Социальны основы политики




Субъекты и объекты политики

Социальные субъекты Институциональные субъекты Функциональные субъекты
Классы Государство (институты политики) Группы влияния (давления и поддержки)
Слои Партии Лобби
Общности Социально-политические движения СМИ
Группы Социально-политические организации Бюрократия
Страты Конфессиональные группы  
Этносы    
Народности    
Нации    
Элиты    
Личности    

Субъекты политики – это субъекты, которые так или иначе участвуют в политике для своих интересов, потребностей и воздействуют на неё. Если не участвуют в событиях, то это не значит, что они перестанут быть субъектами. Объекты не участвуют в политике.

Этнос – кровно-родственные отношения. Характеризуется традициями, обычаями, религией, т. е. социо-культурная среда. Этносы фиксируются в переписи, если численность насчитывается более 50 человек.

Народность – совокупность этносов.

Нация – международная общность, которая характеризуется общностью экономической жизни, единое информационное пространство.

Национальность – психологическая приверженность к эталонам этнической жизни.

Национализм – 1) позитивный (охраняет свою культуру, обычаи) 2) Агрессивный (является высокомерным). 3) негативный национализм появляется в результате каких-либо политических действий.

5 этапов развития наций:

1) самоидентификации – граждане чувствуют себя гражданами.

2) Единое информационное пространство

3) Легитимность самой власти. Законность: 1) в виде права, установленного на власть. 2) в виде традиций. 3) психологическая (признание власти)

4) Участие населения в политики

5) Перераспределение социальных благ

Американцы перераспределяют 25% дохода государства на социальные нужды.

Лекция №4 Политическая власть

Власть – это всегда субъективно-объективные отношения

Власть – это всегда ассиметричное состояние

а) количественная асимметрия - во власти находится меньше людей, чем в населении

б) качественный – у власти больше полномочий и их реализаций.

Власть – способность возможности проводить свою волю личности, группа или партия в определённых социальных условиях даже вопреки сопротивлению воли (Макс Вебер)

Различают субъекты власти и носителей власти: субъекты власти – народ; носитель власти – президент и премьер-министр, партии.

Концептивное определение власти:

1) Теологическая концепция власти. Власть – ретрансляция божьей воли.

2) Классовая концепция. Власть – господство одних классов над другими с позицией их возможностей (воли, богатства и др.)

3) Биологическая концепция власти. Человек – социальное животное.

4) Психологическая концепция. Из 3 тысяч экспериментируемых людей ни один из них не отказался нажать на кнопку, все сказали одинаково.

Основная масса людей – комфортанты.

Конформизм – основа для ошибок в американской политике (принятие решения в коллективе проще)

5) Иррациональная концепция. Власть – управление народом с помощью лифтов. Миф для управления: идеология, религия.

6) Бихевиористическая концепция.

Власть определяется как особый тип поведения.

Мотивы поведения:

Страх, нервозы.

7) Типологическая концепция. Концепция целей.

Власть – целеполагание 15 век, власть нужна для:

1) Защита человека от природных катаклизмов

2) Защита человека от себе подобных

3) Защита человека от самого себя

4) Защита человека от самой власти

8) Культурно-социологическая концепция.

Определение власти идёт с конкретной социальной средой, её ценностями, традициями, предначертаниями. Передача их по наследству – резус фактор.

9) Реляционистская концепция.

Власть – отношение между субъектами и партиями в соответствии с их социальными взаимодействиями, позициями в социальном и политическом пространстве.

Модельность власти зависит от источников власти.

- Фуно, Бурдье сформулировал понятие габбитус.

10) Системная (структурно-функциональная) концепция.

Власть – свойство одного из элементов системы аккумулировать свои интересы, интегрирование различных элементов системы с помощью социальных действий.

Разрешать противоречия и конфликты в обществе: регулировать многообразие общественных интересов.

Интегральная власть Унникурсивная власть
Монополия принятия решений Позиционирование разных видов власти

 

Лекция №5

Следует различать два понятия:

Власть политическую и государственную.

Политическая власть по объёму шире, чем власть государственная.

Политическая власть на примере нашей страны.

Политическая власть. Федеральный уровень.

Государственная Общественно-политическая
законодательная исполнительная судебная партии движения организации
Региональная власть
Государственная Общественно-политическая
Законодат. Исполнит. Судебная партии движения Организации
Местная власть
Государственная Общественно-политическая
Местное самоуправление Суды партии движения организации
                               

Ядром политической власти является власть государственная

Формальная легальная официальная Неформальная недегальная неофициальная
Государственные институты Власть влиятельных групп и лиц, власть кланов, лоббистские и клиенталистские группы

Источники власти

Субъективные характеристики лидеров:

1) Образование

2) Авторитет

3) Престиж

4) Ораторские способности

5) Умение убеждать

6) Информация (владение, пользование)

7) Право выдается населением

8) Сила (воля к власти, умение навязывать своё мнение вопреки другому мнению)

9) Богатство (политический, духовный, экономический капитал).

Ресурсы власти:

То на что опирается власть в процессе своей деятельности

1) Экономические ресурсы (национальная валюта, банки, золотой запас; таможенные, налоговые сборы; инвестиции внутренние и внешние; внешне-экономическая политика; внедрение научно-технических достижений)

2) Социальный ресурс (социальная структура общества; власть опирается на определенные слои)

3) Идеологический ресурс. Партии выполняют роль громоотвода.

4) Культурно-информационный ресурс (культурные ценности, обычаи, традиции, система информации).

5) Правовой ресурс (конституция, федеральные законы, нормативные акты, указы, приказы, постановления, госты, стандарты)

6) Административный ресурс – совокупность силовых государственных институтов (армия, полиция, тюрьма – гос ресурс поддержки власти, зависит от кадров, которые там работают).

Признаки власти:

-легитимность

-суверенитет

- публичность

1. Легитимность – право на власть, оно может быть традиционным и юридическим, или национально-легитимным, как называл Вебер.

- традиционное (монархии) – венчание на царство

- национальный-легальный вид – подкрепленный законом, который оговаривает правила, функции, границы власти.

Легитимация власти – признание или непризнание власти населением; это психологическое признание власти населением. Иногда легитимация власти существует вне закона.

Закон о власти появился в конституции 1993 года.

2. Под суверенитетом власти понимается политическая независимость и самодостаточность. – Ж. Боден.

Исключительное право власти – устанавливать правопорядок в стране.

Суверенитет власти имеет право отменять внутренние законы, если они идут в разрез с национальной безопасностью. Власть может применять жестокие санкции к нарушителю. Власть может отменять законы, угрожающие национальной безопасности.

3. Публичность власти – несколько важных слагаемых, которые делают власть доступной населению. (гласность, поощряющаяся властью)

- обратная связь между властью и населением

-разъяснительная политика властью населению

- информационное обеспечение власти

Функции власти: судебная, исполнительная, законодательная.

Политические элиты.

1. Концептуальная разработка теории элит.

2. Типология современных политических элит и система их отбора

В XIX веке в России появляется теория. Под термином интеллигенция понимались представители разных слоёв населения, выступающих за социальное преобразование общества:

- либеральные дворяне

- профессорско-преподавательские слои

- разночинные слои с высшим образованием

- рабочие, пропагандирующие марксизм в России

Органическая интеллигенция – интеллигенция третьего поколения. Неорганическая – выходцы из крестьян, рабочих.

Мы никогда не употребляли слово элита, оно появляется во второй половине XIX века в европейской политологии. (Парето, Моска – итал политологии). Заслуги Парето – теория открытых и закрытых элит):

Львы и лисы.

Львы – закрытый, сословный тип элиты, богатые, жесткие, не желающие пускать в свой круг людей со стороны. Формирование деспотии, тирании, монархии разных видов.

Лисы – открытый тип элиты. Риторическим талантом обладают, даром убеждения, эти элиты избираются.

Вывод Парето о циркуляции элит: если не циркулируют, они стареют, стагнируют, умирают.

Даже самые закрытые элиты имеют из приближенных сословию людей.

Отбор по Парето: наследование или выбор.

Моска вводит более чёткое определение: наследование, выборы, кооптацию.

Кооптация – отбор представителей элиты в рабочем порядке (если кто-то выбывает, то ищется кандидатура, которая согласилась бы работать) – закрытая кристаллизация, самый оптимальный отбор. (Моска)

Михельс – австриец. Сформулировал железный закон олигархии: массы не могут господствовать в обществе и прямой демократии в обществе быть не может.

Олигархия – руководство, администрацию учреждения. Мир в процессе развития усложняется, а усложнение вызывает новую власть.

Пришедший в организацию, администрацию, добровольно не уйдет.

Железный закон олигархии:

- получает заработную плату

- имеет льготу

- сращивание горизонтальной и вертикальной олигархии с олигархией других организаций

Лекция №6

Элиты

1) Джилас – американский политолог, считает политическая элита – бывшие революционеры и государственные бюрократы.

2) Милес – американский политолог. Понимал под элитой тех, кто занимает высокие посты в социальных и политических институтах. Военные и специалисты в области социальной жизни и в экономике, значит, формируется баланс элит.

3) Джон Белл – американский политолог 50-х гг. Он считал, что политической элиты могут считаться только люди с высшим образованием. Если люди могут управлять производством, выдвигать креативные идеи в технической структуре, значит, они могут выдвигать идеи и в социальной структуре.

4) Шварцен Бергер – французский политолог сформулировал треугольник власти.

Элита: профессиональные политики, высшая администрация, деловые круги.

5) Йозеф Шумперт сформулировал плюралистическую американскую демократию. Демократия – игра политических элит, которые вступают в политическую игру со своими программами, образуя рынок программ, деньгами здесь являются голоса избирателей.

6) Из этих элит исключаются технократы. Некоторые политологи говорят, что единой элиты быть не может. Современные политологи – Даль, Рисман. У каждой элиты своя база возникновения (георгафич., демографич.)

7) 1958 г. – Янг, американский политолог, выдвинул термин меритократия, отказавшись от элиты.

Меритократия – аристократия и демократия. В элиту могут входить аристократы с демократическим настроем.

8) Идея Бзижинским была направлена против.

Элита – лучшая инициативная часть населения, обладающая незаурядными данными, демонстрирующая высокие показатели в важнейших сферах жизнедеятельности общества, формирующаяся в результате естественного отбора её представителями общества.

Элита: высшая, средняя, низшая

Элита: политическая, экономическая, социально-гуманитарная.

Типы политических элит.

1) Технократия – не только люди с техническим образованием, но и с особым способом мышления, характерного для этапа индустриального развития общества. Этот период характерен только наращиванием.

2) Эстеблишмент – установление. Не так много элит существует в мире. Английская элита – палата пэров. Пэры Англии – лорды из семей лордов, которые передаются по наследству. Пэр – политический титул, его получает 2-ой сын. Лорд – наследственный титул. Пожизненный титул не передается по наследству. Палата пэров просеивает все законопроекты, принятые палатой общин (нижней).

Традиционная консервативная элита рассматривает на предмет нарушения традиций и обычаев.

Испанский эстеблишмент – в виде испанского гос. Совета. Имеет рекомендательные функции, как и палата пэров.

Во Франции – французская академия наук является разновидностью эстеблишмент.

Американцы под эстеблишмент понимают юристов, экономистов, врачей, учителей, журналистов, все соц-гуманитарные представители, кроме технорей, которые имеют лоббистские столы.

3) Менеджеры. 1968 – год образования Римского клуба под руководством Печчеи. Сформирован, чтобы производить экспертизу всех технических проектов застройки Европы.

В Европе были введены:

- очистные сооружения по очистке воды.

- ставят фильтры на трубы Римский клуб. Бережное отношение к окружающей среде выработал Римский клуб. Экспертизу проектов проводили не технари, а люди с гуманитарным образованием. Этот процесс был назван революцией экспорта. Менеджеры – профессиональные управленцы обществом высшего звена. Уровень государственного, финансового управления по Римскому клубу.

Элиты:

Открытые – отбор через гильдии

Закрытые – антрепренёрский отбор

Политическое лидерство

Теории политического лидерства.

Вопрос о лидерстве продолжает вопрос о власти и субъектно-объектных отношениях власти.

1) М. Вебер. Лидер - человек, способный оказать влияние на группу, организацию, партию, движение или общество в целом.

Действие политического лидера:

- кратковременное

- долговременное-

Оказывает влияние на: локальный, государственный сектор или на весь мир.

2) Платон изображала лидера скромным, благородным, справедливым, бескорыстным.

3) Ж. Баден, Макиавелли.

Баден идеализировал лидера как монарха.

Макиавелли – первый политолог, разделили политические элиты на львов и лис. Львом лидер выступает против населения. Рык льва должен устранить бунт населения. Лиса – государь – против аристократии. Нужно быть хитрым, изворотливым, чтобы остановить аристократию, которая борется за власть.

4) Фридрих Ницше лидерство называл творческим инстинктом, который присуще многим людям.

Люди: гении, подмастерья, чернь. Сахаров – сверхчеловек.

5) Значительный шаг в изучении лидерства сделал М. Вебер. В произведении «Политика как произведение и профессия». Типы:

- традиционный лидер: избран по сословности, религиозные принадлежности, кастовости. Честный человек в политике, который пытается реализовать себя.

- рационально-легальный тип: выбор лидера обществом. Лжец идет на идеях общности во власть и. придя во власть, не желает реализовать эти идеи.

- харизматический лидер. Харизма – Богом данное качество.

Лекция №7

Габриэль Тард – французский социолог. Называл лидерство политическим творчеством, а политическое творчество, как и любое другое творчество подчиняется законом подражания.

Зигмунд Фрейд. Лидерство – постулат о подавленном лебидо. Подавленная сексуальная энергия, присущая только мужчине, он распространяет комплекс Эдипа.

- сексуальное влечение мужчины и женщины

- агрессивность (в обществе развивается в течение 40 лет)

- стремление к смерти

Фрейд делит общество, как и Ницше, на людей, которые обладают компенсационной энергией, которой обладают творческой энергией не имеет сексуальной энергии.

Теория Адлера, сформулированная на основе:

- чувство незначительности компенсируется чувством уникальности

- чувство моральной неполноценности компенсируется чувством эмоционального превосходства

- чувство непосредственности компенсируется чувством высочайшей способности

- чувство неадекватности – чувством компетентности

Эриксон Гамбургер харизму Вебера прочел по-своему. Сущность исторического величия, по его мнению, состоит в созвучии и пересечении, выдвинутых ею идей с умонастроением эпохи. Пересечение идет не только на сознательном уровне, но и через неосознанные структуры мозга.

Концепция бихевиористической школы.

Габриэль Луссуэлл сформулировал политические стили руководства. Политические стили у каждого политического лидера находятся в совокупности (он может демонстрировать несколько стилей).

1 тип Паронаедальный стиль – стиль хозяина, гласит о подозрительности лидера, недоверия к другим, жаждет власти и контроля над другими.

- видит угрозу там, где его нет

- чувствует себя в последней инстанции

- если информация противоречит его мнению, то не принимает её

- манипулирует своими подчиненными, сталкивает между собой, интригует

- всё разделяет на черное и белое, нет середины.

- стиль характерен для тоталитарного режима, он мобилизует население.

2 тип Компульсивный стиль – стиль отличника. Человек, пришедший во власть, хочет сделать всё в лучшую сторону, действует по плану, трепетно относится к инструкциям, боится совершить ошибку.

3 тип Депрессивный стиль – стиль соратника: слабость, безволие, в хвосте политических событий, сидит на двух стульях – Горбачёв.

4 тип Шизоидальный стиль – стиль одиночки: ни на кого не опирается, дистанцируется от политики, слабый, неуверенный в себе.

5 тип Стиль артиста – Жириновский.

 

Типология лидерства

1) Лидер не может быть авторитарным и демократическим, т. к. лидер – это что-то усредненное.

2) Лидеры-герои, лидеры-злодеи – неверно

3) Лидер-пожарный, т. е. быстро реагирует на события

4) Лидер-знаменосец, несет высоко идеи.

5) Лидер-торговец: тогрует своими программами.

6) Лидер-служитель: служит взглядам общности, которая его выдвигает.

Типология Жана Блонделя (франц. социолог и политолог)

Широкая сфера деятельности Умеренная сфера деятельности Узкая сфера деятельности
Спасители: Черчель,Деголь Патернолисты (государственники): Бисмарк, Сталин Идеологи: Мау Дзе Дун (идеолог кровавого коммунизма), Гитлер, Успокоители: Эйзенхауэр Пересмотрщики: Рональд, Маргарет Тэтчер. Попытка отказаться от неолиберализма и кейнсианства. Свободный рынок. Реформисты: Рузвельт. Менеджеры: президенты, премьеры, которых мы не помним. Улучшатели: пытаются модифицировать в обществе. Хрущев. Новаторы: Хрущев хотел заменить министерства совнархозами.

Лекция №8

Государство как политический институт.

1. Типы государственного устройства. Государство унитарное и федеративное. Конфедерация и ассоциативное сообщество.

2. Формы правления: монархия, республика.

3. Правовое государство.

Государство – это тоже субъектно-объектные отношения и тоже вопрос о власти.

1) М. Вебер. Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной формы добился успеха в монополизации легитимного физического населения, как средство господства. – силовое определение государства.

2) Карл Дойч – американский политолог. Государство – это институт, который устанавливает порядок в беспрерывно-меняющемся обществе.

3) Леон Дюги – французский политолог, государство – это организация, обеспечивающая социальную солидарность от имени всего общества. Это организация нации для её экономической жизни.

4) Кейльзен – представители юридической школы. Государство – совокупность правоотношений или нормативное единство.

5) Государство – есть политическая организация общества, обусловленная социальной симметрией, обладающей особой публичной властью, выражающей экономические и политические интересы общности и выполняющая функции арбитража и осуществляющая легализированное принуждение в обществе.

Типы политического устройства: государство можно рассматривать с точки зрения идеологии: либеральное, демократическое, националистическое, социалистическое

С точки зрения центров власти:

- монистическое государство – один центр власти. Катар, Оман, Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия.

- дуалистическое государство – два центра власти: Бутан, Бруней, Иордания, Кувейт

- тринитарные государства – 3 центра власти. Австрия, Франция, США, Бразилия, Венесуэла, Индия, Финляндия.

- квадритарный тип государства – 4 центра власти. Страны Латинской Америки

Конституционный суд был создан, чтобы можно было сравнивать законы в соответствии с конституцией.

Типологию можно различать по цивилизационному развитию: аграрны, аграрно-индустриальные, индустриальные, постиндустриальные, технотронные (информационные).

По административно-территориальному признаку: унитарные, централизованные, децентрализованные.

Централизованное унитарное государство – государство, где местная власть назначается сверху правительством. Швеция – местная власть назначается. Австрия, Индия, Канада, США, - местная власть избирается. Законодательной власти на местах в таких странах нет. Многие унитарные государства идут на то, чтобы предоставить власть.

Китай – унитарное государство. Законодательный орган – всенародное китайское собрание. Каждая провинция Китая (всего их 22) и 3 города федерального назначения имеют Китайское собрание, не имеющие законодательную силу. Субъекты, входящие в состав федерации – добровольный союз, существующий на основе единой федеративной конституции, но с правом самостоятельного политико-правового статуса (собственная конституция или набор законов). Правовая база субъекта федерации не должна противоречить федеральной конституции.

Ассиметричные федерации: США, Канада, Бразилия и другие страны Латинской Америики.

1) В США 50 штатов, 7 федеральных округов. 50 штатов имеют свой политико-правовой статус и представление в Конгрессе США, а 7 округов того не имеют.

2) Канада – 10 провинций, 2 округа (10 провинций имеют п-п статус, а 2 округа - нет)

3) Бразилия – 24 штата, 3 округа (24 штата имеют п-п статус, 3 округа – нет)

Симметричные федерации: Индия – 22 штата, Австрия – 9 земель, ФРГ – 16 земель, Швейцария – 23 кантона и 3 полукантона. (полукантон – 150 тысяч человек, кантон – 300 тысяч человек). Бельгия – 6 субъектов федерации, Россия – 83 субъекта – бюджетная федерация.

В советское время осваивался север и юг Сибири. Из 89 субъектов 15 являлись донорами, а все остальные 74 – реципиентами – субъекты, нуждающиеся в финансировании. Путин разделил страну на 7 округов, определив доноров и реципиентов, поставив в управлении каждого округа своего представителя. Необходимо объединять субъекты федерации, чтобы их осталось хотя бы 60. Но этот процесс очень медлителен, так как на объединение 1 округа уходит 12-15 млрд рублей.

Функции федеральной власти:

1) Внешняя политика

2) Национальный или центральный банк

3) Национальная валюта

4) Экономическая стандартизация ставок налогов

5) Стандартизация медицинских услуги их страхование

6) Стандартизация образования

7) Приватизация ресурсов

8) Армия, оборона, ВПК

9) Экология, космос, транспорт и связь

Функции местной власти:

1) Управление образованием, здравоохранением, сбором местных налогов

2) Управление местной полицией

3) Управление промышленностью и сельским хозяйством

Конфедерация – объединение государств на основе договорных соглашений.

Конфедерация СНГ: объединение на торговых, культурных, по безопасности соглашениях.

Швейцария объединялась с XII века до 1870 года. Была Австро-Венгрия, но они не переросли в конфедерацию.

Все современные конфедерации – это шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.

Ассоциативное сообщество – европейское сообщество, это не конфедерация, но и не федерация ещё. Его признаки: прозрачные границы; общая валюта (евро) испытывает большие трудности (евро с 2003 года). Политики ведут объединение стран в федерацию. Маастрихтские соглашения – право на активное и пассивное избирательное право. Отсутствует в Европе конституция, которую писан Берлускони. Они приняли: облегченное конституционное Лиссабонское соглашение, оно дает евро-парламенту принимать собственные решения по некоторым вопросам.

Лекция №9

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти и принципы взаимоотношения разных ветвей власти.

По форме правления: монархии (просвещенные, абсолютные, дуалистические), республики (президентские, парламентские).

1) Просвещенные монархии – попечительство монарха населению с точки зрения образования и возвышения населения.

2) Абсолютные монархии – жесткие

3) Дуалистические монархии – имеют парламент.

4) Парламентарные монархии – дуалистические монархии, имеющие конституцию и парламент

Президентская республика (суперпрезидентская и полупрезидентская)

1) Суперпрезидентская республика – США. Президентская власть – инвариант монархической власти, ограниченной во времени. Президент не может распустить конгресс и конгресс не может убрать президента. Импичмент – недоверие президенту по какому-либо вопросу конгрессом. 3 импичмента в истории США: 1) 19в. Джонсону 2) 1970-е гг. Никсону 3) в начале 90-х гг. Б. Клинтону.

Функции президента в суперпрезидентской республике: символ государства; глава государства; глава правительства; главный дипломат; главнокомандующий армией, главный распределитель мест (места в верховных судах, всех глав департаментов и глав министерств, формирует свою собственную команду)

После войны во Вьетнаме президенту сократили срок как главнокомандующему до 90 дней, 60 из которых он может не прислушиваться к мнению конгресса. На практике из 250 военных конфликтов только 5 раз вмешивался конгресс. Главы департаментов и министерств, хотя и не назначаются, но периодически отчитываются перед конгрессом.

У американцев существует система сдержек противовесов – «исполнитель – законодательный тупик» - означает, что внесение любой поправки в конституцию США или в декларацию является сложной процедурой. У президента имеется 2 права вето: большое вето и карманное вето. Большое вето президент налагает на законопроекты, которые считает невозможными и отправляет обратно в конгрес.

Конгресс
палата представителей – нижняя законодательная, избирается на 2 года и это является традицией. Происходит деформация полномочий законодательной власти в исполнительную   палата верхняя палата – Сенат, состоит из 100 человек: 50 губернаторов и 50 председателей конвентов законодательных собраний. Палата не избирается, а ретируется раз в 6 лет примерно на 6%

Россия

Федеральное собрание
Нижняя палата – законодательная – Госдума, избирается на 5 лет по конституции 1993 года. Верхняя палата – Совет федерации. 83*2=166 человек (представители губернаторов). Предложение Матвиенко: избирать параллельно губернатору и представителей губернатора.

Смешанная система избрания депутатов: 50% по мажоритарной системе, 225 по пропорциональной системе – формируется в одном округе, в котором выдвигаются зарегистрированные партии, число мест прямо пропорционально набранному % глосов.

5 лет назад принято решение перейти только на пропорциональную систему. Это связано с тем, что по одномандатным округа проходили кандидаты от криминальных групп, которые шли в парламент.

Путин предложил отказаться от мажоритарной системы выборов, так как представители криминальных групп приходили на собрания только на решение тех вопросов, которые касаются их.

Лекция №10

Парламентская система

Парламентскую систему отличает формирование правительства на парламентской основе. Премьер-министром становится председатель партии, победившей на выборах. В парламентской системе самая сильная фигура – премьер-министр, который принимает все решения. Парламент может распустить правительство и сам себя. Парламенты различны во всех странах.

1) Итальянский парламент 1948-1990 г. – правительство Италии менялось 50 раз, так как многопартийная система парламента – пропорциональна системе выборов; если много партий, очень трудно сформировать монолитное правительство. Формирование зависит от количества партий: 4 партии в стране – оптимально; не более 6 партий в стране; 10 и более партий – нестабильно.

Только с 90-х гг., благодаря Берлускони Италия перешла к блокам, так как 75% - мажор., 25% - пропорцион. Мажоритарная система заставляет создавать коалицию перед выборами., угнетает многопартийность.

Парламентская система и президентская – слабый президент (Италия, Австрия, Германия).

Способы избрания:

1) Только парламентом

2) Парламент + местная муниципальная префектурная власть

3) Избирается всем народом

Срок слабого президента: может избираться на ограниченный и неограниченный срок.

Функции слабого президента:

1) Выполняет представительные функции

2) Представительная: президент награждает какого-либо деятеля.

3) Назначает указом премьер-министра.

4) Имеет право роспуска парламента – в парламентской, где многопартийность – парламент не стабилен.

Есть супер парламентская страна, где нет президента – Швейцария. Правительство обычно работает дольше парламента – страна богатая, обеспеченная.

Наиболее стабильный – шведский парламент. Коалиция имеет социал-демократов, имеющие на выбор парламента 45 %, а в коалицию берут маленькую партию.

Англия – особый тип парламентской монархии: традиционно- консервативный парламент. Парламент избирается на 5 лет – палата общин, но ни разу не досидела до конца своего пятилетия. Парламент и правительство и заседают в одном круглом зале, где по одну и другую сторону стоят лавки, обитые кожей; внизу сидит правительство. Фракции в парламенте не партийные, а отраслевые. Каждую фракцию возглавляет кнут – они ведут разговор на предмет голосования.

1) Кнуты следят за дисциплиной, лишают материального содержания, если не пришёл на заседание

2) Кнуты заботятся о демократии (должно быть равное количество людей в каждой фракции).

3) Доносят в парламенте, выступают по фракционным вопросам.

Консерватизм английского парламента заключается в том, что все вопросы, связанные с избирателями, английский парламент решает в самом начале, в первый час – «час вопросов» - парламентский час. Кнуты – заднелавочники.

Парламенты в мире бывают:

1) Однопалатные – в унитарных странах, но есть исключения анахронизм (Англия, Италия)

2) Большинство стран имеют двухпалатный парламент, так как нижняя палата – законодательная, верхняя палата – субъекты федерации.

3) В ЮАРе трёхпалатный парламент: 1 палата – белые, 2 палата – черные, 3 палата – цветные.

В истории были пяти палатные парламенты. Правовое государство возникло в Европе, а реализовала его на практике – Америка, так считают некоторые теоретики.

Карл Шмидт разрабатывал теорию целевого государства – государство, где всё направлено на решение общественных вопросов, но когда пришёл Гитлер к власти, Карл Шмидт увидел, чем страшно целевое государство.

Целевое государство Карл Шмидт называл позитивным государством. Вводит понятие негативного государства – государство, которое должно управлять позитивным государством. Это негативное государство было вызвано рихштагом – правовое государство. У нас нет понимания международных законов.

Критерии правового государства:

1) Верховенство закона – механизм реализации

2) Равенство всех перед законом

3) Разделение властей, как функциональное сотрудничество и система сдержек противовесов.

4) Независимость суда: независимость судьи, закон.

В 60-е Хрущёв объявил, что нынешнее поколение людей будет жить по морали. Матрёшка в законе предполагает одну статью – наказание за что-то главное, а потом подпункты. Дает возможность давить на судью, чтобы он уменьшил срок. Суд присяжных.

5) Гарантии прав и свобод граждан. Права и свободы индивида – государство не вмешивается в реализацию своей жизни. Права и свободы гражданина – государство вмешивается в жизнь гражданина.

6) Взаимная ответственность государства и личности. Обязательства – моральные нормы, соответствующее поведение, честный добросовестный труд.

Политическая система общества

Политическая организация общества

Государство Гражданское общество
Исполнительная власть Законодательная судебная Партии Молодежные движения Профсоюзы Трудовые коллективы Творческие союзы (композиторов, литераторов) Различные фонды (благотворительный) Спортивные организации Конфессиональные группы Добровольные общества Рационализаторские общества

Уже в 60-е гг в США такие политологи, как Истон, Алмонд, Даль – приняли новую категорию, называющуюся политической системой.

Они понимали под политической системой реальный и сложный взаимосвязанный механизм формирования, функционирования и адаптации публичной власти.

Политическая система.

Политическая организация общества Политические нормы (конституция)
Политические отношения Политическое сознание, менталитет
Политическая деятельность Политическая коммуникация

Политические отношения – протест, одобрение, ожидание, внешней или внутренней среды.

Политическая коммуникация – форма взаимодействия власти и окружающей среды.

Политическая система меняется под воздействием различных требований:

1) Распределительные требования: зарплаты, пенсии, здравоохранение, социальные пособия, распределение рабочего времени и отдыха.

2) Регулировочные требования: контроль государства за рынками; контроль государства за производством товаров и услуг; обеспечение общественной безопасности; борьба с криминалом и терроризмом.

3) Коммуникативные требования: информация от власти к внутренней и внешней среде и наоборот, правда коммуникативные требования могут иметь определенные сдерживания информации, которое идет на законных основаниях (в Англии закон о запрещении публикации на 25, 50, 100 лет)

В политической системе может идти поддержка из внешней и внутренней среды. Мы поддерживаем лидеров, политическое сообщество.

Лекция №12

Функции политической



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: