Симфоническая сюита «Шехеразада»




Н.А.Римский-Корсаков

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

· Программная симфоническая сюита как жанр оркестровой музыки;

· Оркестровое творчество Римского-Корсакова;

· Строение цикла. Особенности развития образов.

 

Дополнительная информация по теме урока – М. Шорникова «Русская классическая музыка», учебник выгружен и доступен по ссылке: https://yadi.sk/i/AVm0uC30Ovlpyw

 

Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о симфонической музыке. Заключительное крупное симфоническое произведение, о котором мы будем разговаривать – это симфоническая сюита Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада». Вы уже знаете, что Римский-Корсаков – чрезвычайно одаренный и плодовитый композитор, который работал в разных жанрах (в частности, вам известна его опера «Снегурочка» и симфонические фрагменты из других оперных сочинений композитора).

Ранние годы творчества Римского-Корсакова связаны с музыкальным кружком «Могучая кучка». Так же, как и Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корскаков первоначально не был «оснащен» необходимыми профессиональными композиторскими навыками; он был любителем. Род Римских-Корсаковых издавна нес военную службу в качестве моряков. Такая же судьба была уготована и Нике (так звали будущего великого композитора в детские годы в семье родителей). Однако после окончания Морского корпуса и совершения обязательного для выпускников этого учебного заведения кругосветного плавания Римский-Корсаков круто меняет свои жизненные планы и начинает все плотнее занимается музыкой. В частности, он единственный из «кучкистов» получил высшее профессиональное музыкальное образование, закончив Петербургскую консерваторию. В ее стенах он работал впоследствии долгие годы.

Римский-Корсаков в качестве преподавателя в консерватории вел такие предметы, как инструментовка и оркестровка. Из этого факта становится ясно, что сам композитор досконально знал все выразительные возможности оркестра и умел их применить на практике. Его собственные оркестровые сочинения – лучшее тому подтверждение.

Симфоническая сюита «Шехерахада» была задумана композитором по мотивам большого цикла арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Первоначально он предполагал снабдить каждую часть собственной программой, но отказался от этой мысли, оставив лишь программные заголовки, так или иначе связанные с литературным первоисточником. Поскольку сквозными образами литературного цикла «Тысяча и одна ночь» являются образы Шехеразады – юной рассказчицы, жены свирепого Шахриара, и самого властителя, Римский-Корсаков «скрепил» все части цикла их лейтмотивами. Первый из них, звучащий в исполнении скрипки соло под аккомпанемент арфы, принадлежит Шехеразаде, второй – суровый, мощный, могущественный, звучащий в исполнении низких духовых инструментов – султану Шахриару. Оба этих образа впервые появляются во вступлении к первой части и неоднократно проводятся в течение всех четырех частей сюиты. Интонационно близок к теме Шахриара образ моря, который «вырастает» из мелодических оборотов темы султана. Лейтмотив моря тоже входит в число узнаваемых образов сюиты.

Поскольку Римский-Корсаков для воплощения образа Шехеразады использует не только узнаваемый мелодический оборот (лейтмотив), но и постоянно закрепленный оркестровый тембр (скрипку), можно отметить, что используется также такое средство выразительности, как лейттембр.

Отдельно хочу обратить ваше внимание, что «Шехерахада» - это не симфония, а симфоническая сюита! Это значит, что как и в любом произведении данного жанра, композитор делает акцент не на «примирении» тем в результате развития, а на их контрастном сопоставлении, что типично именно для жанра сюиты. Так как в основе произведения лежит литературный первоисточник (хотя и его содержание не раскрывается композитором в подробной программе словесно), это не просто симфоническая сюита, а ПРОГРАММНАЯ сюита.

Цикл состоит из 4 частей. Их названия:

1. «Море и Синдбадов корабль».

2. «Рассказ царевича Календера».

3. «Царевич и Царевна».

4. «Багдадский праздник».

Поскольку в цикле Римского-Корсакова присутствует благодаря литературному первоисточнику восточный колорит, будет нелишним вспомнить, что образы Востока были весьма любимы русскими композиторами, начиная с Глинки (достаточно вспомнить сюиту восточных танцев в его опере «Руслан и Людмила»). Образы Востока представлены в русской музыке и в инструментальных, и в вокальных жанрах (романсах). Напомню, что этот жанр в искусстве имеет специальное название – ОРИЕНТАЛЬ (или ориентальный жанр).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: