Лекция: Анализ сочинений и изложений как средства обучения учащихся связной речи и правописанию.




План:

1. Сочинения как показатель продвижения ребенка в развитии.

Анализ сочинений имеет важное значение не только для выводов о развитии речи, но и об общем развитии детей. Обычно применительно к начальной школе указываются такие критерии качества сочинений, как последовательность и логическая связь мыслей, стилистически грамотное изложение. Нет сомнения, что такие критерии качества сочинений, как последовательность, логичность изложения, стилистически грамотное оформление, важны. Однако не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Если учитель в сочинениях учеников своего класса обнаруживает ростки разностороннего развития детей — не только их ума (мышления, наблюдательности), но и формирования чувств, это и будет свидетельствовать о продвижении учащихся в общем развитии.

Рассмотрим сочинения на тему «Мои друзья». Мы выбрали для анализа сочинения учащихся разных групп по успеваемости в конце учебного года.

Валя М. (слабая по успеваемости) — «Мои друзья, товарищи».

«Моих друзей очень много. Но самые дружные — это ребята нашего класса Лена, Таня и Валя. Однажды мы гуляли во дворе. Около котельни была яма, и там был уголь, который ссыпался в котельню. У меня что-то упало, и я полезла доставать и застряла, а Таня вытащила меня. Конечно, у меня ноги были в угле, но было тепло, солнце высушило уголь, он стал хорошо очищаться, и мама об этом не узнала. Конечно, бывают случаи, когда мы поссоримся, но бывает это очень редко. Юра мне тоже друг. Вот, например, вчера я не знала, что написано по естествознанию. Он дал мне тетрадь, и я теперь не получу замечание».

Женя Л. (слабый ученик) — «Мой друг».

«У меня есть мой друг Игорек. Он никогда не оставляет меня без внимания. Я часто дерусь с ним, но на следующий же день он меня прощает и остается со мной заниматься. Иногда на уроке он решит задачу, и я его прошу помочь мне, и он помогает. Один раз я не записал домашнее задание, а Игорь сказал мне недовольно: «Вот какой у меня товарищ».

Игорек часто болеет, и мне очень жалко, что он мало ходит в школу, но если он придет, то быстро догоняет ребят».

Нина Ф. (слабая ученица) — «Мои друзья».

«Я не помню, как и где познакомилась с Галей и Верой. Но я радуюсь, что дружу с ними. Они честные и скромные. Они помогают мне в учебе. Мне они самые близкие друзья в классе.

Когда мы поссоримся, то только на пять минут, а потом опять начинаем разговаривать. Скоро каникулы, но я не хочу расставаться с ними.

У меня есть плохие черты, поступки. Я обязательно исправлюсь за это лето. Чем больше мы растем, тем больше дружим».

Леша М. (средний ученик) — «Мои друзья и наши приключения».

«Мой друг, по-моему, самый хороший, это Юра. И еще я дружу с Наташей, но не так, как с Юрой. С ним я дружу давно и знаю, что он хороший товарищ, он у меня проверенный.

Вот один случай. Мы играли в мяч. Я сильно ударил, и мяч улетел в другой двор. Я залез на забор и стал смотреть, куда он попал. Оказалось, что он попал в корзинку, которую несла старушка. А когда бабушка пришла к нам во двор жаловаться, Юра попросил прощения, хотя и не он бросил мяч».

Нина X. (средняя ученица) — «Мои друзья».

«В классе у меня подруга Ира. Мы с ней дружили до школы. Играли, кушали друг у друга. И нас было не разлить водой. У Иры и у меня был разный характер, и мы ссорились, но сразу мирились и забывали, из-за чего поссорились. Часто мы просто уступали друг другу, потому что игры были интересные. Мы ходили в рощу, там играли в прятки. В роще было очень хорошо: деревья стояли зеленые, а солнце грело очень тепло, даже я бегала в одном платье.

Иногда моя бабушка диктовала диктанты, а мы их писали, соревнуясь, у кого меньше ошибок».

Вера С. (средняя ученица) — «Мои друзья».

«У нас в классе все ребята дружат и все по-своему хороши, у каждого есть своя черта. Некоторые ребята переехали и не пришлют даже открытку, а это очень плохо, значит, они забыли нас.

У нас бывает очень интересно: утренники, эстафеты: кто вперед пришьет пуговицу, вденет нитку в иголку, зашнурует шнурок, тот и выиграл. А еще мы пели и танцевали. Но время пролетело, и наш маленький утренник кончился. Мы вышли на школьный двор. Там было очень красиво. Деревья стояли в зеленых платьях, как будто весна-портниха одела их».

Саша Р. (сильный ученик) — «Мои товарищи».

«Я дружу с тремя ребятами. Это Боря, Женя и Володя. Но Борю почему-то не все ребята любят. Правда, у него вспыльчивый характер, но все равно с ним интересно. До школы я их не знал, но в классе я с ними подружился. Мы не только вместе играем в разные игры, но и читаем книжки. А когда гуляем, особенно зимой, то строим пещеры из снега, катаемся на санках с горки, на коньках на маленьком дворовом катке. А еще мы любим догонять друг друга. Вовку очень трудно догнать. И тут я немножко хитрю: я просто бегу за ним, а когда он устанет, я его и хватаю».

Оксана Д. (сильная ученица) — «Мои друзья из класса».

«У нас в классе очень хорошие ребята, отзывчивые, всегда помогут и за добро всегда отплатят добром. Я дружу с Зоей. Мне хочется, чтобы она хорошо училась. Я ей помогаю, и она стала лучше писать. Мне в ней нравится ее доброта. Она отдает все последнее, что у нее есть. Она очень веселая и отзывчивая, и поэтому я ее люблю».

Лена С. (сильная ученица) — «Наши ребята».

«Когда я утром вхожу в класс, то слышу, что все кричат и смеются. И мне тоже становится весело. И все неплохо ко мне относятся. Вот, например, Галя. Она мне нравится всем, но она чересчур серьезная.

За ней сидит Нина. Это очень скромная, застенчивая девочка. Боря — умный мальчик, но вспыльчивый. Чуть что не по его, он сразу в ход пускает руки. Потом идет Верочка. Я ее давно знаю, и она мне никогда не грубила, как некоторые. Потом вижу очень веселого мальчика, это Володя. Он честный, никогда не обманывает. Мне он этим нравится. Потом видна голова Оксаны. Она мне нравится всем, но особенно своей простотой. С ней так легко!»

Как видно из сочинений, работы отличаются довольно тонкими наблюдениями характеров и душевных качеств. В них мы встречаемся с критическими замечаниями и самокритикой. Детям присущи прямота, искренность и непосредственность чувств.

Ребята рисуют образы своих друзей, насыщенные переживаниями различных эмоций. Хотя прямо дети не говорят, но видно, что они ценят справедливость, взаимопомощь, честность. Например, Женя с чувством нежной признательности за внимание и требовательное отношение говорит о своем друге Игоре.

Все это свидетельствует о постепенном развитии у школьников осознанного подхода к оценке качеств личности. Эта оценка выражается пока по-своему, по-детски. Но это указывает на подлинность испытываемых чувств, побуждающих к размышлениям, выводам, оценке своих поступков и поведения товарищей. Ребята с чувством гордости отзываются о своих друзьях, выражают чувство привязанности к ним.

Некоторые дети с увлечением пишут о своих приключениях. От окружающего мира они ждут чего-то нового, необычного, интересного.

В сочинении ученицы Лены совершенно другое мироощущение. Вот она рисует картину обычных, ежедневных встреч в классе. В этом описании сквозит радостное чувство близости к своим товарищам, от которых ей передается хорошее, веселое настроение, и проявляется доброжелательное, но в то же время критическое отношение к друзьям.

В работах учащихся разнообразные по построению предложения — это говорит об успехах школьников. Следует также сказать о характере использования языковых средств. Язык разнообразный, встречаются уместные образные сравнения (деревья в зеленых платьях, весна-портниха, не разлить водой).Хотя сочинения написаны на одну тему, они все разные по конкретному содержанию.

Рассмотренные факты указывают на существенные результаты в общем развитии учеников.

В чем это проявляется?

Материал сочинений свидетельствует о развитии эмоциональной сферы учащихся. Явлени я, с которыми дети сталкиваются в жизни, в учебе, не оставляют их равнодушными, они как бы пропускаются через призму их внутреннего мира. Сочинения свидетельствуют также о развитии умения наблюдать, проявляющегося в тенденции к умозаключениям на основе подмечаемых свойств. Соответствие теме, последовательность изложения, достаточно правильное построение предложений характеризуют мыслительную деятельность. Таким образом, сочинения указывают на результаты по всем трем основным показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.

1 Все примеры из сочинений приводятся без допущенных ошибок.
2 См.: Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. — М., 1981. — С. 11—15.
3 См.: Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М., 1975. — С. 86.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: