Универсальные учебные действия
Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
· носят надпредметный, метапредметный характер;
· обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Личностные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Возрастной личностной особенностью детей начальной школы является осознание себя в обществе, Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
|
1) действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
I. Общеучебные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные учебные действия включают:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
|
· умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
II. Универсальные логические учебные действия
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Классификация логических действий включает:
· сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определения общих признаков и составления классификации;
· опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс (более подробно про процесс опознания можно узнать из дополнительного материала). 3 - анализ — выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
|
· синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
· сериация — упорядочение объектов по выделенному основанию (более подробно про понятие сериация можно узнать из дополнительного материала);
· классификация — отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Более подробно о классификации – в дополнительном материале;
· обобщение — генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. (Обобщение — генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.) 8 - доказательство — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Раскрытие понятия - в дополнительном материале.
· подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
· установление аналогий. (Согласно определению аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении).