, любые предприятия, учрежде­ния, организации, общественные объединения обязатель­ные для рассмотрения,(т. е. требующие ответа по суще­ству о результатах) представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Поскольку правомочие вносить пред­ставления следователей органов внутренних дел преду­смотрено процессуальным законом, которым руководст­вуются и лица, производящие дознание, представляется, что в данном случае речь идет о сообщениях непроцес' суального характера по результатам бесед, проверок, оперативно-розыскных действий и т. д.

Субъектами специальной профилактики в соответст­вии со своим профилем деятельности являются и другие органы, входящие в систему МВД наряду с милицией.

В систему МВД входят учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и учреждения, ор­ганизующие исполнение других наказаний. Их дея­тельность, направленная на выполнение основных целей уголовного наказания — исправление осужденных, пре­дупреждение совершения ими новых преступлений, но­сит в силу этого профилактическое содержание. Специ­фика профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных требований. Особое зна­чение для предупреждения рецидивной преступности имеет работа в местах лишения свободы по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие с другими службами органов внутренних дел, органами социаль­ной защиты (помощи)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: